Рождественская музыка. Рождественские оратории
Пасхальные стихи русских поэтов. О символике Пасхи
Здесь пунктирно пройдемся по списку что слушать на данную тему и использовать для празднеств.
В этой статье о жанре рождественских ораторий. В следующей - о теме Рождества и Нового года в опере. В романсной лирике и песнях. Цикл статей рождественской и новогодней поэзии, прозы, живописи, музыки.
Рождественские Оратории
Оратория - жанр внелитургической духовной музыки. Истоки жанр берет в Риме эпохи Контрреформации к середине XVII века.
С середины XVII столетия, когда оперный театр стал главной формой приобщения к кмузыке, театру и формой развлечений масс - оратории исполнялись чаще всего в Великий Пост. Однако в это время по особому обету римских пап оперные театры по всей Европе в этот период стали закрываться, и любителям оперного искусства пришлось слушать оратории, которые в XVII - 1-й половине XVIII века часто назывались «духовными операми». В некоторые годы светские увеселения отменялись поностью, так что это дало импульсы расцвету ораториального жанра.
Как и в оперном театре, в католических ораториях этого времени большое разнообразие сюжетов, но носят они уже не светский, а религиозный характер. Многие оратории были посвящены истории Ветхого Завета, жития святых, а вот сюжет Рождества Христова хотя и также был нередок, но не единственен в жанре рождественской оратории. К теме Рождества Христова одним из первых к обратился Марк Антуан Шарпантье, ученик Дж. Кариссими.
Традиционная оратория пишется на духовный сюжет (например, рождественский) и по стилю достаточно близка современным ей операм.
- Первые классические образцы жанра рождественской оратории- сочинения Джакомо Кариссими.
- Генрих Шютц. «Истории Рождества Христова» XVII века (1664)
- И-С Бах. Знаменитая «Рождественская оратория» Иоганна Себастьяна Баха, представляющей цикл кантат, которые исполнялись в течении всех святок (1734).
Это самая известная рождественская оратория.
-Гендель. Мессия
Сен-Санс Рождественская оратория (1858)
20 век:
-Органный цикл Оливье Мессиана «Рождество Господне» (1935),
включающий 9 пьес («медитаций»), в основном на традиционные рождественские сюжеты («Богоматерь и Дитя», «Пастухи», «Ангелы», «Волхвы»). Мессиан строит свое сочинение на синтезе индийских и древнегреческих ритмов, смешивая с прямыми цитатами и опосредованными аллюзиями григорианских песнопений. Прибавляя элементы элементы раги, что в индийской музыке - серия из пяти и более нот, на которых строится мелодия. В такой синкретической форме Мессиан рисует музыкальные картины иллюстраций истории Рождества. По утверждениям некоторых исследователей Мессиан создает экстатическое, далекое от обычного молитвенного настроения ликования («Бог среди нас»); переливающиеся звучания органа в последней из пьес цикла поистине "захватывает дух...".
-Рождественская оратория Софьи Губайдуллиной
Другие мои статьи о музыке и музыкальную критику см в папке с таким же названием.
https://zera-cherkesov.livejournal.com/105000.html
Свидетельство о публикации №116120509613