Скопа
По описанию Георги, немецкого ученого, ученика знаменитого Линнея, в путешествии по Дальнему Востоку Российского государства (тогда только утверждающего свои территории)повстречали гнездо скопы на дереве. Чтобы достать яйцо скопы, члены экспедиции срубили дерево. При падении дерева, гнездо разрушилось и яйцо скопы было разбито вдребезги. Спрашивается, зачем рубили дерево?
На пути им повстречалась юная чета, представителей коренных народов. Они были радушны, охотно пошли на беседу, рассказали, кто они и откуда пришли. Угостили свежевыловленной рыбой, а члены экспедиции, догадавшись на нужду в порохе и в пулях на мелкокалиберную винтовку, дали им немного пороха и пуль. На том расстались.
На своем пути члены экспедиции делали карты, зарисовки местности, растений, животных, насекомых, птиц, собирали гербарий, виды мхов, трав, ягод, плодов, ловили рыбу, добывали дичь. Словом, это было тотальное изучение края немецкими академиками. Ученые числились на должностях Российской Академии наук.
В селении, где жили представители коренных народов, навстречу им вышел небольшого роста старик, на груди которого висела... голубая лента с орденом святой Анны, а на поясе висел в серебряных ножнах кортик, с вензелем императрицы Елизаветы. По-видимому, это был князь Гантимуров, из эвенкийского большого рода, который охранял пределы Российского государства исправно от посягательств маньчжуров.
В 1660-е годы граница Китая простиралась до Станового хребта(нынче север Амурской области и юг Саха Якутии). Казаки Пояркова выдергивали пограничные столбы Китайской империи на Становом хребте. Позднее двумя веками, по Амгуньскому договору русские военные путешественники устанавливали пограничные знаки уже по реке Амуру и по Приморью. Император Китая понимал, что лучше иметь одну Россию в союзниках и подписал договор, по которому по Амуру имели право ходить только российские суда и китайские. Англичане, французы, американцы ушли восвояси оттуда.
Были и миссионеры из Испании, Франции на Дальнем Востоке и в Сибири, которые занимались пропагандой католической религии среди коренных народов, но, что-то не получилось у них, тогда они ушли на Тибет.
Я возвращаюсь к старику с серебряным кортиком и задаюсь вопросом.
Участники экспедиции не расспросили старика о его подвигах, за что он был награжден медалью святой Анны и за что ему был дан кортик? Скорей всего, увидев среди представителей коренных народов, награжденных такими знаками уважения и почета, члены экспедиции были неприятно поражены. Они сами не были удостоены таких наград, а тут, в глуши тайги нате вам, какой-то князек местный и при императорских наградах.
Свидетельство о публикации №116120508982