Три посвящения Белле Ахмадулиной
Эльф пластики одических затей,
В которых чувство кроткого сомненья
Над свойством воли у игры страстей.
Е.Грислис "Время перемен".
Белла Ахмадулина стала по-настоящему знаменита сразу и навсегда. Никто не писал, как она. Лауреат Нобелевской премии Бродский считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический — в значительной мере продукт ее подлинного голоса».
Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве в смешанной татарско-русской семье. Ее отец Ахат Валеевич Ахмадулин (1902-1979) был по национальности татарином. Мать, Надежда Макаровна Лазарева, была родной племянницей известного революционера, представителя "ленинской гвардии" Александра Митрофановича Стопани (1871-1932), родом из Италии. Его сестра, то есть родная бабушка Беллы, была итальянкой. Не отсюда ли любовь к Югу, любовь Кавказу и Крыму?! Что касается последнего, то ее перу принадлежат стихотворения: "Воспоминание о Ялте", "Как двадцать лет назад", "Как долго я не высыпалась", "Пререканье с Крымом", "Зима на юге", "Стихотворение, написанное давным давно".
Наверно, и простым смертным, и гениям писать о подобной личности, тем более поэтессе очень непросто. Тем более, признаюсь откровенно, что в юности я не понимала ее стихов и только со временем открыла для себя как поэтессу откровения и искренности неземной. И многое раскрыло о ней телевидение. Всегда облаченная в черное, со множеством колец на тонкой руке, Белла Ахатовна Ахмадулина всегда казалось мне похожей на свои стихи. Некоторые из пишущих о ней допускали, что и причудливые, со странным сцеплением слов ахмадулинские строки не стали бы объектом столь страстного поклонения, если бы не ее поразительная скифская красота.
Думаю, однако, что все же были и есть еще великие, которые не могли "взлететь" так высоко, как Белла Ахмадулина. И, совершенно неважно, что когда в 1955 году в журнале "Октябрь" вышла первая публикация "школьных" стихов начинающей поэтессы, советские критики нашли "неактуальными", "пошлыми" и "банальными". Ведь в историю большой поэзии попала именно она: у читателей юная поэтесса сразу завоевала огромную популярность, а в литературном институте, где она училась с 1955 по 1960 годы, "дитя-великаншу" особо выделит признанный корифей поэтического слова П.Г.Антакольский. В 1962 году при его посредничестве будет издана первая книга Беллы Ахмадулиной «Струна». Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной,Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!»
Становлению Ахмадулиной в начале 1960-х годов, как публичной поэтессы, способствовали поэтические выступления вместе с А. А. Вознесенским, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественским. Они обычно проходили в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете и собирали огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры. В ней изысканность и возвышенная духовность граничили с некоторой надменностью, легким привкусом декаданса. Вытянувшись в струнку и воздев подбородок к небу, она могла часами читать свои стихи наизусть. И,конечно, завораживал сам голос поэтессы, подобный серебряному колокольчику. Его ликующе-хрустальный тембр обволакивал и вводил в транс. Позднее, в 1970-е годы Ахмадулина скажет об обманчивой — «По грани роковой, по острию каната» — легкости этих выступлений («Взойти на сцену»).
Я посвятила этой поистине необыкновенной "шахерезаде поэзии" три отдельных стихотворения. Перед их сотворением, я буквально изучала её "избранное". После самого наивнемательнейшего прочтения двухтомника ее стихов, я решилась на невозможное - проникнуть в суть гениальной Беллы, утонченность и хрупкость той единственной тональности, которая, кажется, и не поддается определению. Вливаясь в ткань ее мыслей и стилевых особенностей, я постигала этот тонкий и высокий мир. Процесс не кратковременный, но творчество Беллы стоило того! И в какой-то момент родилось первое посвящение...
ПРОНИКНОВЕНИЕ.
Посв. Белле Ахмадулиной.
Ты богиней глядишься земной.
Твоя странная речь, как запой.
Все пластично в тебе и в стихах –
Тонких, нежных, текучих в волнах.
Протяженных, как вечность, но в них
Хрупкой зябкости чудится миг.
Так в зрачках, столь подвижных,
как ртуть,
Вижу я гениальности суть –
Наполняюсь волненьем тиши
Онемевшей от страсти души.
Я молю тишину: снова будь!
А душе прошепчу: приголубь.
И как в детстве в плену очутясь
Ласки нежной, отдам, не смутясь,
Все – вне круга таинственной веры,
Скрытой в сердце больном Изабеллы.
21.04.98
Этот момент совпал с выступлением Беллы по телевидению. Я схватила, как птицу, её глаза, о которых здесь пишу. Если в молодости она была красавицей, то здесь я увидела богиню. Такое возвышение над миром и его суетами! И это был не просто родник, из которого читатель мог зачерпнуть живой водицы, но и настоящий оазис для Души читателя! Так родилось мое второе стихотворение...
Прозренье
Б. Ахмадулиной.
Твои глаза – неистовый магнит –
Двух полных лун израненные птицы.
Твои уста восстанут… и убит
Извечной пошлости злой дух. Водицы –
Той голубой, которой в мире нет,
Хлебну и окуну лицо слепое.
Прозрею я! И отблеском ланит
Вес темноты и горя перекрою.
Святым признаньем, о, признаньем, да,
Ответят мне израненные птицы.
И голова моя светла, но в ней искрится
Все ж этот сон, все только это снится!
2002
Причем, не так давно я смотрела - по годам - когда и какие именно стихи она писала. Оказывается список не так велик по количеству (иногда по два стихотворения в год), но по качеству - грандиозен. Ведь почти все стихи на устах у любителей поэзии. Не случайно на её стихи написаны и самые пронзительные и красивые романсы, особенно «По улице моей» и «А напоследок я скажу». Особая атмосфера, благодатное Пространство, щедро наполненное сердечной энергией, энергией Любви и восхищения позволили мне написать оду уникальной поэтессе. Мне захотелось как можно вернее не только уловить волшебную музыку стихов , но и продлить ее сквозь время...
Ода Ахмадулиной
Как будто я, превысив чин ума,
Посмела фамильярничать с Вселенной.
Б. Ахмадулина.
Она взросла как ласковый цветок,
Восточной прелести терпенье и удача.
Как роза, где невинный лепесток
В душе склонялся и смеясь и плача,
То лепетал о чем-то, о своем…
Неведомом, болезненно страдальном.
И я, уткнувшись в книгу зимним днем,
Ловила смысл невнятный с пониманьем.
О, неужели это обо мне
Неровным млеком робкое признанье?..
В молитвенно глубокой тишине
Мне чудилось прерывное роптанье.
Закладывало уши от высот,
Куда цветок неудержимо рвался.
Вдруг закружил неистовый полет
Флюидов в опьяненье контрданса!
Слог, пенье, танец…- все переплелось,
Все перепуталось в искрящемся потоке.
Захвачена до кончиков волос,
Я ощущала высь в мерцанье токов,
Идущих из воздушного шатра…
А голос Розы иль Шахерезады
Звал за собой до самого утра
Стихами упоенную плеяду.
26.01.06.
Евгений Евтушенко так писал о своей чудесной подруге и первой жене, как поэтессе: "Усвоив ассонансную "евтушенковскую" рифмовку, она резко повернула в совершенно другую сторону - в шепоты, шелесты, неопределенность, неуловимость. Однако я не согласен с точкой зрения Вольфганга Казака, который называет ее поэзию "аполитичной". Аполитичность как бы подразумевает политическое равнодушие. Поэзия Ахмадулиной, да и ее поведение скорее антиполитичны. У ее стихов "Елабуга", "Варфоломеевская ночь", "Сказка о Дожде" не отнимешь ее особой, я бы сказал, интимной гражданственности, проникнутой презрением ко всему тому, что есть политика, унижающая и уничтожающая людей. Хрупкая, нежная рука Ахмадулиной подписала все письма, которые только можно припомнить, в защиту диссидентов и многих других попадавших в беду людей. Ахмадулина ездила в ссылку к Сахарову, найдя мужество пробиться сквозь полицейский кордон. Ахмадулина пишет элегантную прозу, выше сюжета ставя тонкость языка, как, впрочем, и в поэзии. В 1989 году ей, убежденно антиполитическому поэту, присуждена Государственная премия СССР. Ахмадулина - почетный член американской Академии искусств." (Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995.)
В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь. Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине скорой помощи. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза. Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище. Окончился жизненный и творческий путь великой поэтессы, родившейся через сто лет после гибели Александра Сергеевича Пушкина и покинувшей земной мир через столетие после ухода Льва Николаевича Толстого.
В 2017 году Россия отметит 80-летие со Дня рождения Беллы Ахмадулиной... Поэт никогда не уходит совсем и навсегда: остаются стихи, в которых - его бессмертная душа продолжает быть зрима в реальном мире.
__________________________
Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Переделкино) — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Награждена многими премиями и медалями. В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Присуждать премию будут за стихотворения на русском и итальянском языках, а также в номинации «Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии». 9 февраля 2013 года, выступая на первом Съезде родителей, президент РФ В.Путин призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе Посмертно ей открыты памятники в Тарусе(сентябрь 2013 г.) и в Москве(ноябрь 2014г.).
Свидетельство о публикации №116120400670
Вы хорошо пишете и эссе, и стихи.
Отлично, что стихи Ахмадулиной будут в школьной программе,
только бы не забыли...
В тему хочется показать Вам своё стихотворение
и фото Беллы, рядом её стихи, любимые мной.
http://www.stihi.ru/2010/12/14/5507
☼ Людмила
Людмила Фирсова-Сапронова 23.06.2017 16:16 Заявить о нарушении
Завтра буду у Вас в гостях.
С уважением, Е.Грислис.
Мир Искусства Елены Грислис 23.06.2017 21:51 Заявить о нарушении