Максималист, часть IV
Пунктуация в кинозаписи - это
совокупность зримых приемов связи...
/R.Dataille, Grammaire cinegraphique,
Paris, 1946/.
-35-
"Прощайте, годы игровые!
Прощайте, девы молодые!
Вас поезд жизни дальше мчит,
Моё урочье - меч и щит.
Я буду жив былым событьем,
Вы - неминуемым открытьем
Новых поветрий и затей
И новых для себя друзей.
Признать утрату сердцу больно,
Я призывал вас к жизни вольной
И в этом вам не изменю:
Вас за открытья не казню.
Не мне бокал допить игристый,
Взгляд дочитать прямой и чистый -
Застынь, любови полынья!
Ступайте с Богом от меня!
-36-
Мой путь - в Сибирь..." На третьи сутки
В Казармах Красных он в Иркутске.
В расцвет застоя /вот так фокус!/
Попал служить в кадетский корпус:
Здесь офицеры с ним на вы,
Здесь начинают с головы:
Здесь гарнизонный парикмахер,
В душе всех посылая ... ,
Двухсотый полубокс стрижет,
Фасон полковник стережет.
Курить тут сразу запретили,
Пока письмом не разрешили
Родители! Таков курсант,
Культуры воинской гарант.
Кирпич колчаковской эпохи
Привычно поглощал их вздохи,
-37-
Увы, не сторожа от яда.
На удивленье, первой Влада
Прислала целое панно,
Заботы, чувств оно полно:
Восьмое чудо орфографьи,
Открытка, рубль и фотографьи,
В конце же собственно письма
Карандашом цветным тесьма.
"Живете в комнате? В палате?.."
Еще б спросила про полати!
Начало "во первЫх строках"
Откуда сдула впопыхах?
И адрес быстро раздобыла.
А фотокарточек три было:
В фас, в профиль и в других числе,
Ну только что не на осле!..
-38-
Дав улежаться впечатленью,
Он приступил, как к упражненью,
Ответ какой-нибудь писать,
Обет молчанья нарушать.
И, сам того не замечая,
Он пишет... Тане, называя
Ей адрес части, роту, взвод.
Ответа, впрочем, он не ждет.
"Чудно, что я тебе пишу,
А не по лестнице спешу
Через запретные ступени
Забыться в дружественной сени.
Не принуждаю отвечать,
Досуг свой как-то ограждать.
Я весел, как всегда, навзрыд,
Да что душа? - Всё отболит!.." -
-39-
"Твое письмо меня смутило.
Скажу я больше: огорчило.
Но я решила не молчать:
Приходится и нам скучать
Без вас. Как вспомним наши "сечи",
И ждем уж чуда целый вечер:
Вот бы!.. Но все вы далеко,
И вам, я вижу, нелегко..."
Ужель такой он трус душою?
В песок стремится головою?
Насильно можно ли забыть?
Тогда зачем же было жить?
Судьба им встречу подарила,
Она же их и разлучила.
Судьба уроки задает,
Она не скажет наперед.
-40-
Поэт рожден стоять у грани.
Чуть позже он ответит Тане.
Пока ж, трагедией дыша,
Он пишет стих, себя круша:
Там идешь ты,
Здесь бреду я.
Ты в Свердловске,
Я в Иркутске.
Ты в кино,
А я на плац.
Ты - вино,
А я - эрзац.
Мне не пить,
А ты пригубишь.
Мне любить,
А ты забудешь...
-41-
Не складно перво увольненье,
Хоть безупречно поведенье.
Иркутск вечерний тесен, густ,
Парней пугает каждый куст:
Вдруг там патруль комендатуры?
Или какие-нибудь дуры
Привяжутся, нальют вина,
И ты уж сдался /не война!/...
Гуськом, втроем, как партизаны,
Зашиты брючные карманы,
Не пьют, не курят, не жуют,
А вслед... девчонки три идут.
Вот впереди пожарник в форме,
Ефрейтор! Но ребята в норме:
И плесканул шаг строевой!
И отдана честь головой!
-42-
Уж лучше топот истуканов,
Чем на губе жрать тараканов.
Кругом испуг, переполох,
Кто давится, кто "ах!", кто "ох!".
А позади смех до покату:
"Девчонки! Это... не солдаты.
Артисты!" - Вот в какой прокол
Трех рядовых ефрейтор ввел.
"Братва! Полгорода за нами.
Ну, начудили мы ногами!
Чтобы хвост этот отрубить,
Вперед всех надо пропустить:
Вон там киоск, газетку спросим".
А девки обнаглели вовсе -
Как мухи: "А он ничего!
Ну, как я вам возле него?"
-43-
Скучает киоскер - о внуках,
О не поддавшихся науках,
За "кафедрой", как вран, сидит.
Александрий почти кричит:
"Нам "Панораму"! Для примера.
И что-нибудь про ХайдеггЕра". -
"Про что? Про что?" - "Про экзистанс!
И три конверта - про запас".
Дед поначалу усомнился,
Но червь иной зашевелился:
"Минутку! Что-то я листал..."
И, как отчет, раскрыл журнал.
Там были в "наших интересах"
Развенчаны "чужие" пьесы:
На сцене рядом тьма и свет -
Экзистенциализма бред!"
-44-
Под заревом "Союзпечати"
Три кителя, журнал, три платья,
Три пары кованных сапог -
И три конкретных женских ног,
Три сердца с воинской присягой -
И три с девической отвагой
/Три от врагов со стороны
Да три для "внутренней войны"/.
Три "тьмы", три тактики измены -
На светлой половине "сцены":
Стратегия их - честь отдать
И ново войско нарожать.
У драмы в духе экзистанса
Развязки нет - одни нюансы:
Так пишется за стансом станс,
И общий ищется баланс.
-45-
"Девчонки! Вот вы и попались!
Где полтораста лет вы шлялись?
Пришлось дивизию поднять,
Чтоб ваши ножки разыскать.
А ну, ребята, посчитайте,
Да ни одной не пропускайте". -
"...пять, шесть, три пары аккурат!
Вот уж полковник будет рад.
А стройные какие! Прямо,
Проигрывает "Панорама"!
Ну, всё, девчонки: вы - домой!
А ножки мы возьмем с собой".
Сомкнулись мило злые губки:
Шесть рук метнулось к ним под юбки!
Ах, эти б ножки рвать и рвать,
Да девки бросились бежать!
-46-
Не унеслось бы праздным стремя,
Да подошло урочно время,
И нужно торопиться в часть,
А хочется... с коня упасть!..
Довольно! Сыт он увольненьем
И неоправданным волненьем.
Он жизнь, как сцену, разделил
И в город больше не ходил.
Он изучал журнал ученый -
И слышал смех, и плач, и стоны...
Страницу месяц он читал:
Ученый шибко был журнал!
Привык к занятиям, к муштровке,
Как женска талия к шнуровке,
Учил себя терпеть и ждать,
Чтоб... в жизни талию сыграть.
P.S.
Свидетельство о публикации №116120404568