Ковёр
1. ЗАМОК
Какою ведьмою заклятой
старинный заколдован дом?
…В тугой пыли ржавеют латы
и страшно в сумраке седом;
спят зачарованные люди,
молчат застывшие часы,
и тают прахом в пёстрой груде
ковры невиданной красы,
таится тьма у изголовья…
И это – назовут любовью,
и этот златотканый прах
цветными рифмами унижут?!
Ты прав, Катулл. О, как ты прав!
Да! Я люблю – и ненавижу!
2.
Сумрак покровом чёрным
лёг над Коломной древней
вызолотив парчою
крепость, кресты, деревья.
Тёмною пряжей вечер
сквозь позолоту сквера
у Цитадели шепчет
шёлковою шпалерой:
«Тише! Уста сомкните!
Слушайте шелест нитей…»
О неземное пенье! –
эхо пустых покоев! –
Это идут виденья
тропкою колдовскою…
3.
По Городу струит волшебный газ
азийское дыхание сирени;
лиловых облаков живые сени
сквозь готику оград ласкают глаз
и в их благоуханно-зыбкой тени
чужие сказки шепчутся о нас;
и тысячеединый их рассказ
шуршит шелками пепельных видений.
Вершины мавританских минаретов
и грохот калиостровой кареты
смешались на магическом стекле
с латынью лат и трепетом плюмажей.
…О чём ещё в вечерний час расскажет
сирени цвет в алеющем Кремле?
4.
Призрачной плотью видений пестрит ковёр;
тени барокко с тяжёлого гобелена
смотрят лукаво, точнее – скрывают взор,
точно им нравится тьма шерстяного плена.
Будто бы им важны: эта немая сцена,
этот ночной бальзам – золотой раствор
смутных свечей, когда луна заливает стены,
башни, аркады, и камнем мощёный двор.
Ложная готика! Лживых гербов манерность,
пряность предательства, призраки пышной скверны,
словно укравший власть венценосный вор.
Кто там идёт вдоль стен, тихо, стопой неспешной?!
Иль это снова тень – бархатная насмешка,
злая геральдика праха – цветной ковёр?
5. ИЗ РОНСАРА.
CLXXIII сонет «Любовных стихотворений»
О стрелы, что разят до сути самой,
о бред души, о дум круговорот,
о юности бессмысленный уход,
о желчь, о мёд – дары желанной Дамы!
О вспышки тщетной страсти – злая драма! –
о жар, что леденит, о хлад, что жжёт,
о грёзы, о шагов напрасный счёт,
о скалы, что к мольбам не так упрямы!
О твердь, о море, хаос, небо, рок,
о ночь, о день, о призраков чертог,
о гордый пыл, о бурной страсти жажда,
о демоны, о ангелы светил! –
коль вас Амор когда-нибудь томил –
взгляните – ради Бога! – как я стражду…
6. МАРИНКИНА БАШНЯ
Белорученька моя, чернокнижница…
Марина Цветаева
То кричишь из Маринкиной башни…
Анна Ахматова
Башня! Прялка серой паутины…
Дымная кудель с её корон
ватою веков, как вязкий сон,
зыбится и льётся нитью длинной.
И горит ковровою картиной,
чёрной парчою похорон –
скроенный из плит острог и трон.
…Анна, Марианна и Марина! –
три судьбы сошлись тропой неторной,
словно роз сцепившиеся корни
иль во тьме зерцал – мерцанье глаз.
С криком у бойницы вьётся галка;
и в ночи парчовой – башня-прялка
связывает свой заклятый сказ…
7.
В груди моей горчайшею печалью
отточенное стонет остриё;
я знаю стрел воздушное шитьё
и знаю тот невидимый колчан я!
О девушки! – напрасны увещанья, –
она пришла – цветное забытьё, –
но имя я не выскажу её,
увы! – мою любовь зовут – Молчанье.
Какое горе – тонкие покровы:
ни стона, ни движения, ни слова –
когда душа дотла обожжена!
Отравленный настой земного зноя…
Везде она. Везде она со мною –
чьё имя – ложь, чьё имя – тишина.
8. ГРАНОВИТАЯ БАШНЯ
Спираль ступеней: шёлковый извив,
тугая тяжесть сотканного пуха…
снаружи – август; стройка и разруха,
покраска, пыль… И чад висит, застыв.
А тут: гул тишины и тьмы наплыв
и Парка – тугоухая старуха
о прежней жизни сплетничает глухо,
зловещей нитью выступы укрыв.
И как же после – радостно и сладко
подняться на зубчатую площадку,
внизу оставя теней тёмный пух!
Коломна – точно брошенная барка
без палубы… И солнце бродит жарко.
И воздух – словно лён – шумяще-сух.
9. ПАМЯТИ ПЕТРАРКИ
«Рухнула высь Колонны и Лавр зелёный
лёг у долины!..» Пой же, горькое слово,
птицей лети – и снова, снова и снова
мчи сквозь века, сквозь космос – долгие стоны.
Там, где когда-то являла его мадонна
узкий свой след на лоне ковра лесного, –
бродит лишь Эхо, и стонут её оковы
там, где стволы – колонны, лужайки – троны.
Что мне до этого? Что бесконечно вторить
отзвук чужой тоски и чужого горя?
Варварской речью – сонету не стать богаче.
Но почему-то связали святые узы
рощи Коломны и зелень ветвей Воклюза
тонким звеном: озаренья, любви и плача.
10. ШПАЛЕРА
…Шелковой нитью и златою…
«Песни полотна». Сборник XIV века
Чистейшими, звучащими цветами
я тку настенный звёздчатый ковёр
и, точно груды роз на платье Даме,
ложится на основу мой узор.
Завязывают нити резвый спор
упругими и жёсткими прядами;
а ход иглы стремителен и скор, –
но долог труд – и тянется годами.
И так – моей фантазии игла
ведёт шитьё – и розы вьётся мгла,
и призраки в узорах и девизах –
прочней резной брони, прозрачней рос…
Смотри: сквозь них виднеется откос
той крепости, что строят Алевизы.
11. СИЛЕН И НИМФА
…Косматый фавн бежит за ясною наядой
Ян Каспрович
К богине сгоряча прильнул Силен, –
в кольце из грубых рук его подруга;
над юной грудью, выгнутой упруго,
он тщетно распаляет страсти тлен.
А нимфа, разлюбив силений плен,
вдруг вырвалась из рук крутого круга,
и прочь летит, сминая травы луга,
дразня мельканьем бёдер и колен.
И вот уже в ручье меж берегами,
девчонка мчится, шлёпает ногами
и скрылася, смеясь, в лесной поток.
А бедный бог, кряхтя, идёт сторонкой,
и нежный смех летит над лесом звонко.
Девичий смех… Как он, подчас, жесток!
12. ШПАЛЕРА В САМБОРЕ.
ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА
…Что я другая ипостась Тристана
Джеффри Чосер
Весною сад полуночный объят
узорной мглой цветочного тумана,
где птичье оперенье – жар чеканный
и травы ткут извилистый наряд.
Как сушит кровь любви текучий яд!
Какой тоской теснит два гибких стана!
О взор Изольды! О глаза Тристана! –
вам нет, увы, решёток и оград.
И страшная судьба от них укрыта:
сюда идёт король, крадётся свита,
и мчится впереди с мечом Мелот…
…Не в том ли замке та была шпалера,
где отрешил Отрепьева от веры
лица Марины лёгкий поворот?
13. КВАРТЕТ
…когда их лёгкие персты
Тебя тревожат сладостным напевом.
Понтюс де Тиар
Сокровища мелодий в руки взяв,
сошлись они компанией весёлой,
где юный луг шуршит узором трав,
где птицы гомонят и блещут пчёлы.
И вот уже их слаженный состав
подхватывает вместе тему соло;
и вторят блеску глаз, наклону глав –
то клавиши, то плавный стон виолы.
Что – словно лёгкой жаждой – жжёт уста?
В певучих голосах звенит, чиста,
любовной клятвы жаркая услада.
Так – в этот миг и выткал мастер их.
Вздыхает шёлк безмолвный. Вьётся стих
в резной тени коломенского сада.
14. СОКОЛИНАЯ ОХОТА
Иль убийцею Дорианом…
Анна Ахматова
Король и королева за столом
и шахмат перед ними рать резная,
а рядом – бродит сумрачная стая
сокольничих в обличии лесном, –
перчатка там у каждого стальная,
и сокол быстроглазый бьёт крылом.
Всё спит… И лишь Фортуны метроном
незримо числит ритм, века считая!
Лишь он расскажет, как тут годы шли,
среди поблеклой мебели, в пыли,
средь школьных карт и книжного развала;
как падал на покров – багровый свет,
пятная страшный старческий портрет
и зеркало холодного кинжала…
15. ДЕВУШКА С ЕДИНОРОГОМ
Вечерний свет ласкает гобелены…
Эллис
Быть может – сад, а может – вешний лес
раздвинул крон тяжёлые объятья.
Но кто застыл там? Как могу понятья?
Ужели некий дух спорхнул с небес?
Лицом бела, как тонкий цвет завес.
А к лёгким складкам девичьего платья
лесное диво – странное занятье! –
главу склонило в шорохе древес.
То резвый молодой единорог.
Он к людям развращённым очень строг,
но ластится покорно к деве скромной.
И так, в плену веков, они сидят…
И замок вдалеке стоит, зубчат,
точь-в-точь похож на старый кром Коломны.
16. ФЛОРЕНТИЙСКИЕ ПРИЗРАКИ
Задумчиво идёте, пилигримы…
Данте Алигьери
И странников давно на свете нет,
и Данте – в нетях ласковой Равенны;
безвестен Беатриче прах забвенный,
ведь место погребенья – без отмет.
Пути людей – движение комет.
Кипят на небе звёзды, точно пена,
и россыпь зодиака – равноценна
зыбям песка, где твой прелестный след.
И розовый цветок девичьей плоти
исчезнет в ветровом водовороте;
пыльцой цветочной станет лёгкий тлен.
И мускус губ взовьётся горсткой пыли,
мешая шёпот рощ, где мы бродили,
да звонкий мрамор строк с высоких стен.
17. ОБРАЗЫ
Весёлый бог струит своё вино,
сердитый бог стремит свои перуны;
Омир гремит в послушливые струны;
Ясон крадёт златистое руно.
Руины Трои бросивший давно,
кряхтит Эней под лапою Фортуны;
монах строчит узорчатые руны;
Изольда смотрит в узкое окно.
Дразнящий пыльный антиквариат…
Узорным плотным шёлком цепко сжат
лукавый дух цветного гобелена.
Все эти драгоценные миры –
всего лишь пряность призрачной игры,
пустой театр… Нарядная измена.
18.
Узорный виноград обвил забор,
осенний воздух прян, как чёрный кофе,
и трещины, рассекшие собор,
ахматовский вычерчивают профиль.
Провинция? Но воздух сентября
заставит вспомнить даже о Леванте:
напротив, на стене монастыря,
сквозит полусожжённый облик Данте.
И воздух бродит рифмой. Отчего
поёт он непонятные терцины?
Откуда – в полотне плаща его
полощется парча речей старинных?
О Город мой! Мохнатый, древний шмель,
осыпанный пыльцой иных земель!
19. ПОЛЬША
Бывает, нимфа, заплутавшись в тёмном лесе,
Ждёт, чтобы Пан её позвал игрой на флейте…
Ярослав Ивашкевич
Эхо, бессонная нимфа…
Александр Пушкин
Песня-море выбрасывает на берег
воспоминаний янтарь, что принесло с собою;
и эхо дум бесконечных о радостях и потерях
звучит, как в славянском Поморье – голос прибоя.
Песня-ручей проносит в воде звучащей
кислород, соринки, лучей блескучие свечи,
и эхо разносит журчанье в зелёной чаще –
долгий отзвук стремительной польской речи.
В зубчатых стенах Коломны – гулкое эхо
заплелось в незримую пряжу слезы и смеха…
Голос польского леса в листве родимого края!
Море! Белый песок! Ветер и лес в хороводе!
И Эхо, бессонная нимфа, плутая, бродит
и поёт, поёт, поёт, поёт не смолкая…
20. MARIA MNISZOWNA. 1609
Картины холст – неясная граница,
стекло, где совместились тьма и свет,
зеркальное теченье смертных лет:
лицо Марины зыбится и мнится.
Гранёной рамы тесная темница,
вечерней мглой овеянный портрет, –
глухого подземелья древний бред,
где золото с землёй соединится.
Венец: десяток царственных жемчужин;
роскошный ворот инеем остужен,
сребрится платья жёсткое шитьё.
И цепи драгоценной злые звенья
свились в одно змеиное мгновенье
с холодным блеском карих глаз её.
21. ПЯТНИЦКИЕ ВОРОТА
Так – беглою иглой над плотною основой
фламандских мастеров колдует редкий рой,
чтоб краски чтили глаз роскошною игрой,
чтоб стал картон картин суровостью ковровой.
Так – своды этих врат июньскою порой
теряют жёсткость черт... Как странно то и ново!..
Клубится дымный день, бесплотный, словно слово,
сливая и мягча зубцов багряный строй.
И кажется стена седого Арсенала
изысканным ковром, колеблющимся ало.
Не камень там, а ткань! Не пепел там, а взгляд!
И чудится очам: то быстрый бег звериный,
то грохот кавалькад и гордый лик Марины,
в безмолвии шпалер, на мраморе палат.
22. ГАМЛЕТ
Там, за ковром, где тьма покровы клонит
и вьётся позолоченная моль –
таится труп кровавый. Не король,
а впопыхах заколотый Полоний.
…Я тщетно страсть искал на чёрном троне;
а видел лишь заигранную роль.
Я ждал любви, но только злобный тролль
являлся, как в подделанном дублоне.
Тяжёлых драпировок духота,
расшитый призрак, дымная мечта,
смертельный яд игрушечного мира.
Тугое зло ковра… И служат злу:
пропитанный отравой поцелуй
и смертью напоённая рапира.
23. ВИДЕНИЕ РОЗЫ
Мощное «маэстозо» –
отзвук цветного бала.
Алым виденьем – роза
на пол в ночи упала;
и ароматным газом
пламя цветка струится,
и озаряет разум
дивною грёзой принца.
Розою казанлыкской –
воздух пронзил – Нижинский!..
…Из-за ночной портьеры
прихоти взор неверный –
царский цветок Венеры…
Тёмный ковёр модерна.
24.
За шелестом завес мелькнуло платье –
знакомая узорная мечта,
но тщетно я раскрыл свои объятья –
из мёртвой тьмы смотрела пустота:
безглазый взор венецианской маски,
бездушный бархат, вышитый и вязкий.
Так вои исход загадочной дороги,
куда меня желанье привело! –
готические тканые чертоги,
глухое позолоченное зло.
Покоев потаённых вереницы,
фантомы златотканой пустоты…
Немые нарисованные птицы;
стальной иглой заклятые цветы!
25. КОЛЛЕКЦИЯ
Красный ампир шкафов, барокко тёмных буфетов:
розы Ронсара, лаванда, сирень и мята,
серая амбра, мускус, египетские ароматы,
корки лимона, кофе, эллинские монеты,
бабочки, мёд и марки, жемчуг и самоцветы,
вина в пыльных бутылках, обломки античных статуй,
лак на амфорах, книги, линзы, булат и латы,
шорох гадальных карт и шёпот моих сонетов:
всюду всё тот же облик – след на резном алмазе –
женский, влекущий, скрытный, – точно клубок фантазий,
тот, что уводит в космос тропкою муравьиной.
…О если б можно было из потаённых стонов
вырваться – сбросить плоти призрачные хитоны –
с жаждой о Бесконечном, с верою о Едином!..
26. ИЗ ОСКАРА УАЙЛДА. TEDIUM VIT;
Клинком покончить с юностью моею,
в век пошлости – таскать его наряд,
позволить каждой лапе красть мой клад
и в женский локон впутаться, немея?
Быть у Фортуны конюхом, лакеем?
Всё это не ценней, чем пены спад,
да летний пух колючек, что летят
по ветру, дать потомства не умея.
Я оставляю сборища глупцов:
нелепой клеветы пути кривые!
Достойней нищим быть, склонив лицо,
скитаться, жить под кровлей пастуха –
чем в тот вертеп вернуться, где впервые
мой белый дух узнал уста Греха!
27.
Я оставляю сумерки шпалер,
их вышитые шёлковые рощи,
где охраняет яды вечной ночи
в миланских латах чёрный кавалер.
Я покидаю шелесты портьер
и лживые пленительные очи,
цветенье зла, что смертоносной мощью
таит между страницами Бодлер.
Я проклинаю кров моих подруг,
где каждый взгляд отравлен, каждый звук
надломлен, как поддельная монета.
Прощай, шелками шитая страна!
Я ухожу. Из тёмного окна
уже струятся отблески рассвета.
28. ОСВОБОЖДЕНИЕ
Прощайте, проклятые стены –
прошитый шёлком вечный труд,
и эти пряные измены,
и терпкий, утончённый блуд,
и заколдованная крепость,
и призраков пьянящий газ!
Какая тщетная нелепость –
искать забвения у вас!
Как это больно, и как просто!
Так – вражий наконечник острый
рывком из раны извлечён.
Так – ночи морок ядовитый
рассветным рассечён мечом
и падает – ковром расшитым.
Свидетельство о публикации №116120303404