Юбилейный Кубок. Финал
Жеребьевка:
Лев Леонтьев Холодная война vs Ольга Хворост Катя 2:5
http://www.stihi.ru/2010/11/20/1874
http://www.stihi.ru/2013/07/10/4871
(Ольга Симитина, Вячеслав Ильин vs Юрий Семецкий, Сергей Скловский,
Дмитрий Маслов, Александр Комиссаров, Борис Поляков 2)
Ольга Симитина:
Лев Леонтьев Холодная война vs Ольга Хворост Катя --- 1:0
http://www.stihi.ru/2010/11/20/1874
http://www.stihi.ru/2013/07/10/4871
Мне думается, это даже несколько показательно, что у нас в финале два стихотворения с остро выраженной социальной тематикой межличностных отношений, к тому же с неким бытовым подтекстом. Тема зависимости «больных» людей от «здоровых», беспомощности и беззащитности первых против жестокости или сострадания вторых. Мне, определенно, импонирует тот факт, что в данном конкурсе в финал вышли не вычурные слёзодавительные мелодрамы или тяжеловесные философские притчи, а вполне себе прозаичные человеческие истории, рассказанные к тому же без прикрас – как есть.
О «Холодной войне» было уже немало сказано: и об искренности, и об образности, и о неподдельном, практически осязаемом напряжении. Я бы хотела еще добавить, что это повествование лично меня зацепило описанием эмоций ребенка/взрослого, переданным опосредованно, без конкретных шаблонов - мол, больно, страшно, одиноко. Чего только стоит «бывший папа» или ладони, барабанящие «в надменность и злость на лице». О страдающей маме вообще напрямую не сказано, но то, что женщина страдает – бесспорно, хотя и передано через призму восприятия ситуации мальчиком. И его, мальчика, нестерпимо жалко. Не меньшее сочувствие вызывает и взрослый мужчина, у которого «превращается в точку ребёнок и прячется в сердце». Знаете, неправда, что мать нельзя не любить, просто сама эта мысль настолько противоестественна и крамольна, что мозг ее объективно не воспринимает. Когда «умирает бессмертное время», оно хоронит вместе с собой много еще неокрепших ростков души.. Что случилось с мальчиком-мужчиной? Где его собственная семья? Была ли она вообще? Или «урожай погиб», едва пробившись?
Я, как всегда, не могу обойтись без метафор.))) Во времена моей юности на дискотеках использовался такой атмосферный элемент, как зеркальный шар. Он вращался, на каждую чешуйку попадал свет и отражался от ее поверхности, выстреливая ярким тонким лучом в публику. Такой же эффект от этого стихотворения… Каждый, наверное, помнит непередаваемое чувство тоски и одиночества, которое забиралось за воротник, когда взрослые «воевали». А еще к нему примешивалось такое жгучее «саможаление», аж слезы на глаза наворачивались: от того, что ты маленький, несчастный, никому не нужный и совершенно беспомощный. Хотелось бежать, долго и без оглядки, пока хватит сил. Конкретно я в такие моменты была Козеттой из «Отверженных» (Гюго) – на полном серьёзе. Даже тайком потом искала в секретере документы о своем удочерении. Эти воспоминания накрывают меня до закладывания ушей каждый раз, когда я перечитываю «Холодную войну». Все мы родом из детства. Может, так «стрельнуло» во многих читателей? Своей, давно забытой Козеттой? По крайней мере, мне очень хочется в это верить.
Единственное, что напрягает - всегда сбиваюсь на этой строке: «Он, конечно же, любит её – как же мать не любить?..»
О «Кате» тоже говорили много. Рассуждать, заслуженно или нет – не моя задача. Я расскажу, почему НЕ: не поразило, не захватило, не выбрано.
Друзья, мы настолько привыкли к бессердечию и равнодушию людей в целом и друг к другу в частности, что истории, подобные этой, воспринимаются читателем чуть ли не как подвиг. Хамством, грубостью, рукоприкладством, сквернословием, неуважением, обсираловом (простите мне мой хранцуский) никого не удивить - норма жизни. А вот когда милосердие на свет божий пробивается – нонсенс, требующий как минимум охов и ахов.
На самом деле, это НОРМАЛЬНО, когда дееспособный человек в приемлемом возрасте заботится о беспомощном и зависимом, потерявшим элементарные навыки самообслуживания. Это НОРМАЛЬНО, даже если последний вам ни фига не родственник или уже не родственник. Я не знаю, что именно испытывала Катя к бывшей свекрови – об этом можно только догадываться, - но она «привыкла», и если бы кто-то из нас ее спросил, считает ли она свое поведение героическим, а себя благородной и великодушной – женщина бы откровенно рассмеялась. По крайней мере, та Катя, которую за строками вижу я. Превентивно остановлю возмущение тех, кто посчитает меня бездушной скотиной: говорю не понаслышке. Понимаете, когда ухаживаешь за кем-то каждый день на протяжении длительного времени, большая часть положенных тебе в данной ситуации чувств и эмоций атрофируется, как то: здоровый эгоизм, жалость к себе, брезгливость, самолюбование, самобичевание, возмущение вселенской несправедливостью и прочее, и прочее. Остается совершенно четкое осознание того, что ты кому-то жизненно необходим. Не «люблю/нимагу», не «яж/его/родила», не «это/мой/крест», а простое и до жути однозначное «так надо» - и к нему привыкаешь. Поэтому история Кати выписана и выверена правильно, но я не стану ею восхищаться или как-то превозносить поведение литгероини. Это нормально. Это по-человечески. Милосердие – не милостыня.
.
Сергей Скловский:голосую за Катю
- 0:1
http://www.stihi.ru/2010/11/20/1874
http://www.stihi.ru/2013/07/10/4871
К финалу все слова про художественные особенности оцениваемых произведений уже сказаны. В данном случае я выбираю второе, так как оно мне представляется более цельным и эмоционально выдержанным. Кто бы ни высказывал своё несогласие с результатами финала/полуфинала, нужно иметь в виду, что это - результат олимпийской системы жеребьёвки и оценок. Увы.
Борьба за третье место:
Жеребьевка:
1.Полонина Ирина- Художница vs Владимир Цюпин Мир 4:3
http://www.stihi.ru/2013/11/09/834
http://www.stihi.ru/2014/05/06/980
(Ольга Симитина, Сергей Скловский, Александр Комиссаров, Борис Поляков 2
vs Вячеслав Ильин, Юрий Семецкий, Дмитрий Маслов)
Сергей Скловский 1:0
В этой паре мы видим две грамотные зарисовки: одну бытовую и одну пейзажную, но, на мой вкус, стихотворение «Художница» выглядит более ёмким – там прочитывается не просто картинка, а некоторая история, оставляющая при этом читателю простор для додумывания сюжетных коллизий, оставшихся «за кадром».
Итак, определились герои финала:
Первое место заняла Ольга Хворост стихотворение Катя
Второе место завоевало стихотворение Холодная война Льва Леонтьева
Третье место заняло стихотворение Ирины Полониной Художница
Финалистом Юбилейного Кубка стал Владимир Цюпин Стихотворение Мир.
Наши поздравления и пожелания дальнейших побед)))
Гл.ред Кубка Стихиры
Л.Котовская
02.декабря 2016г
Свидетельство о публикации №116120208680