Таинственный незнакомец из сна
«Я желаю вам когда-нибудь хорошенько помучиться любовью к людям»
Такое странное пожелание сделал Теодор Фишер Филиппу Трауму, странное но и оптимистичное одновременно – он небезнадёжен, и когда-нибудь, когда-то….обязательно «заболеет» и будет мучится…любовью….
Но не таков «прототип» героя киноленты Игоря Масленникова. Дело даже ни в том, любит ли он кого-то или нет, обременён ли он вообще какими бы-то ни было чувствами кроме скуки. Дело в том, КАК он видит, и в том – ЧТО. Его отстранённость от объекта наблюдения, нахождение вне системы позволяет понимать события объективно и непредвзято. И наблюдать за человечеством, как бы не с человеческой точки очень интересно, если бы ни одно но. Филипп Траум – таинственный незнакомец, племянник Сатаны – ангел – ни человек.
Для него любой человек, менее значим, чем маленький паучок для слона, и всё же… он симпатизируют трём мальчикам – представителям того самого им презираемого человечества. Хотя, чего не сделаешь из-за скуки и одиночества. Можно, например, подружится с «объектами презрения» и показать всю неприглядность того мира, к которому они принадлежат и изменить не могут: ни вокруг себя, ни собственную….собственную свою же жизнь – многовариантно предначертанную.
Хрупкость и бессмысленность, размытые и нечёткие грани добра и зла –ущербность человека, и человечества показаны так убедительно, что невольно закрадывается мысль: а не страдал ли тем же пороком, что и его герой Филипп Траум сам писатель Марк Твен?
Но, нет, именно глубокое сопереживание Его по отношению ко всем божьим тварям, в том числе человеку,– и мешает нам читателям ощутить всю мощь абстрактного видиния неприглядности мироздания. Да, замысел показать – как ЕСТЬ получил провал, поскольку писатель, как и каждый из нас находясь внутри системы, в отличие от персонажа, оказался подвластен и её законам и её чувствам.
Словом, «я скакала три дня и три ночи, чтобы сказать, КАК вы мне безразличны »
И вместо бесстрастного анализа всего сущего получился рассказ о дружбе и любви, о ненависти и предательстве; о вечных вопросах: кто Я, откуда, куда иду….размышления о конечности жизни, о бессмертие и иллюзорности… ничего оригинального, если бы ни какая-то неуловимая атмосфера, созданная писателем, что погрузила тебя в тот отвлечённый придуманный, но реальный мир, может более реальный, чем настоящий. Если бы вопросы, задаваемые мальчиками – мысленно не произносились и самим читателем, а ответы, особенно самый последний, данный Теодору Филиппом Траумом не родился и в моей голове, тоже, но только почему раньше я об этом не думала….или просто забыла…как дурной сон ….
Дурной сон, ведь «траум» - Traume и переводится с немецкого, как сон; мечта, грёза.
Может поэтому, и для Марка Твена это произведение так и осталось, почти грёзой, мечтой, что уже никогда не суждено воплотиться, и стать явью. И нам остаётся только догадываться какою бы она стала Его явь. Догадываться и жалеть…
Свидетельство о публикации №116120208626