Z-мир. 15. Аксиомы жизни
Следовательно, прежде чем начать восстанавливать наше знание заново, нам следует в первую очередь взять (или оставить) какое-то минимальное знание, способное, во-первых, к производству и наращиванию нового знания, во-вторых, к контролю за его качеством и, в-третьих, к контролю за процессом выработки нового знания. Все эти способности должны быть выражены в виде СИСТЕМЫ АКСИОМ («заповедей») РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ, то есть изначальных принципов и целей.
Эта минимальная система аксиом обладает важными и интересными свойствами.
Во-первых, она по существу является геном развивающегося знания-личности: именно эта система, этот ген, будет теперь решать, какие знания и в какой последовательности человек будет отбирать в свою память и к каким целям будет стремиться. По этому гену можно прогнозировать развитие личности на весьма далекое будущее, пока очередная ревизия своего знания-мышления не изменит направление развития личности.
Во-вторых, большое сходство минимального набора аксиом у двух людей является надеждой на то, что в любых спорах они смогут найти взаимопонимание и выработать единую точку зрения. И, наоборот, существенное различие, особенно по важным, принципиальным ценностям, делает взаимопонимание весьма сомнительным и часто лишает общение всякого смысла. Следовательно, если вы хотите найти первоисточник расхождения с кем-то по какому-то вопросу, искать его следует прежде всего в различии аксиом.
Вот минимальная система управленческих аксиом разумной жизни в МОЕМ представлении. Наиважнейшие из них отмечены звездочкой.
АКСИОМЫ ЖИЗНИ (первый, наивысший, иерархический уровень):
1. Не менее половины каждого природного ресурса (в т.ч. и поверхности) Земли должны навечно оставаться заповедными, где человек имеет право на единственное действие: наблюдение.
2. Все ресурсы должны тратиться предельно экономно, а результаты труда должны быть высоко эффективными, безопасными и дешевыми.
3. Численность населения Земли должна быть ограничена величиной, необходимой и достаточной для устойчивого развития человечества (порядка 100 млн. человек).
4. Все физиологические функции человеческого организма (в т.ч. и иммунитет) необходимо закалять.
5. Беречь весь спектр своих чувств от угасания.
6. Поддерживать память о чувствах и ощущениях (особенно о детских).
7. Поддерживать сознание в наилучшем состоянии (в частности, оберегать его от наркотиков и психических капканов – «черных дыр»).
8. Относиться к искусству, являющемуся непроизводительной (в прагматическом смысле) сферой деятельности, не как к «жизни», а как к вкусной «приправе к жизни».
9. Никому не навязывать свою волю, свою информацию, не осуществлять насилие и не нарушать независимость других людей.
10. Делать добро (т.е. дарить вещи и услуги).
11. Развивать логический и управленческий интеллект.
12. Осваивать основы знания о каждой субстанции человека.
13. Уметь строить причинно-следственный план «средство…–…цель» для любой цели.
14. Регулярно проводить полную ревизию знания.
15. Не удовлетворяться достигнутым уровнем своего развития.
16. Стремиться к полносистемному развитию.
17. Познавать как можно больше идеалов и эталонов качества вещей.
18. Стремиться к созданию счастливой семьи.
19. В меру своих возможностей противодействовать насилию.
20. Прилагать усилия для обеспечения вечного существования нравственно-разумной цивилизации.
КАЧЕСТВО ЗНАНИЯ (второй иерархический уровень)
21. Каждый элемент базового знания должен быть реальным.
22. Любое знание истинно лишь с некоторой вероятностью от 0 до 1.
23. Любое новое знание не должно противоречить уже отревизованному знанию.
КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ (третий иерархический уровень):
24. Подвергать сомнению истинность любого полученного тобою знания.
25. Уделять внимание методам исследования, познания и создания принципиально новой информации.
26. Подходить системно к каждой вещи, каждому процессу, каждому понятию.
27. Творить в любой сфере деятельности. Наука и изобретательство – вот главный флаг жизни как цивилизации в целом, так и каждого человека.
Разумеется, человек вправе иметь любые аксиомы-ценности, но наиважнейшая обязанность родителей – ознакомить своих детей с минимальной системой аксиом разумной жизни. Возможно, это знание когда-нибудь им понадобится.
Нарушение даже одной аксиомы ставит под угрозу существование человеческой цивилизации в целом.
***
Воспитать человека – это ПРЕЖДЕ всего заложить в его сознание систему аксиом жизни.
Выяснить систему аксиом жизни конкретного человека – значит познать его Я, познать его как личность.
***
Данная глава представляет собой завершение фундамента Z-мировоззрения. Мне несложно показать, как «казнь египетская» ожидает человечество при несоблюдении той или иной аксиомы. Если же Z-аксиомы будут соблюдаться, то человечество уже не выпадет из поезда, идущего в Бесконечность. А опасность выпасть чрезвычайно высока. Сознание, наряду с величайшим благом – показывать дорогу в счастливую вечность, порождает и свой антипод: абсолютных врагов цивилизации, задача которых – уничтожение цивилизации вообще.
Обращаю еще раз внимание на тот факт, что перечисленные аксиомы являются не научными и, тем более, не философскими, а управленческими, кибернетическими.
(2016)
Свидетельство о публикации №116120100001