Уроки мудрости или тайный разум мудреца
ПОДРОБНЕЕ О БИБЛЕЙСКИХ ВОЛХВАХ
Волхвами назывались те мудрецы, которые были приведены к Иисусу чудесной звездой (Матф.2:1-12). Волхвы, у мидян и персов, являлись родом учёных людей, они обладали большими познаниями в астрономии, математике, астрологии; многие из них были ещё и жрецами при языческих храмах. Общение с ними и присутствие их среди народа Божьего было строго запрещено (Лев.19:31. 20:27. Втор.18:9-14), но Даниил в определённое время был поставлен главою вавилонских мудрецов (Дан.5:11). Нетрудно догадаться, что волхвы, приходившие поклониться Христу-Младенцу, это были добрые всходы и обильные плоды тех семян истины, которые Даниил пророк посеял в своё время, живя среди вавилонян и персов, потому что как повествует нам история, эти волхвы, пришедшие из далёкой Персии в Вифлеем, были богатыми персидскими мудрецами.
Термин “восток” всегда соединял в себе представление об особой мудрости, таинственности и богобоязненности, стремлении познать божественное и подчинить всё Высшей силе (Ис.41:2).
ПРОРОЧЕСТВО СВЯТОГО ДУХА БОЖЬЕГО О ВОЛХВАХ, ПРИШЕДШИХ С ВОСТОКА ПОКЛОНИТЬСЯ ХРИСТУ-МЛАДЕНЦУ
Увидев же звезду, они (волхвы с востока) ВОЗРАДОВАЛИСЬ РАДОСТЬЮ ВЕСЬМА ВЕЛИКОЮ, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, ПАВ, ПОКЛОНИЛИСЬ ЕМУ; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Матф.2:10-11.
«Волхвы с востока были ФИЛОСОФАМИ. Они принадлежали к большой и влиятельной группе общества, состоявшей из людей знатного происхождения и владевшей большей частью богатств и познаний своего народа. Среди них были и такие, кто злоупотреблял доверчивостью народа, НО БЫЛИ И ПРАВЕДНИКИ, ИЗУЧАВШИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ БОЖЬЕГО ПРОМЫСЛА В ПРИРОДЕ, – ИХ ПОЧИТАЛИ ЗА ЧЕСТНОСТЬ И МУДРОСТЬ. ИМЕННО ТАКИМИ БЫЛИ МУДРЕЦЫ, ПРИШЕДШИЕ К ИИСУСУ. Свет Господень всегда сиял во тьме язычества. Когда волхвы изучали звездное небо и пытались проникнуть в тайны движения светил, они видели славу Творца. В поисках ответов на свои вопросы они обращались к еврейским Писаниям. Да и в их родной стране хранились пророческие книги, предсказывавшие пришествие Божественного Учителя. Валаам, например, принадлежал к таким волхвам, хотя был при этом пророком Божьим. Получив откровение Духа, он предсказал процветание Израиля и явление Мессии. И его пророчества передавались в виде преданий из поколения в поколение. Но Ветхий Завет содержал наиболее ясную весть о пришествии Спасителя. Читая Писание, волхвы с радостью узнали, что это событие близко и что весь мир должен приобщиться к познанию славы Господней. Мудрецы видели таинственный свет на небе в ту ночь, когда Божья слава сошла на Вифлеемские холмы. Когда свет погас, появилась яркая звезда и замерла на небе. Это была не неподвижная звезда, не планета, а необычное явление, вызвавшее живой интерес. Звезда представляла собой группу сияющих ангелов, но этого мудрецы не знали. Тем не менее они почувствовали, что новое светило имеет для них особое значение. ОНИ ПОСОВЕТОВАЛИСЬ СО ЖРЕЦАМИ И ФИЛОСОФАМИ, исследовали древние свитки. Пророчество Валаама гласило: “Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля” (Числа 24:17). Должно быть, эта необычная звезда – предвестница Обетованного? Волхвы приветствовали свет истины, посланный с небес. И тогда она засияла еще ярче. Во сне они услышали повеление отправиться на поиски новорожденного Царя. Подобно тому как Авраам доверился призыву Господню и пошел, “не зная, куда идет” (Евреям 11:8), и как Израиль с верою шел за облачным столпом в землю обетованную, так и эти язычники отправились на поиски обещанного Спасителя. Богатые посланцы щедрого Востока отправились в путь не с пустыми руками. В то время было принято приносить дары в знак почтения высокородным или другим именитым особам, и поэтому самые изысканные сокровища их земли были предназначены Тому, в Ком благословятся все народы земли. Чтобы не потерять звезду из виду, путники должны были идти ночью. В пути они обсуждали предания и пророчества о Том, Кого отправились искать. Останавливаясь для отдыха, волхвы вновь разворачивали священные свитки, и в них крепло убеждение: они ведомы Господом. Кроме путеводной небесной звезды дорогу им указывал Дух Святой, свидетельство Которого они ощущали в сердцах и в Котором черпали надежду. Это было долгое и утомительное путешествие, но они были счастливы, что отправились в дорогу. Когда волхвы пришли в землю Израильскую и оказались на склонах Елеонской горы, откуда как на ладони виден Иерусалим, звезда, которая вела их в течение всего пути, остановилась над храмом, а затем и вовсе исчезла из виду. Посланцы Востока нетерпеливо устремляются вперед, уверенные, что радостная весть о рождении Мессии уже достигла Вечного Города. Но напрасно они расспрашивали о Нем. Войдя в святой город, они направились в храм. К своему удивлению, они не нашли ни одного человека, который знал бы о новорожденном Царе. Их вопросы вызывали не радость, а удивление и даже страх, а порой и презрение! Тем не менее весть о прибытии волхвов очень быстро разнеслась по всему Иерусалиму. Их странные слова взволновали народ и дошли наконец до дворца царя Ирода. Коварный едомлянин был весьма обеспокоен неожиданным известием, так как почувствовал в нем намек на возможного соперника. Его путь к трону был отмечен бесчисленными убийствами. Народ ненавидел царя-иноплеменника. Единственной его защитой был Рим, благосклонный к нему. Но этот новый Царь имел гораздо большие права: Он был рожден, чтобы царствовать. Ирод подозревал священников в заговоре с чужеземцами, направленном на разжигание народного восстания и свержение его с трона. Однако, скрыв свои подозрения, он решил перехитрить противников. Собрав первосвященников и книжников, он поинтересовался: что говорится в священных книгах о месте рождения Мессии? Такие вопросы узурпатора, заданные по просьбе чужеземцев, уязвили гордыню еврейских учителей. То равнодушие, с каким они обратились к пророческим свиткам, взбесило завистливого тирана. Он подумал, что от него пытаются что-то скрыть. Поэтому со всей властью, которой они не смели не подчиниться, Ирод приказал тщательнее исследовать пророчество и назвать ему место, где родится ожидаемый ими Царь. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка:
“И ты, Вифлеем, земля Иудина,
Ничем не меньше воеводств Иудиных;
Ибо из тебя произойдет Вождь,
Который упасет народ Мой Израиля”.
После этого Ирод пригласил для беседы волхвов. Гнев и страх обуревали его сердце, но внешне он сохранял спокойствие и учтиво принял чужеземцев. Он спросил о времени появления этой звезды и изобразил радость по поводу знамения, возвещающего рождение Христа. Он повелел своим гостям: “Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему”. А затем отпустил их, чтобы они могли продолжить свой путь в Вифлеем. Хотя иерусалимские первосвященники и старейшины и делали вид, что они несведущи относительно рождения Христа, на самом деле это было не так. Весть о явлении ангелов пастухам достигла Иерусалима, но учители считали, что на это не стоит обращать внимания. Они сами могли найти Иисуса и привести волхвов к месту Его рождения, но им о рождении Мессии сообщили мудрецы. “Где родившийся Царь Иудейский? – говорили они, – ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему”. И вот гордыня и зависть преградили путь свету. Если бы словам пастухов и мудрецов поверили, то священники и раввины оказались бы в крайне незавидном положении, ибо стало бы ясно, что их претензии быть толкователями Божьей истины несостоятельны. Но эти образованные учители не желали унизиться до такой степени, чтобы учиться у тех, кого они называли язычниками. Не может быть, говорили они, чтобы Господь прошел мимо нас и открылся невежественным пастухам или необрезанным язычникам. Они решили выразить свое презрение к словам, взволновавшим царя Ирода и весь Иерусалим. Они даже не пожелали идти в Вифлеем, чтобы воочию удостовериться, так ли все на самом деле. И они убеждали людей в том, что внимание к Иисусу – всего лишь фанатическое возбуждение. С этого и началось отвержение Христа священниками и раввинами. С этого момента их гордость и упорство переросли в нескрываемую ненависть к Спасителю. В то время как Бог открывал двери язычникам, иудейские вожди сами закрывали их перед собой. Мудрецы отправились из Иерусалима одни. Когда они проходили через городские ворота, сумерки уже сгущались, но, к своей великой радости, они снова увидели звезду, которая повела их в Вифлеем. В отличие от пастухов они остались в неведении относительно скромного положения Иисуса. Равнодушие еврейских вождей разочаровало их, и, покидая Иерусалим, они уже не испытывали прежнего воодушевления. В Вифлееме они не обнаружили стражи, поставленной для охраны новорожденного Царя. Нигде не было видно ни одного знатного человека, который прислуживал бы Царю. Иисус лежал в яслях. Его родители, необразованные крестьяне, были Его единственными стражами. Неужели это был Тот, о Котором написано, что Он послужит “восстановлению колен Иаковлевых”, “возвращению остатков Израиля” , Тот, Который должен быть “светом народов” для спасения “до концов земли”? (Исаии 49:6). “И войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши, поклонились Ему”. В скромном облике Иисуса они СУМЕЛИ РАЗЛИЧИТЬ Божество. ОНИ ОТДАЛИ ЕМУ СЕРДЦА КАК СВОЕМУ СПАСИТЕЛЮ и затем разложили свои дары: золото, ладан и смирну. Вот какова была их вера! Слова, сказанные позднее о римском сотнике: “И в Израиле Я не нашел такой веры” (Матфея 8:10) – вполне можно было отнести к этим восточным мудрецам. Мудрецы ничего не подозревали о намерениях Ирода относительно Иисуса. Достигнув цели своего путешествия, они уже готовились возвратиться в Иерусалим, чтобы рассказать Ироду о своем успехе, однако во сне получили Божественное указание – не встречаться с ним. Поэтому, миновав Иерусалим, они отправились в свою страну другим путем. Иосиф также получил во сне повеление бежать вместе с Марией и Младенцем в Египет. Ангел сказал: “Будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его”. Иосиф немедленно повиновался и для большей безопасности отправился в дорогу ночью. Господь привлек внимание иудейского народа к рождению Своего Сына с помощью мудрецов. Их расспросы в Иерусалиме, возникший всеобщий интерес и даже ревность Ирода, который заставил задуматься священников и раввинов, обратили внимание людей на пророчества относительно Мессии и на великое событие, которое только что совершилось. Сатана использовал все силы, чтобы не допустить явления Божественного света в наш мир. Он прибег к самой изощренной хитрости, чтобы погубить Спасителя, но Тот, Кто никогда не дремлет и не спит, бодрствовал над Своим возлюбленным Сыном. Тот, Кто посылал небесную манну для Израиля, Кто накормил Илию во время голода, позаботился об убежище для Марии и Младенца в языческой стране. И через щедрость волхвов из языческой страны Господь обеспечил семейство Иисуса средствами для путешествия в Египет и пребывания в чужой земле. Волхвы были одними из первых, кто приветствовал Искупителя. Они первыми принесли свои дары и положили их к Его ногам. Какой прекрасной возможностью служения они воспользовались! Бог радостно приемлет приношение от любящего сердца, оно становится очень действенным средством служения Ему. Если мы отдали свои сердца Иисусу, то так же принесем Ему свои дары. Наше золото и серебро, наши самые ценные земные сокровища, наши умственные и духовные богатства будут доброхотно посвящены Тому, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас» (Е.У., Желание веков, гл.6. Мы видели Его звезду).
! ГРЕКИ пришли с запада, чтобы найти Спасителя в конце Его земной жизни (Иоан.12:19-21), подобно тому как мудрецы, ПЕРСЫ, пришли с востока в начале Его жизни (Матф.2:10-11).
УРОКИ МУДРОСТИ ИЛИ ТАЙНЫЙ РАЗУМ МУДРЕЦА
1. Истинный мудрец знает, что долготерпение – это основа всякой мудрости. Он говорит, что долготерпение – это настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца. Он понимает, что долготерпеливый победил себя – сильнейшего своего врага. Он учит, что у тепреливого человека много разума (Притч.14:29 ч/1), потому что тепреливый человек может владеть собой и добиваться всего, чего хочет. Поэтому он и наставляет людей, говоря: “долготерпеливый лучше завоевателя города” (Притч.16:32 ч/выбр.), и поэтому он упражняет себя в терпении, потому что терпение есть первая добродетель и основа нравственного совершенства.
2. Истинный мудрец понимает, что страдание – это цена за счастье, поэтому он не чуждается страдания и не ропщет, но страдает добровольно. Он выбирает достойное, а не доступное, чтоб получить долговечное счастье, а не временное удовольствие. Мудрец учит, что есть страдание, которое является следствием человеческого воздержания и которое принесёт человеку сладкие плоды здоровья и счастья, а есть страдание, которое является следствием человеческого невоздержания и которое принесёт человеку горькие плоды болезней и несчастья. Поэтому он советует, что лучше страдать, исполняя законы Бога (10 заповедей и законы здоровья), чем страдать, нарушая их!
3. Истинный мудрец очень чуток и тактичен. Он, по примеру Спасителя мира, в общении с людьми проявляет величайшую тактичность и внимательность. Он никогда не нарушает законов такта, он знает, когда нужно говорить, а когда молчать.
4. Истинный мудрец никогда и никому не навязывает своего присутствия; он знает, что в общении с людьми существует так называемый “пик” или “самый разгар активности”, после чего, как правило, в общении наступает спад, поэтому он зорко следит за тем, чтобы с наступлением спада тактично завершить общение.
5. Если мудрец хочет завершить общение с кем-то, он делает это тактично, подавая ему визуальный или, если тот не понял, аудиальный сигналы: 1. он начинает смотреть по сторонам, ненадолго отворачивая своё лицо... 2. он говорит: “понятно, я всё понял и т.п.”.
6. Истинный мудрец обладает истинным красноречием – он умеет сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно. Он учит людей, что красноречие – в краткословии. Истинный мудрец очень скромен и немногословен.
7. Истинный мудрец говорит с людьми в соответствии с их разумом.
8. Чтобы не обидеть, в общении с людьми истинный мудрец старается не произносить слово “нет”, вместо этого он использует такие обтекаемые слова, как: хорошо, я понял, возможно вы и правы, интересная мысль, надо подумать, я подумаю, стоит посоветоваться, может быть, не знаю, я немного занят, мы ещё поговорим с вами на эту тему, я заеду к вам сегодня, если будет время и т.п.
9. Если истинный мудрец хочет показать кому-то его неправоту, он не станет делать это грубо и бестактно, он начнёт задавать человеку такие вопросы, которые, в конечном итоге, заставят его самого усомниться в собственной правоте.
10. Истинный мудрец знает, что женщины это очень чувственные и хрупкие создания (почему они и бывают очень часто субъективны в своих суждениях), поэтому он поступает с ними как с малыми детьми очень осторожно, боясь ранить их нежное и легкоранимое сердечко.
11. Пока человек не осознает свою глупость, пока он сам не созреет, истинный мудрец не будет напрасно тратить своё время и слова, запрещая ему делать то, что и так является для него очевидным злом.
12. Истинный мудрец не спешит помогать тем, кто не просил его об этом. Он не лезит с советами к тем, кто их не спрашивал. Он ценит себя, своё слово, свои мысли.
13. Истинный мудрец привлекает людей к себе, а не отталкивает их от себя: он любезен в словах и привлекателен в поведении.
14. Истинный мудрец избегает всякой крайности.
15. Истинный мудрец долготерпелив и спокоен, он не теряет самоконтроля и душевного равновесия ни при каких обстоятельствах.
16. Истинная мудрость – это мера всех вещей. Истинный мудрец умерен во всём: в речах, еде, питье, труде и т.п.
17. Истинный мудрец старается быть совершенным даже в мелочах; он не пренебрегает даже малейшей, самой простой обязанностью.
18. Истинный мудрец не восхваляет людей и не потворствует их гордыни. Он сам не восхваляет никого, не льстит никому и не позволяет никому восхвалять его и льстить ему. Но истинный мудрец, даже отвергая похвалу, никогда не проявляет бестактности или грубости по отношению к тем, кто его хвалит. Мудрец не восхваляет людей ещё и потому, чтобы не испортить их, но воспитать. Потому что он знает, что от лести раздуваются пороки, и что похвала, как опасное горнило, может испортить тех, кому она нравится.
19. Истинный мудрец старается никому ничего не обещать, а если всё же пообещал, то исполнить обещанное.
20. Истинный мудрец – это человек слова и чести.
21. Истинно мудр тот, кто смог гармонично сочетать теологию, основанную на вере, с философией, основанной на знании. Истинный мудрец понимает, что философия без теологии – ничто, потому что философия – это только теоретическая мудрость, а теология – это мудрость практическая, потому он называет философию служанкой теологии. Он знает, что религия без науки рано или поздно превращается в суеверие, а наука без религии становится догмой. Истинный мудрец говорит, что все философы, которые не верят в существование Бога, – это всего лишь пустые книжники-мудрецы, люди, любящие теоретическую мудрость, но не имеющие в себе силы практической мудрости, потому что они отвергли Совершеннейшего в знании (Иов.37:16), источника всякой мудрости и силы – Бога. Они обезумели, потому что не признают, что “Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум” (Притч.2:6). Некоторые философы-гордецы часто хвалятся, мол, если бы не мы, то мир до сих пор утопал бы в невежестве; но спрашивается, “а если б не истинные поклонники Бога, жили ли бы они вообще?” Не обязаны ли они, философы, всей своей жизнью тем истинным теологам, благодаря которым этот мир ещё жив? ведь не даром же в народе существует такое знаменитое высказывание, что “земля держится на хороших людях”, а точнее сказать, на истинно верующих Богу людях. Истинно мудрый непрестанно учит всех мудрецов, говоря: «так говорит Слово Божье всем мудрецам, не верующим в существование Бога: “Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?”» (Иер.8:9).
22. Истинный мудрец – самый лучший ученик; он всю жизнь учится, учится у всех, везде и во всём. Он говорит, что самый лучший учитель – это сама жизнь, у которой люди-двоечники почему-то не хотят учиться; они упорно отвергают её простые и мудрые уроки, не предают им значения, не замечают и не признают их, раз за разом проваливая экзамены.
23. Истинный мудрец учиться всю жизнь, а учится он, обучая других людей, ибо обучение есть лучшая система самооброзования.
24. Истинный мудрец знает, что учить других людей, подавая им достойный пример для подражания, – это самое эффективное система самообразования.
25. Истинный мудрец воспитывая себя, других воспитывает, и обучая других, себя учит: как самовоспитание является лучшим средством воспитать других, так обучение является лучшей системой самооброзования.
26. Истинный мудрец знает, что всё воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их.
27. Истинный мудрец знает, что всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Он знает, что если мы будем стараться жить хорошо, то по мере нашего успеха в хорошей жизни, мы хорошо воспитаем и детей наших.
28. Истинный мудрец знает, что самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Он знает, что никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает.
29. Истинный мудрец учится не только у хороших людей, но и у плохих: у хороших людей он учится тому, как следует поступать, а у плохих – как поступать нельзя!
30. Истинный мудрец всегда воспитывает себя, совершенствуя свой характер, чтобы дать людям достойный пример для подражания!
31. Истинный мудрец своим достойным поведением в глазах всех видящих его людей рисует образ сильного человека.
32. Истинный мудрец судит и наказывает себя не только за проступок, но и за намерение.
33. Истинный мудрец меньше говорит, но больше делает.
34. Сильная сторона истинного мудреца – это уметь дипломатично разрешать любую конфликтную ситуацию.
35. Одно из главных качеств истинного мудреца это умение предвидеть конфликтную ситуацию и не допустить её, но если всё же конфликт произошёл, то он сможет своей мудростью потушить этот пожар в самом его начале.
36. Истинный мудрец всегда даёт объективную оценку всему. Чувства никогда не мешают истинному мудрецу давать объективную оценку чему-либо.
37. Истинный мудрец ничего не отвергает и не одобряет, он всё меряет справедливостью.
38. Истинный мудрец никогда полностью не раскрывает себя. Он понимает, какое это важное искусство – не давать до конца узнать себя, вечно оставаться тайной. Он говорит, что оригинальность – это искусство утаивать свои источники.
39. Даже если мудрец хочет показать людям свою независимость, самодостаточность, он делает это очень аккуратно и тактично, чтобы не обидеть их.
40. Истинный мудрец знает, что всякий человек унижающий другого, унижает себя, обкрадывающий другого, обкрадывает себя, обманывающий другого, обманывает себя, как уважающий другого, себя уважает: он знает, что все люди взаимозависимы, имея единый дух от Бога и Отца.
41. Истинный мудрец боится двух вещей больше всего на свете: похвалы и праздности, потому что похвала делает человека гордым, то есть думающим о себе более, нежели должно думать, почитающим себя чем-то важным, когда, не только он, но все, живущие на земле, ничего не значат, потому что дыхание их в ноздрях их; он боится стать самонадеянным, чтобы понадеявшись на свою праведность, не сделать неправду, ибо, как говорит Писание: “кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел” (Притч.28:26), “ходить в мудрости”, то есть постоянно сознавать свою ничтожность и зависимость от Бога! а праздности мудрец боится потому, что праздность есть величайшее проклятие, тяготеющее над нашим миром: праздность является питательной средой для развития греха, которая рано или поздно развратит человеческое сердце. Мудрец любит и уважает всякий добрый труд, потому что он понимает, что труд укрепляет тело, облагораживает дух и ограждает душу от искушений, и плюс ко всему делает его богатым, а лень только портит человека и делает его слабым и бедным.
42. Истинный мудрец не скоро станет вкушать то, чем его угостили, чтоб преподать людям мудрые уроки воздержания.
43. Истинный мудрец никогда ни чем не кичится, он не хвалит сам себя, потому что он считает, что собственная похвала унижает человека. Он никогда не говорит ничего такого, что указывало бы на его важность или превосходство.
44. Если мудрец обращается с человеком, который моложе его на “вы”, это не всегда говорит о его уважении к нему, может быть он просто держит между собой и им некоторую дистанцию?
45. Истинный мудрец всегда тянется к добру и миру.
46. Истинный мудрец учит, что лучше быть простым и честным, чем умным и лживым.
47. Истинный мудрец ко всякому труду относится благоговейно, он приступает к нему как к священнодействию, потому что он знает, что всякий добрый труд свят, ибо он есть исполнение 4-ой заповеди Великого Нравственного Закона Божьего, которая гласит: “шесть дней работай и делай всякие дела твои” (Исх.20:9).
48. Истинный мудрец благоговеет перед Господом Богом и Его Законом:
Истинный мудрец благоговеет перед Господом Богом:
1. Перед Его разумом и мудростью;
2. Перед Его силой и могуществом;
3. Перед Его характером и любовью.
Истинный мудрец благоговеет перед Божьим Законом, который внутри него:
1. Перед чтением и изучением Священного Писания, и перед следующим интеллектуальным трудом: приобретение добрых и полезных знаний, визуализация, самоуправление (самовнушение), техника по остановки бесконечно-бесполезно-суетного потока мыслей, что есть священная борьба с мыслями-соблазнителями-мучителями;
2. Перед молитвой и мысленно-чувственной связью с Богом; перед совестью, которая является голосом Святого Духа, моральным законом в человеке;
3. Перед трудом и движением, плодоедением, траволечением, водолечением, солнцелечением, озонолечением, голодолечением и т.п.
49. Истинный мудрец верен голосу совести, поэтому он умеет хранить тайну.
50. Истинный мудрец всегда работает своими руками; он никогда не променяет свою честь на почести.
51. Истинный мудрец является неутомимым тружеником, он постоянно трудится, тренируя свою волю. Он очень трудолюбив, деловит и проворен.
52. Истинный мудрец всегда очень исполнителен, ответственен и самоотвержен. Он учит, что тяжёлый труд самоотречения и лучше, и полезнее, и похвальнее, чем лёгкий эгоизм безделья.
53. Труды истинного мудреца привлекательны плодами.
54. Истинный мудрец очень трудолюбив и бережлив, поэтому он, как правило, богатеет.
55. В своих делах истинный мудрец придерживается такой житейской мудрости: “Поспешай, да не торопись”.
56. Истинный мудрец говорит: “Богатство главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря – не теряй ни времени, ни денег, и используй и то и другое наилучшим образом. Поэтому, если ты хочешь быть богатым, научись не только зарабатывать, но и быть экономным”.
57. Истинный мудрец знает, что деньги не портят людей, они просто вытаскивают наружу все те качества, что и были в человеке.
58. Истинный мудрец знает, что надо подавлять в себе тщеславие, которое внушает нам, будто все взирают на нас с удивлением и почтительностью, говорят меж собой лишь о наших заслугах и постоянно хвалят нас…
59. Истинный мудрец знает, что прекрасна во всём середина.
60. Истинный мудрец знает, что обязанности человека делятся на три рода: 1) на обязанности перед самим собой; 2) перед семьёй; 3) перед другими людьми вообще.
61. Учение истинного мудреца является простым, ясным и доходчивым; выраженные в них мысли и чувства отмечены величайшей простотой. Их могут понять бедные, невежественные и самые простые люди.
62. Истинный мудрец считает, что то, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека.
63. Истинный мудрец умеет в совершенстве владеть собой: своим умом, чувствами и телом.
64. Истинный мудрец знает, что великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
65. Истинный мудрец говорит: “Если бы человек заботился только о том, чтобы жить настоящим днём, тогда ему не пришлось бы больше ни о чём беспокоиться”.
66. Истинный мудрец знает, что жизнь в настоящем дне делает человека мужественным, проворным, гармоничным, привлекательным и достойным человеком. Жизнь сегодняшним днём укрепляет и дух и душу и тело человека.
67. Истинный мудрец знает, что, когда пища вводится слишком обильно против природы, это вызывает болезнь; пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто её съел. Он учит, что болезнь не сваливается на голову как гром среди ясного неба. Она является результатом постоянных нарушений законов природы. Постоянно расширяясь и накапливаясь, эти нарушения, внезапно прорываются в виде болезни, но сия внезапность только кажущая.
Поэтому мудрец даёт всем людям такой совет: “Человек носит врача в себе, надо только уметь помочь ему в его работе. Наша пища должна быть лекарством, а наше лекарство должно быть пищей. Перед идеей плодоедения, траволечения, водолечения, солнцелечения, озонолечения, голодолечения и умеренного движения всем людям следует благоговеть так, как они благоговеют перед самыми великими, мудрыми и выдающимися врачами мира, а не высмеивать их и отвергать, потому что они помогают содержать храм человеческого тела в совершенном порядке, чистоте и здоровье”.
68. Истинный мудрец ни над кем не господствует и никому не позволяйте господствовать над собой.
69. Истинный мудрец знает, что ум и сердце, разум и чувства, это две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. Он знает, что чувство даёт разуму крылья, а разум чувству – глаза; что доминанта разума гасит чувства, а доминанта чувств не внимает разуму; что рациональность разума порою сушит жизнь, а чувства, как влага, питают сухую почву ума. Поэтому истинный мудрец не отвергается ни того, ни другого, напротив, он учит что, если достичь гармонического равновесия между сердцем и умом, душой и разумом, то жизнь человека будет прекрасной и полной радости.
70. Истинный мудрец говорит: “какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет?”.
71. Истинный мудрец учит, что богатые люди не всегда счастливые люди, но счастливые люди всегда богатые люди.
72. Истинный мудрец знает, что сильный тот, кто может промолчать, даже если он прав.
73. Истинный мудрец говорить медлит, а действовать спешит.
74. Истинный мудрец знает, что болтун хуже вора, поэтому он неговорлив.
Он часто напоминает себе эти мудрые строки:
“Правдивость речи хороша и гладкость,
Но как прекрасна слов правдивых краткость”.
Он учит: “Знай меру и в речи, и в молчании. Где мало слов, там вес они имеют. Обычно болтливы те, которым лень думать”.
75. Истинный мудрец знает, что строгость учителя полезнее ласки родителей.
76. Истинный мудрец знает: будешь следить за языком – он охранит тебя; распустишь его – он тебя предаст.
77. Истинный мудрец знает, что всё, что делаешь с желанием, даётся легко. Единственный способ сделать что-то очень хорошо – любить то, что ты делаешь.
78. Истинный мудрец всегда действует согласно с совестью. Он учит: “Будь хозяином своей воли и слугой своей совести”.
79. Истинный мудрец говорит: “хорошо богатство, в котором нет греха”.
80. Истинный мудрец знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
81. Истинный мудрец знает, что наиболее важные дела никогда не должны подчиняться наименее важным.
82. Истинный мудрец учит: “Золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения”.
83. Истинный мудрец учит: “Когда заботятся только о личной выгоде и забывают о чувстве долга, это называется величайшей подлостью”.
84. Истинный мудрец учит: “Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего неподобающего. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других”. Он говорит: “Когда ты наедине – следи за своими мыслями. Когда ты в семье – следи за своими чувствами. Когда ты среди людей – следи за своими словами...”.
85. Истинный мудрец учит, что гордость – это препятствие к истинному величию, что зло – это враг самого себя.
86. Истинный мудрец учит: “Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет”.
87. Истинный мудрец учит, что наука должна служить только добру, и что нельзя допускать, чтобы она опережала уровень нравственности. Он говорит: “Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд, потому что знание без нравственной основы – ничего не значит. И поэтому, только тот истинно учён, кто хорошо поступает”.
88. Истинный мудрец понимая могущественную силу мыслей и слов, говорит: «Если все время человеку говорить, что он “свинья”, то он действительно в конце концов захрюкает».
89. Истинный мудрец учит так: “Если хочешь здоровья – меньше ешь, если хочешь уважения – меньше говори”.
90. Истинный мудрец учит: “Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое; нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума”.
91. Истинный мудрец утверждает, что нет ничего сильнее истины.
92. Истинный мудрец учит, что высшее доказательство любви к Богу – это подчинение Его доброй воле, выраженной в Десяти Заповедях Его Великого Нравственного Духовно-физического Закона.
93. Истинный мудрец говорит: “Нет ничего более невыносимого, чем безделье, а безделью сопутствует зависть, а труд избавляет человека от трёх зол: скуки, порока и нужды”. И поэтому он учит: “Чем зря стоять – лучше даром работать”.
94. Истинный мудрец наставляет: “К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе”.
95. Истинный мудрец учит, что только верное прекрасно.
96. Истинный мудрец всю жизнь учится и совершенствуется, и никогда не перестаёт, поэтому он мудр. Он учит, что смысл жизни человека – в бесконечном совершенствовании.
97. Истинный мудрец учит, что единственная истинная религия – это нравственность, основанная на истинных принципах Закона Божьего.
98. Истинный мудрец не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
99. Истинный мудрец непрестанно учит людей, что высшей целью человеческих стремлений является высоконравственный характер, что для человека нет большой цели, кроме как быть настоящим человеком.
100. Истинный мудрец боится Бога и старается соблюдать Его заповеди, потому что он, как человек мудрый и разумный, знает, что именно в их соблюдении есть великое благо, всё для человека: здоровье, счастье и почёт!
Свидетельство о публикации №116112908829
21. Истинный мудрец – самый лучший ученик; он всю жизнь учится, учится у всех, везде и во всём.
28. Истинный мудрец учится не только у хороших людей, но и у плохих: у хороших людей он учится тому, как следует поступать, а у плохих – как поступать нельзя!
34. Одно из главных качеств истинного мудреца это умение предвидеть конфликтную ситуацию и не допустить её, но если всё же конфликт произошёл, то он сможет своей мудростью потушить этот пожар в самом его начале.
57. Истинный мудрец говорит: “Богатство главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря – не теряй ни времени, ни денег, и используй и то и другое наилучшим образом. Поэтому, если ты хочешь быть богатым, научись не только зарабатывать, но и быть экономным”.
58. Истинный мудрец знает, что деньги не портят людей, они просто вытаскивают наружу все те качества, что и были в человеке.
69. Истинный мудрец знает, что ум и сердце, разум и чувства, это две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. Он знает, что чувство даёт разуму крылья, а разум чувству – глаза; что доминанта разума гасит чувства, а доминанта чувств не внимает разуму; что рациональность разума порою сушит жизнь, а чувства, как влага, питают сухую почву ума. Поэтому истинный мудрец не отвергается ни того, ни другого, напротив, он учит что, если достичь гармонического равновесия между сердцем и умом, душой и разумом, то жизнь человека будет прекрасной и полной радости.
Аксиома жизни:"Труд избавляет человека от трёх зол: скуки, порока и нужды”.
С уважением,
Наталья Некрылова 30.11.2016 22:47 Заявить о нарушении