О чём писал поэт сто лет назад?
"Въ разноголосицe дeвическаго хора
Все церкви нeжныя поютъ на голосъ свой,
И въ дугахъ каменныхъ Успeнскаго собора
Мнe брови чудятся, высокiя, дугой.
И съ укрeпленнаго архангелами вала
Я городъ озиралъ на чудной высотe.
Въ стeнахъ Акрополя печаль меня снeдала,
По русскомъ имени и русской красотe.
Не диво ль дивное, что вертоградъ намъ снится,
Гдe рeютъ голуби въ горячей синевe,
Что православные крюки поетъ черница:
Успенье нeжное -- Флоренцiя въ Москвe.
И пятиглавые московскiе соборы
Съ ихъ итальянскою и русскою душой
Напоминаютъ мнe -- явленiе Авроры,
Но съ русскимъ именемъ и въ шубкe мeховой."
1916
О чём писал поэт сто лет назад?
Сто лет назад о чём мечтал поэт?
Что клал в основу своего стиха?
Чтоб голос поэтический не слеп.
Духовность - вот источник вдохновенья.
Источник вдохновения? Любовь!
И вековой культуры человека
Святые ценности, вернувшиеся вновь.
Где брал ориентир для поиска творенья?
В какой он почве корни те искал?
В истории? Чтоб чувствовать уверенно,
Что мастер он российского стиха.
Поэта слог врать не может!
Не должен врать слог поэта!
Поэт слагается до дрожи
До дрожи в пальцах, и в голосе.
И если всё подытожить,
О чём писали поэты
О чём мечтали поэты
То дыбом восстанут волосы.
Порой в простоте формы
Сияли сложности смыслов.
Нередко в сложностях смыслов
Просвечивала простота.
Поэт, в мастерстве изощренный,
Искал гармонию в Висле,
В Дуне, в прибрежных волнах
В которых воды глухота.
Допустим, Франческо Петра'рка,
Италии сын величайший
Эпохи былой Возрожденья
Сокровищницы поэт.
Иль Федерико Лорка,
Живший в года потрясений,
Что раскололи Испанию
На несколько сотен лет.
Он знал и душевную тяжесть,
Разлад, беспокойство, муку,
И понял, что просто надо
Радоваться и любить.
Онеженность, разъединение
Пробудят в них жажду цельности.
И мужественности и стойкости
Чтобы сильнее любить.
Зачем нам его многомерность
И готика сюрреализма
Традиции интер-фольклора
Изысканной простоты.
К чему она тяготеет?
К чему тяготеют сегодня
Наши Гарсии Лорки,
Святители чистоты.
2016
P.S. "В разноголосице девического хора
Все церкви нежные поют на голос свой,
И в дугах каменных Успенского собора
Мне брови чудятся, высокие, дугой.
И с укреплённого архангелами вала.
Я город озирал на чудной высоте.
В стенах Акрополя печаль меня снедала
По русском имени и русской красоте.
Не диво ль дивное, что вертоград нам снится,
Где голуби в горячей синее,
Что православные крюки поёт черница:
Успенье вечное - Флоренция в Москве.
И пятиглавые московские соборы
С их итальянско-русскою душой
Напоминают мне явление Авроры,
Под русским именем и в шубке меховой."
1916 ИЗ КНИГИ "ТRISTIA"
Осип Мандельштам
Свидетельство о публикации №116112601002