Сплетающий меридианы
Поэзии Мандельштама посвящено огромное количество исследований и комментариев, опубликованных в разные годы и у нас, и за рубежом. Не смея состязаться с авторитетными исследователями и не причисляя себя к сообществу проницательных критиков, отважусь все-таки высказать свои впечатления о некоторых стихотворениях оэта как обыкновенный читатель.
Больше всего меня поражает у Мандельштама тончайшие переходы от личного и как бы случайного переживания к ощущению безмерного пространства вселенной. Иногда кажется, что поэта преследует дыхание холодной пропасти мироздания, и он, как песчинка кружится в вихре бесконечного времени.
Послушайте, как звучит первая строка стихотворения «Раковина»
Быть может, я тебе не нужен…
Воображение подсказывает, что в этих словах таится грусть покинутого человека. Ан, нет, они обращены к ночи, к пучине мировой, которая выбросила поэта на пустынный берег. Опустошенный, как раковина без жемчужин, он жалуется на равнодушие и несговорчивость природы, но читатель безошибочно понимает, что речь не о том.
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.
Почему ложь? Да потому что раковина пуста.
Загадочность стихотворения заключается в причудливом построении, где все смешано и одновременно связано единым чувством. Читателю приходится вчитаться в этот текст, чтобы ощутить его многоплановость.
И хрупкой раковины стены,
Как нежилого сердца дом..
Вы чувствуете, уже не раковина без жемчужин томится на пустынном Берегу, а человеческое сердце, утратившее любовь и ставшее похожим на нежилой Дом.
Тем и сильна гениальная поэзия, что она пренебрегает одномерностью и всегда выходит за рамки конкретного факта.
Можно только поражаться многогранности поэзии Мандельштама, где каждая строка – отступление от банальности, от ожидаемого вывода, от существующих правил. Поэт как бы играет с читателем, вводит его в заблуждение, заставляет его раскрыть глаза и посмотреть на окружающую жизнь с высоты мироздания.
Мне представляется, что поэзия Мандельштама может служить учебником для современных поэтов разной категории мастерства.
Приведу еще одно стихотворение в качестве поучительного примера для тех, кто пытается писать о любви.
От вторника и до субботы
Одна пустыня пролегла
О, длительные перелеты!
Семь тысяч верст – одна стрела.
И ласточки, когда летели
В Египет водяным путем,
Четыре дня они висели,
Не зачерпнув воды крылом.
Поэт не пишет « как долго ждать свидания с тобой», для него четыре дня разлуки – это пустыня, которую надо перелететь, чтобы достичь желанной встречи. Этот перелет ассоциируется с полетом ласточек, которые четыре дня висят над океаном, не касаясь воды крылом.
Дорогие поэты! Кт о из вас не сочинял строки о горечи разлуки. о томительном ожидании встречи с любимым человеком! Таких стихов много. Но есть ли среди них такая утонченность рисунка, какую выразил в коротком стихотворении Мандельштам? Ведь ласточки здесь появились не случайно. Их терпеливый полет над водной пучиной, их заостренные крылья, рисующие в небе траекторию своего пути. Строчки стихотворения превращаются. в мощную картину, рожденную воображением поэта. Обыденное «от вторника и до субботы» сменяется ощущением бесконечности времени и пространства.И это, пожалуй, главный принцип поэзии Мандельштама_ обычное человеческое переживание связывать с дыханием высоких сфер. Отсюда - невыразимо тонкое ощущение реальной жизни, как нереального сна.
Мне нравится первая книга поэта под названием «Камень» В ней, как в архитектурном шедевре заложен фундамент будущего творчества поэта.
Мне доставляет удовольствие находить в произведениях Мандельштама таинственные приемы, благодаря которым обычные слова приобретают отблеск волшебства. Казалось бы, что нового можно сказать о петербургских дворниках в тяжелых шубах? Но вот читаю:
На стук в железные ворота
Привратник, царственно- ленив,
Встал, и звериная зевота
Напомнила твой образ, скиф…
Этот скиф, как удар барабана в оркестре.
Да, скифы мы, вспоминается Блок.. Самый обычный человек несет в себе кровь древних кочевых племен, помнивших Рим и снег, то есть соединявших в себе север и юг, Блока и Овидия.
Так обыкновенный дворник со звериным оскалом вырастает в фигуру исторического величия.
Говоря о стихах Мандельштама, невозможно умолчать о самом неразгаданном творении поэта, которое называется «Грифельная ода».Здесь,пожалуй, каждая строчка требует вдумчивого прочтения. На мягком сланце облаков поэт увидел рисунок, написанный мелом на грифельной доске. День угасает, и все приобретает матовый оттенок. Грифельная доска – пособие для учеников превращается в скрижаль истории, когда говорить приходится не голосом, а письмом.
Здесь пишет страх, здесь пишет сдвиг
Свинцовой палочкой молочной.
Страх потому что надвигается ночь, а точнее – мрак, и не только в природе. Сдвиг – это смена дня. И одновременно олицетворение общественных переломов Ночь пишет на доске, держа во рту грифель, как коршун, кормящий птенцов. О чем же пишет ночь- коршунница? Какие знаки читает поэт?
Я слышу грифельные визги,
Твои ли, память, голоса
Учительствуют, ночь ломая..
Голоса памяти велят поэту сделать на доске твердую запись. И он направляется в «кремнистый путь из старой песни». Путь Лермонтова становится той твердой почвой , на которую указала поэту Мандельштаму грифельная доска на мягком сланце облаков.
Свидетельство о публикации №116112408956