Рахманинов. Всенощное бдение. Диптих
в исполнении Литовской классической капеллы под управлением
Андреаса Мустолена (ноябрь 2016, Израиль)
"Глубокая озабоченность и тревога за судьбы родины, сознание бессмысленности жертв, боль и возмущение художника-гуманиста при виде человеческих страданий, приносимых чуждой и противной народным интересам войной,- все это вызывало у Рахманинова настойчивые поиски нравственного идеала, служащего опорой в тяжелых жизненных испытаниях. Этот идеал Рахманинов искал в твердых и постоянных устоях народной морали, которую он стремился воплотить в своей «Всенощной».
(Ю. Келдыш)
Взовьётся древнерусский глас
под своды зала... Колокольный,
звенящий зов, чтоб боже спас,
чтобы простил нас, своевольных!
Чтобы живущим на земле
дал ощущение бессмертья,
беззвестный голос в синеве
иерусалимской пел на свете...
И вот уже не стало стен
и обнялись земля и небо, -
великой музыке взамен
переплетая быль и небыль...
Я в синем омуте души
на дальних хорах пребываю.
И это я пою в тиши,
и предо мной - земля нагая,
чей первородный грех велик,
а войны - нам во искупленье!
Над миром протянул старик
длань бога. И затихло пенье.
***
Я пела в юности под арками, я пела!
Я пела музыку, которая летела
от дальних отсветов судьбы, души касаясь, -
такою маленькой сама себе казалась...
Я пела в юности Всенощной силы бденье,
за всю непрожитую жизнь прося прощенье,
за все дороги, что взовьются серпантином,
за все разлуки, что с тревогами едины.
Я пела музыки рахманиновской звуки,
ещё не зная, как повиснут в горе руки,
когда покинут меня близкие-родные,
взвалив на плечи мне все тяготы земные...
Познала горечи измен и расставаний,
и вкус внезапных перемен и расстояний!
Я пела в юности под сводами, не зная,
что заключалась в этих звуках жизнь земная.
на иллюстрации картина Микалоюса Константинаса Чюрлениса "Ладонь бога" из цикла "Сотворение мира" (1905-1906)
Свидетельство о публикации №116112401377