Свобода связанных

"Истина сделает вас свободными". Эти слова значатся над входом в тот "концлагерь", в который мы не входим, но в нём пребываем по плоти. Что есть свобода? Даёт ли свободу выход "из-за колючей проволоки"? Нет. Свобода не в выходе, не в экспансии ad extra, вовне, не в присоединении, но в связывании, самоограничении и отказе. "Рабом ли ты призван, не смущайся, но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся", - говорит Павел в Первом послании к Коринфянам (7-21). Но в чём рабство, и в чём свобода, когда мы говорим о призвании?
Рабство человека в связывании его страстями, свобода - в связывании страстей. Ограничивая притязания, связывая желания, укрощая амбиции, человек освобождается... от страстей? Нет, но от привязанности к страстям. Освободиться совсем невозможно: страсти "даны" нам, как "жало в плоть, ангел сатаны" (Второе послание к Коринфянам, 12-7). "Дано" означает здесь "имею". Эти страсти - наши, они суть естественные продолжения плоти, её экстенции, и в этом смысле никем не "даны". Признать, что страсти даны сатаной, означало бы признать сатану. Но мы этого не можем сделать, мы отреклись от сатаны и всех дел его.
Мы признаём Бога? Следовательно, признаём всё, что дано Богом, страсти в том числе. Страсти и страдания. Через страсти-страдания мы как бы отрешаемся от ветхого Адама и переходим к возможности Адама нового, чистого, высшего нас, который в возможности и составляет человека как естество и вместе образ и подобие.
Связывать значит устанавливать связь (воссоединять, religare, отсюда религия). Человек познаётся, следовательно, существует в своих связях и отношениях. Человек не существует на плане бытия, если он не расплачивается талантами за страдания, если его силы покоятся, а потенции не раскрываются. Человек - это человек плюс его отношения (слова, поступки, дела). Можно сказать даже, что отношения более человек, чем их субъект. Именно этот, внешний человек воспринимается и принимается как подлинный, тождественный сам себе. Но ведь это - лишь оболочка, "поводья", которыми связанный раб управляет господином. Сокращая поводья, укрощая раба, мы становимся свободнее. Но это не окончательная свобода. Не делает свободными знание, но истина делает свободными.
В отношении высшего, свободного человек меняется. Он не в силах изменить естество, но в силах изменить своё отношение к естеству, через отношение к высшему, через восстановление распавшегося ("свободного"). Это отношение есть связь. Чем связан и с чем связан, то и будешь, в словах и в поступках.
Свобода как жизненная ценность - фальшива, неполноценна, как цель - обманчива. Мы практикуем связывание раба на пути к Истине, которая есть всё и в которой мы тоже имеем часть, но как интенцию и возможность. Раб связанный - человек свободный. Сказано: "...когда я немощен, тогда силён" (Второе Послание к Коринфянам, 12-10).


23 ноября 2016 г.


Рецензии