Ярило

ЧИТАЕТ АВТОР: https://youtu.be/ty9SuociHgQ

(картина Николая Рериха «Ярилины зовы»: http://gallery.facets.ru/show.php?id=970)


Можно ли разделить Солнце? Справедливо среди жителей Земли? По кусочку каждому -- делай, что хочешь: положи в кулечек, рассуй по карманам, съешь, закопай, примни…

Можно ли разделить Небо – чтоб у каждого были свои: звезда, или созвездие, включая туч волдыри?..

Можно ли разделить воды? Океан -- сюда, океан – туда?.. Плевать на это хотела вода! Течет в никуда, появляется ниоткуда, являя чудо…

Можно ли разделить Бога: троичностью, восьмирукостью, змеетелом… Чтобы добро справедливо делал и взамен ничего не просил? У кого хватит сил?

Можно ли разделить Землю? – Только на бумажке, наверно! Нарисовали кучу линеек, поглотили того, кто мелок, построили стены, заборы… Устроили вокруг картищ споры… Окопались червям под стать… Записали себя во знать… Понатыкали ракетоносцев… А остались – с носом! Земле все равно, кто там в волосах у нее копошится. Плюнет зарядом, плеснет водицей, и будет, как в анекдоте… Так что одумайтесь, пока живете!

Одно на всех у нас Солнце, Небо одно, Вода одна… Бога неизвестная величина… Шарик уютный в пыли Космической – микроскопический, макроскопический…

Кто б Человека сегодня вычислил?

_______

Для монографии:

Обращение Рериха к традиционной изобразительности арктических племён было не случайным. Здесь, на севере Азии, он находил “наследие высокохудожественных сибирских древностей” и прибегал к этому источнику как наиболее достойному для реконструкции образа жизни и художественной культуры людей каменного века.  Подобный подход считается оправданным и с современной научной точки зрения.
Обобщающим его произведением о каменном веке стало “Призыв солнца” (1919).

Народное творчество северян и здесь вело Н.К. Рериха. Поэтическим образом, как он пишет, ему послужили весенние песнопения якутов. Физическое ощущение рассвета перед появлением дневного светила, бурное, экстатическое поклонение ему воспринимается как вселенский гимн космическому огню, гимн, перерастающий у художника в торжество жизни, духовного восхождения человечества по его первым ступеням культуры. Противоборство света и тьмы — лейтмотив всего творчества Рериха, и победа света звучит здесь удивительно радостно, вплетая “великие ритмы человеческих устремлений” в космическую эволюцию планеты». «Космос эстетически осмысляется как некое могучее беспредельное, почти одушевленное начало, неиссякаемый резервуар энергий...» (Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. “Рерих и Сибирь”. Новосибирское книжное издательство, 1992 г., 191 с.)


Рецензии