Мостик к Возлюбить ближнего своего

Роль няньки не столько в обувании-одевании,
а сколько «к кому можно прийти с вопросами».

Поэтому я иногда практикую такое с детьми: «Удивите меня».
Тут роль няньки может даже важнее. В том смысле, что она его
(ребёнка) отслеживает постоянно, эти вопросы возникают спонтанно,
и если она разумно подготовлена (а это как минимум должно быть
педагогическое образование), то она во время, что называется,
сыграет с ним в эту игру. И он войдёт в этот круг «вопрос-ответ».

То есть смыслы начинают строиться ещё до того, как они становятся
смыслами. Это, на самом деле, очень тяжёлая работа. Вообще говоря,
материализация смыслов и наоборот, идеализация понятий (или как сказать…)
это основной нерешённый вопрос философии.

- Материализация смыслов?
- А что мы делаем?
- Интересно, у меня ещё на предыдущем этапе возник вопрос:
Вот в частности ты, в частности, нянька, стимулируют подход
ребёнка к жизни на уровне идеи «удиви меня».

- На уровне идеи. А это что у нас? Субъективизм.
- Материализация идеи есть осмысление.
- И наоборот.

- Ну, вот понимаешь, ведь может быть такое, что фантазии просто
бессмысленны. Начни только стимулировать…
- Фантазии не бессмысленны.
Если мой главный смысл, который я ставлю – в обучении
в шахматах или где… В том, чтобы уйти в жизнь, вернее,
остаться для жизни.

«МЕЧТАТЬ И ИСКАТЬ» - МОЙ ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП.

А всё остальное – чистой воды прагматика. То, что к жизни может
вообще отношения не иметь. Но это удобно для общества.
Управляемое общество.
А любое общество должно иметь не менее 5% творческих членов.

- Но ты же понимаешь, что в очень сильно усреднённом случае
люди боятся фантазий. Даже своих собственных.
- Они просто не умеют это делать.

- Вот расскажи, пожалуйста, как ты учишь детей правильно
фантазировать. Это очень интересно.
- А я не учу фантазировать. «Принеси вопрос,
на который никто не хочет или не может ответить».

- То есть, вопрос, который ты не хочешь задать,
или боишься задать, или не умеешь сформулировать?

- Отвечаю. Дело в том, что не любой взрослый готов отвечать.
А я прошу ребёнка принести вопрос мне не для того,
чтобы он мог получить ответ, а для того, чтобы он на этом
примере научился сам получать ответ.

То есть я ему раскрываю лабораторию фантазирования,
где он сам ищет ответы на свои вопросы, получает удовольствие,
получает практику. И учится мечтать.

- Это на самом деле, супер! Я пыталась уже сказать –
некоторые люди просто боятся мечтать.
- Они потому и боятся, что за каждую мечту получали по голове.

- Получается, что задав свой вопрос, ребёнок начинает вместе
с тобой прощупывать реальную почву, насколько это реализуемо.
- Он становится Творцом.
- Здорово, конечно.

- А Творцов как минимум 5% в любом государстве нужно сохранить.
Иначе не будет ни искусства, ни науки, ни жизни.
А будет тупое управление, или чем там у нас всё это ещё называется.
- Это   любопытно.

- Это не любопытно, это я и ставлю как основной вопрос философии.
Основной. Существует ли философия вообще, мне не интересно.
Существует ли психология, мне не интересно.

Приведу кусочек из моего стихотворения:

«Но мечтать и искать лишь прихоти,
А без них мы почти что нагие,
Детство, юность – они как призраки,
Как основа для ностальгии.»

«Ностальгия – тоска по былому

И тогда уже слово за словом
Пишет новую книгу Любовь»

Любить себя, любить мир, любить жизнь, любить других людей
и детей ты можешь только через себя.
А если тебя этому не научили, ты так всю жизнь и будешь уродом моральным.
Как можно возлюбить ближнего, не возлюбив самого себя?

Мы часто всех ближних ненавидим. Мы на всех смотрим через призму:
«Насколько мне хорошо или плохо с этими ближними?»
Мы их гнобим всю жизнь, а пытаемся при этом говорить
«Они же нам близкие, мы же их в этом мире возносим…»
По названиям?

- Ну хорошо. « Возлюбить самого себя...» А где тот мостик, чтобы возлюбить ближнего?
- Это автоматически.

- То есть ты начинаешь чувствовать, что больно, что не больно…
- Если ты относишься к другому и хочешь, чтобы он относился к тебе
так же, как ты к нему относишься, это и есть основа «автоматики» вот этой.
Если ты к нему действительно проникся, если ты отдаешь ему …

- Лучшее, что в тебе есть?
- Может быть в тебе ещё нет, отдаёшь свои мечты… А если получаешь назад плевочек...
Подобный случай может стоять в основе детских суицидов и так далее,
потому что некому ни понимать, ни слушать, ни любить.

Потом говорим: «Такой хороший ребёнок был… Как же он превратился в зверя?
В преступника?" И так далее, и так далее…

Для этого вся культура мировая создаётся, ноосфера,
чтобы в одной строчке прочитывать всю историю не важно,
сонет или что. Вот как в примере с Цветаевой.

«Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала - копейкой ржавою!»

Если бы только это.
А возьми:
«Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос»

Когда эту вещь поёт иеромонах Фотий, то, учитывая его сан,
меня пробивает просто до копчика.

Все равны перед «Молитвой о чаше», пред «Тайной Вечерей».

А Вечеря и Молитва о чаше – ежедневные.
Всё, чем занимается наша великая церковь,
а я говорю это в день рождения Кирилла, 
это и есть «Молитва о Чаше» и «Тайная Вечеря».

- Крепко, однако.
- Да потому, что я не богослов.
Потому, что я всё «пропускаю через кишки».

Потому, что Высшее таинство уже свершилось. 
Я неоднократно написал и насчёт Воскресения чуда,
и насчёт Крещения таинства.

И вот к этому я и сказал, что я через «Голгофу» выйду к этой идее:
каждодневной молитве о Чаше.
И каждодневной Тайной Вечере.

То есть каждый день кто-то кого-то предаёт,
каждый день кто-то кого-то спасает,
и в этом и есть диалектика жизни. Ради этого и живём, собственно, что предаём и спасаем одновременно.

Каждый день, друг друга, и не только друг друга.


Рецензии