Чёрные тетради 3

    Мир, который мы считаем единым, по Хайдеггеру в действительности тройственен - это мир неживой природы, мир природы живой и мир человека. И в мир человека входят все миры.

    Смысл человеческой жизни - присутствие, которое принципиально не единично. Но это "принципиально неединичное" закреплено в единичном теле, удерживается через конечность и смертность и следовательно приходит к нам насквозь противоречивым. Присутствие возможно не только как послеприсутствие - после смерти, но и доприсутствие - например, когда речь идёт о пришествии и миссии, и даже в других более земных случаях, что подтверждает нам непрямую связь этого присутствия с конечностью. Но насколько гибка и универсальна эта связь?
    Животные не задают нам подобных проблем, хотя они входят в наше присутствие, впрочем, как и вещи, что доказывает - что все эти три мира распространяются друг на друга, они втягивают друг друга на свои основания до определённых границ. Так и сам человек вполне себе погружается в мир вещей и превращает саму свою жизнь в комфортабельное существование, зацикливается на потребительстве, превращается в вещь среди вещей. Но может ли он полностью стать вещью? Он не может полностью стать даже животным, как ни звереет, и всё же, максимальный переход души человеческой в вещный мир уже давно является нашей обыденностью и фиксируется писателями, к примеру, в таком произведении как "Коллекционер" Фаулза, где любовь человека превращается в конкретное "иметь" - пришпилить иголкой в свою коллекцию. Одичание человека, как переход в более примитивные витальные формы жизни, напоминающие животных, также происходит массово. Всё это можно видеть и отслеживать, но ни видения, ни отслеживания практически нет, кроме редких и случайных шедевров искусства.

     Мало кто из людей в действительности осознанно живёт на своём человеческом основании, это очень трудно. Большинство людей живёт на основаниях превращённых, то есть ориентирующихся на "мёртвые следы человека", а от этих оснований - легок и прост переход-спад вообще не в человеческие основания - животные и вещные. Таким образом, что взятый, так называемый, средний человек сегодня являют собой дикую смесь умершего человеческого основания плюс животного с вещным. Из-за этой смеси и какофонии поведение его непрозрачно - непонятно не только самому себе и другим, но вообще в принципе непонятно, так как оно не может восприниматься непосредственно, но всегда требует "разборки" и дешифровки по различным слоям-мирам. Мёртвое человеческое основание дешифруется через действие общественных механизмов, над которыми человек более не волен и чьим практически полным заложником он становится. Животное основание и вещное дешифруются через смыслы живого и вещного. Затем всё это в комплексе нужно ещё будет собирать, если мы хотим получить ответы на причины поведения "таких" людей - задачка не для слабонервных, и до сих пор выполнялась она, даже самыми талантливыми писателями, к примеру Прустом, как бы по краю, мимоходом и самыми общими ещё намёками. Очевидно с решением подобных задач сможет справиться лишь литература будущего, пока такой литературы нет, а есть лишь приближающая нас к этому вопросу литература.

      Значит, краткий вывод резюме: сегодняшний современный человек, как правило, это мёртвое, уже умершее человеческое основание плюс не свои миры.
      Дать характеристику этого человека - не один раз вспотеть.
      Подобной цельно-дифференцированной характеристики на нынешний момент нет.
      Подобная характеристика это взгляд и глаза будущего, если оно ещё будет возможно для человека.
      Только с живого человеческого основания, в которое входят остальные миры, а не наоборот - такую характеристику можно получить.


Рецензии