Чёрные тетради 4

    Вспомнить - ещё раз жить и быть в этой точке, в противовес всему происходящему сейчас. А кто Вам сказал, что присутствие всегда находится нерастяжимо и нерасторжимо в точке сейчас? Присутствие бродит, блуждает около себя в своих самых обычных состояниях, а в своих подлинных - находится не менее в будущем и в прошлом, чем в сегодняшнем. Так куда вы его насильственно-придуманно хотите поместить?
    Постоянно относить всё только к субъекту как его образы или представления и только - скучное, досужее занятие современности.
    Наша жизнь там, где находится наше присутствие, ибо присутствие властвует над жизнью, а не наоборот. Если наше присутствие в прошлом и с человеком, который нам дорог, то мы живём там, а вовсе не здесь. Здесь мы очень даже ощутимо в этот момент можем отсутствовать. Значит все эти образы, представления и тому подобное, это уже второстепенные и третьестепенные вопросы, после главного вопроса - где Бытие? Его здесь нет, оно ушло? - тогда в какой оно точке?

    Присутствие это то, что всегда находится при сути, обладает ли какое другое живое подобным определением? - нет, никакое другое живое при сути не находится, лишь то, что мы называем человек находится при ней. Следовательно если присутствие потеряет свою суть, смажется, сотрётся, затеряется в хаосе сущностей, оно потеряет и жизнь, ибо жизнь человеческая тесно связана именно с этим. В какую бы сторону присутствие ни пошло - в прошлое или в будущее, оно повсюду ищет себя как корень или нить Бытия, не как знакомого себе человека, но как неповторимое Бытие ищет оно себя. И в этом поиске присутствию не знакомы никакие преграды или барьеры - в старину говорили "дух веет, где хочет", но мы говорим - присутствие свободно, принципиально свободно. Оно распоряжается своим прошлым и своим будущим и в силу этого и своим "сейчас", потому что напрямую распоряжаться сейчас невозможно. Только полностью собранное присутствие, напоминающее для земных жителей гораздо больше отсутствие, чем присутствие - прямо распоряжается сейчас. Или другими словами, Бог хочет и может, потому что речь идёт уже о Богах. Но земное присутствие спало с Богов, его прошлое и его будущее отлетели от него в разные стороны, оставив его с голым сейчас наедине. Однако любое присутствие некоторым образом помнит свою божественную природу. И тщится её вернуть или вернуться к ней. А может быть и впервые обрести - кто знает?!

     Что утверждает Хайдеггер прежде всего? Вполне ощутимую независимость присутствия от времени и пространства - мы можем присутствовать в прошлом и в будущем, не только в сейчас, и мы можем присутствовать не в этом месте, а в другом. А что из этой независимости следует? Ни больше, ни меньше как то, что Время и Пространство формируются самим присутствием, однако это ни в коем случае не означает, что они субъективны. Субъект здесь вообще оказывается настолько абстрактной формой выделения, что не позволяет работать ни с каким материалом. Угол зрения Хайдеггера таков, что субъекту в нём практически нет места, однако думаете есть место объекту? - нет, конечно же, ни тому, ни другому. Присутствие всегда субъективно, потому что оно всегда "моё" и в тоже время оно всегда не только "моё" в силу своих самых главных характеристик - событийности и настроенности. Таким образом, голый субъективизм отпадает, противопоставление на субъекта и стоящего перед ним объекта нисколько не помогает мыслить присутствие и соответственно, превращается в довольно пустое противопоставление. Это наследие старой метафизики только мешает. В присутствии мы мыслим изначальную множественность и единство. Мыслим несколько равнозначных принципов или структур. И Время исходит из присутствия, превращаясь затем в пространство, и опять же это сложно схватить, не как чистый субъективизм.

     И значит, прямыми словами - присутствие способно замедлять или ускорять время, и больше того, оно способно обращать его - обращать вспять, то есть способно, казалось бы на немыслимое. Владея таким образом Временем, присутствие не может не владеть с ещё большим диапазоном и пространством.
Поскольку Время корениться глубже, чем пространство, и с него по сути дела начинается мир.
     Стоит ли говорить, что линейное представление о движении времени - линейное представление о линейном движении, именно так, тоже здесь не работает?
     Но если присутствие никоим образом не закреплено за субъектом, а скорее закреплено за Событийностью, откуда ведёт и свой настрой, то почему мы говорим "моё" и считаем это самым интимнейшим? Потому что в нас, бытие максимально удалено от нас самих, во всём остальном оно ближе, и в силу этого мы принуждены любить и искать самих себя больше всего, ибо это самая трудная и завершающая задача. Все остальные задачи - ближе и доступнее.
Но то, что мы ошибочно принимаем за своё близкое и знакомое нам - самих себя, на самом деле от нас дальше всего. И потому - последняя задача и свершение, замыкание круга и выход на новое.
     Интимность в том, что надо прийти к самим себе с обратной стороны. Ну как в наглядных примерах путешественника - вышел из точки, обогнул весь земной шар и вернулся в точку, и тогда становится понятно почему та точка в которой он стоит не самая близкая, а самая далёкая - в неё вернуться ещё надо с другой стороны. Так и с присутствием - не хотите круг, не хотите обогнуть, хотите напрямую "я" и это "я" - не будет ни полноты, ни присутствия - они по сути и есть тут круг - земной шар - вокруг нас - кто обошёл - тот есть - он создал окружение, круг, замкнул точки.

      Мир, мироокружение это всё, что лежит между "я" и "я" - между "я" началом и "я" концом. Между "я" исходом и "я" возвратом. Такому "я", растянутому между двумя "я" требуется естественно Ты, вспоминаем Бубера.
      Почему мир конечен? Потому что он всегда проистекает от нас, особенных и неповторимых.
      Почему мир бесконечен? Потому что он огибает принципиально всё, прежде чем вернуться к нам, замкнув кольцо. Не всё в смысле дурной бесконечности, а в смысле достаточного для всего возможного, чтобы вернуться.
Наверное теперь будет понятнее почему "я" - не субъект. Ведь в этом "я" будет и другое "я", как Ты, и море "Оно", как разнообразных объектов - и всё это на пути к себе же самому. Не стоит думать, что когда Хайдеггер пишет "мир" или говорит "присутствие", он пишет и мыслит нечто иное, чем когда Мераб говорит "путь".
     Путь между "я" и "я" и есть присутствие, благодаря этому кольцу, охватывающему мир, мы присутствуем. Здесь схематизированные субъекты и объекты летят на помойку.
     Мир это объём присутствия. Гении - огромные, масштабные миры. Прочие люди попадая в их миры выглядят бледно. Особенно те, чьё присутствие уже "потеряно" или "ещё не найдено", не в абсолютном смысле слова, но как живая жизнь, а Хайдеггеровским языком как Дазайн.


Рецензии