Когда говорят гормоны разум молчит

В заметке «Профессиональная болезнь поэтов» и позже  я упоминал об этой весьма характерной особенности поэтического творчества.
Некий «Поэтический Принцип Неопределённости».
Поясню для нефизиков.
В начале двадцатых годов прошлого века молодой и очень талантливый немецкий физик Вернер Гейзенбeрг выдвинул некий принцип, лёгший в основу целого раздела физики, Квантовой Механики.
Принцип звучит просто даже для неспециалиста:
Невозможно  абсолютно точно определить в один и тот же момент времени импульс элементарной частицы (mv) и её координату. То есть некое количество движения частицы и её местоположение в пространстве. Их произведение равно некой постоянной величине, Постоянной Планка. А значит, если мы определяем с очень большой точностью что-то одно, то соответственно растёт неточность другого. Нечто вроде доски качелей: Поднимаем один конец –  опускается другой.
По следам этого великого принципа я тоже обнаружил нечто схожее  в психологии поэтов, потому и назвал так же.
Только здесь две составляющие не импульс и координата, как у Гейзенберга, а Вдохновение и Память.
И принцип этот звучит схоже:
Чем больше Вдохновения у поэта в момент написания стиха, тем хуже Память о том, что написал раньше. И наоборот – чем менее вдохновенно поэт сочиняет нечто, тем лучше помнит о написанном прежде.
Причём вместе с памятью поэт теряет и способность вообще мыслить логически.
Опять же, не хочу быть голословным. Беру в качестве примера не кого-нибудь, а наше дежурное «ДнЕвное Светило» – А.С.Пушкина.

Вакхическая песня абсурда.

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь вакхальны напевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жёны, любившие нас.
Полнее стакан наливайте!
На звонкое лно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
1825

(Не будучи специалистом в вино-водочном деле, хочу спросить: А откуда взялось «Густое вино»? Сам не пью вообще алкогольных напитков, не переношу запах и вкус спирта. Но никогда не видел у других пирующих «густое вино». Видел сироп-ликёр чуть более вязкий, чем обычное вино. Домашнего производства наливка  – тоже, из-за обилия сахара несколько густоватая.  Даже кубинский ром из сахарного тростника как-то видел, тоже, кажется, чуть «гуще». Но ГУСТОГО вина – не приходилось.
“Звонкое дно» – да, если кольцо падает с достаточной высоты и с определённой скоростью достигает дна стакана, то, возможно, послышится некий звон. Но в «густом вине» любое кольцо будет медленно спускаться вниз и плавно ляжет на дно без всякого звона. Для того, чтобы понять такую элементарную истину, не требуется глубокое знание физики и гидродинамики, в частности.)


Хорошее стихотворение, неправда ли?
Излишне напыщенное и несколько крикливое, но всё же неплохое!
Вдумаемся, однако ж, в его смысл. Идёт вакханалия, то есть буйная пьяная оргия с вакханками. Пояснять дальнейшее, полагаю, нет надобности. (Кстати, а как звучат названия для мужчин, участвующих в этой оргии? Вакханцы, вакханальцы, вакхане...? Не «Вакхи» же, это сам бог виноделия и веселья)
Итак все слились в пьяном экстазе вина и женщин.

При чём здесь РАЗУМ???
Его-то как раз нет и в помине. И какие музы? Все заняты безудержным групповым сексом, политым обильно вином, которое тоже ЯСНОМУ РАЗУМУ не очень способствует.

Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют дамы, к чертям нынче разум!
(Если кого-то коробит лёгкое фонетическое несоответствие слов Стаканы и Дамы, замените «дам» Аннами (Керн))

Песня эта состоит из двух ПРОТИВОРЕЧАЩИХ друг другу частей. «Бессмертное солнце ума» и разума никак не участвует в хмельной развратной оргии.
НЕ ДО УМА И НЕ ДО РАЗУМА!!!
Биология двуногих НЕ ПОЗВОЛЯЕТ!!!

А ведь написано стихотворение почти двести лет тому назад. Неужто за эти двести лет никто не заметил такого откровенного абсурда?
Наверно не заметили, ибо как раз этот стих часто цитируют все, кому не лень. Правда,
по-забывчивости помнят обычно только строку последнюю.
Согласуясь с содержанием  первой части стиха, вторую Пушкин мог бы написать и так:
«Так ложная скромность мерцает и тает
В стакане «густого» вина.
Да скроется разум! Для случек «ума»
И в пьяной любови хватает!»
17 XI 2016


Рецензии