Блаженство по Боратынскому
(Из книги "Креациология, или наука творчества")
Свидетельство о публикации №116112008840
Владимир Микушевич 25.11.2016 22:52 Заявить о нарушении
"Обращают на себя внимание три стихотворения, связанные между собой по смыслу и по названиям: «Смерть», «Последняя смерть», «На смерть Гёте». Во всех трёх стихотворениях противопоставление жизни и смерти вырастает до их символической противоположности: жизнь невозможно понять без смерти, а смерть невозможно осмыслить без жизни. Символичность здесь у поэта достигается с помощью приёмов необычных словосочетаний, столкновением идей в границах одного стихотворного текста, то есть с помощью всё того же «индивидуального контекста». Так стихотворение «Смерть» утверждает, что гибель всего – это необходимость, потому что основным мировым законом является цикличность развития всего живого, гибель старого и рождение нового. Но для человека такое объяснение его смертности не может быть удовлетворительным. В то же время для человека становится очевидным ограниченность его возможностей в решении вопроса о смысле жизни и смерти, выйти из этого состояния ограниченности своих возможностей человек может только тогда, когда наступит его собственная смерть. Поэтому смерть в этом стихотворении приобретает совершенно неожиданную характеристику, такую, которую невозможно повторить вне контекста этого стихотворения:
Недоуменье, принужденье –
Условье смутных наших дней,
Ты всех загадок разрешенье,
Ты разрешенье всех цепей.
Смерть – это «разрешенье», она говорит человеку о невозможности решить противоречия жизни средствами самой жизни, только она может «разрешить», то есть снять противоречия самой жизни, ведь когда человек живёт, то смерть вызывает у него чувства недоумения и принуждения, которые ничем невозможно успокоить.
Стихотворение «Последняя смерть» построено как описание привидевшегося поэту пророческого видения о будущем человечества. Человечество, достигнув высот прогресса, обрекает себя на вымирание, так как попадает во власть собственных фантазий и иллюзий, забыв своё земное предназначение, посчитав, что уже достигнут предел их земного совершенства. Такая ситуация привела к тому, что отвергнув необходимость заботится о материальной стороне своего существования, люди не смогли прийти и к своей духовной сути и поэтому исчезли с земли. В этом стихотворении смерть - это уже не «разрешенье» противоречий жизни, а абсолютное самоуничтожение человечества, которое не может решить противоречий жизни. Поэт утверждает, что цель человечества – не в том, чтобы довести материальную сторону своего существования до предельного совершенства, а в том, чтобы соединить духовное и материальное таким образом, чтобы смерть не имела бы абсолютного характера.
Стихотворение «На смерть Гёте» ещё более усиливает смысл стихотворения «Последняя смерть»: размышляя о смерти великого немецкого поэта Гёте Е.А. Баратынский говорит о том, что человек должен выполнить своё земное предназначение так, чтобы оказаться духовно готовым к тому, что пошлёт ему смерть:
И если загробная жизнь нам дана,
Он, здешней вполне отдышавший
И в звучных, глубоких отзывах сполна
Всё дольное долу отдавший,
К Предвечному лёгкой душой возлетит,
И в небе земное его не смутит.
Таким образом, «индивидуальный контекст» этих трёх стихотворений многогранно расширяет смысл слова «смерть»: она является разрешением земных противоречий, она может быть абсолютной («последней»), если человек неправильно определяет смысл собственного существования, она является смысловым продолжением того, чего человек достиг при жизни. При таком толковании смысл слова «смерть» обретает множество неповторимых оттенков, свойственных только контексту поэзии Е.А. Баратынского, поэтому возникает эффект многозначности символа".
Алексей Сахатский 17.12.2016 16:05 Заявить о нарушении