Кулинария и литература- этюд 1. - начало...

       Читатель мой, ты возможно подумал, какого такого рожна на старости лет геолог-пенсионер, автор литературных страниц на сайтах "Стихи.ру" и "Проза.ру", вроде бы серьёзный человек, но вдруг обратился к теме еды в литературе? Может он обжора или гурман, или у него было трудное детство? А возможно, что он хочет поделиться секретами диетологии? Так вот, мой читатель, автор-нормальный человек, но любящий вкусную еду. В меру! И детство у меня не было трудным, нормальное было детство. Но как любой "хомо сапиенс" не может существовать без еды и пития, так и любой литератор не может в своём творчестве в той или иной степени не затронуть процесс пищеварения. Что же касается диетологии, то это не ко мне и не к художественной литературе. Это к медицине и к соответствующим сайтам интернета.

       Итак, ещё на заре современного человечества  в первобытно-общинном строе наши предки уже отдавали должное еде и питью. Но поскольку они тогда ещё не умели читать и писать, они рисовали на скальных стенах пещер, в которых жили, животных, на которых они охотились. А охота была не только основным занятием первобытных мужчин для добычи и последующей переработки ихними первобытными женщинами мяса в продукт, но охота была и средством познавания мира, в котором жили люди. Именно охота и рыболовство проложили путь человечеству к слову. Кстати, постоянное присутствие женщин в пещерах, где они поддерживали огонь, готовили еду, рожали и воспитывали детей, возможно и объясняет то, что генетически в мужчинах по сравнению с женщинами развит бОльший дар к  поэтическому и прозаическому слову.

        В рабовладельческом строе, в таких обществах, как Древняя Греция и Древний Рим, поэзия и проза уже существовали и были пропитаны культом еды и питья. Герои Гомера в "Иллиаде" и в "Одиссеи" проводили время в сражениях, в любви и в пирах. Даже Троянская война собственно говоря началась из-за яблока Париса. А что такое яблоко? Фрукт - еда! Великий древнеримский поэт и писатель Апулей в своих "Метаморфозах" отдал дань кулинарии своих современников, показав как питание оказывает животворное влияние на эротику.

        В древней Руси, судя по русским былинам, герои только воевали, охраняли рубежи Киева от всякой нечисти и пировали. Именно на пирах и принимались великими князьями все важные решения. Недаром с древних времён известна поговорка:" На Руси весельё есть питиё!". Илья Муромец до тридцати лет сидел на печи не потому что сил не было, а потому что в доме с едой напряжёнка была. А как в Киев попал, на пиру посидел, так и сил набрался , и Родину пошёл защищать.

        Нет, чтобы там кто не говорил, но наш народ всегда понимал толк в еде. Возьмём русские народные сказки, такие как "Репка", "Колобок", "Волк и Лиса". О чём эти сказки? Нет, конечно вы скажите, что они о жизни  и будете правы, но в первую очередь они об еде! Что такое Репка в древней и средневековой Руси? Это основной продукт питания ( Колумб ещё не окрыл Америку с её картофелем и табаком). Ну про Колобка и говорить нечего, всё и так ясно. В этой сказке даже рецепт приводится:" По сусекам поскребла...". а "Волк и Лиса"- так там бедный Волк, обманутый хитрой Лисой, сидит в мороз, опустив хвост в прорубь, и пытается поймать рыбку на пропитание. А Лиса бегает вокруг и бормочет:" Ловись рыбка большая и маленькая!".

        В феодальной, а в последствии и в буржуазной Европе поэты и прозаики понимали толк в кулинарии. Во Франции- Рабле с его блистательным гурманом Гаргантюа, в Англии великий Шекспир с темпераментным выпивохой и обжорой Фальстафом. А герои пьес Мольера, а Александр Дюма-отец, в романах которого через страницу любовь и сражение и через страницу любовь и еда с питьём! Кстати, Дюма в своё время издал "Кулинарную книгу", имевшую большой успех не только во Франции.

                ( окончание следует)

 
      


Рецензии