Копеечка, капиталистическая баллада
Во лесу ягоду молода собирала,
Землянику спелую в корзинку бросала.
К богатому за копеечку нанялася,
Да вот гроза большая началася.
Вымочит ягоды ливень жуткий -
Прикрыла она корзинку телом,
Дрожит под дождем почти без окутки,
Ладно хоть полную набрать успела.
Согрело ее солнышко по дороге,
Копеечку ей потом не утерять бы,
А дядька богатый ждет на пороге,
Распахнул ворота, сушит усадьбу.
Взвесил ношу для резону на безмене,
Смотрит на молоду, омытую ливнем:
"Готовься-ка ты, девка, к перемене,
Дам я тебе за каждую ягоду... по гривне!
Мать заставь купить приданое побогаче,
Да смотри, сама с мошной управляйся,
Да всё сделайте, до поры, вкрадче,
Да в работницы больше не нанимайся...
Есть в тебе нужная мне ухватка -
Я сосватаю за тебя сына.
Не беда, что мать твоя солдатка,
А родитель твой без звания и чина.
С утречка ходи вот в этой душегреечке,
Да не оглядывайся, не тушуйся..." -
"Ты додай мне, дядя, лучше мою копеечку,
С нею я ни от чего не сволнуюся.
Парень ваш дразнил меня отопком,
Под окошком пел худы частушки,
А единова перевернул нароком -
Ладно, заступилися подружки..." -
"Знать, сойдетесь! Вот тебе две тыщи.
Сыну надобна хозяйка злая!
Жимом будь, а то он всё просвищет.
Помни: два везенья не бывает".
2
Не ходит молода ягоды собирати,
На дальний базар бегает украдкой,
Ночами учится деньги считати,
Обзавелась четками да тетрадкой.
Всё, как дядька говорил, сошлося,
Муж приданому, богатству дивится,
Дитя крепкое, верещавое родилося,
Хозяйки молчаливой деревня боится.
Уж сама она на полотье нанимает ,
Со свекором о делах судит,
Чисту прибыль в рост предлагает,
А мужа и ласкает - да рано будит.
Отец после многих лет дошел до дому,
Дочь узнал, принял челёду прочую.
Сбежалась улица, смотрит незнакомо:
Молода тятю у открытого окошка потчует.
Девок дарит сдержанными поклонами,
Не присядет сама на скамеечку.
Тайный сверток спрятан за иконами:
Там Господь хранит одну копеечку.
Примечания: "Отопок" - поношенная обувь;
"Челёда" - дети /от "челядь"/.
Свидетельство о публикации №116111810970
Лайна 7 23.09.2017 07:13 Заявить о нарушении
Лайна 7 23.09.2017 07:17 Заявить о нарушении
А вот одна бабуся вспоминала, что прокляла свою молодость: в дом жениха она пришла "девятнадцатым ртом", мал-мала меньше; день свекровка у печки, день молодая сноха, и так четыре года, пока не появилась другая молодуха.
Почитаем авторов 19 века, их рассказы, как молодухи бегали от своих кургузых мужиков "для развлечения" по очереди в луга к молодому пастуху, обычно дурачку, которого и слушать-то никто не будет...
А вот рассказ, как у мужика в разгар лета почила жена, на корню урожай, а дома малышня, и в пелёнках есть. Что делать? Срочно хозяйку в дом! Но где её взять, кто дочку отдаст за "старого", и вдова 100 раз подумает. И вот мчится на телеге по деревням: "Есть у вас рябая девка?!!!" И нашёл, тут же отдали, посадил на телегу и увёз. И девка наконец-то пристроена, и малышня вырастет.
Балладка написана лубочно с утверждением единственной тут "морали": трудно, "невыгодно" заработанная копейка может обернуться какой-нибудь сторицей, не обязательно "случайным" выгодным браком, но и им почему нет. Альтернативы-то нек было.
Здесь тот случай, когда условия нерушимы, а свобода только либо приспособиться, либо по течению в неизвестность. И здесь как раз кстати вопросы о счастье и о любви, сразу понимаешь, что эти вопросы - если честно и уважительно к себе - с двойным и тройным даже дном. ПОДВОДЯ ЧЕРТУ: баллада не о современности, даже деревенской. А прикрыть корзинку телом - это прикрыть себя, то есть потраченные твои силы.
Но огромное спасибо, что выполнили просьбу - и за содержание рецензии!
Флорентин Тригодин 25.09.2017 20:53 Заявить о нарушении
Конечно, я смотрела на балладу современным взглядом, ведь в наше время презирались браки по расчёту. А тогда, раньше - на первом месте были дела, а чувства не важны...
Лайна 7 25.09.2017 21:26 Заявить о нарушении
Хочу сказать, что немного изменилось. Прятать научились лучше "брак по расчету". А влюбленность (любовь) сопутствует нам всю жизнь (не важно к кому).
А моего деда 15-летним "выдали" за 16-летнюю (мою бабушку), из богатых очень. А у деда была зазноба. Ослушаться нельзя было. Стали жить. Дед бабушку бил до полусмерти, сбрасывал в колодец, соль на замок закрывал, чтоб богатейка не раздавала кому попало. Потом нашел выход свой - в Православии, что бы ни читал - всюду слова "Смиряйтесь!" подчеркнуты карандашом. Прожили потом душа в душу.
Ну, сбросил - и достал! Хуже, когда молодая согрешившая сама бросается в колодец, спасти её рядом никого нет.
Нынче все проще и "легче": разошлись да и всё! И мать-одиночка пытаетсы воспитать у сына мужские качества... Своим примером живым что ли?
Любовь нужна, но и дела ведь нужны? Маяковский соединил: "Любовь - это до ночи колоть дрова, силой своей играючи..."
Ох, вспомним мы ещё это "наше" время недобрым словом, за любовь. Я так думаю.
Флорентин Тригодин 25.09.2017 22:37 Заявить о нарушении
Почему-то не разводились, когда можно и ничего не препятствует, но что-то удерживало внутри, когда казалось царит не любовь... Развод представлялся несчастьем, хотелось сочувствовать, но на свои слова как-то получила ответ: "А разве это несчастье. наоборот, это - новая жизнь."
Все мы разные... У меня в душе сидел ориентир на всю жизнь с одним человеком - любимым.
Мнение о настоящем моменте и о том, что незачем рассчитывать надолго, тебе хорошо сейчас и радуйся и не важно, сколько будет длиться, тоже нравится. Жить настоящим моментом сейчас в моде, актуально. Именно такая жизнь и приносит ощущение счастья, чем вечное ожидание чего-то...
Лайна 7 26.09.2017 05:40 Заявить о нарушении