Дерево, альбомчик
Известная формула идеала от Агафьи Тихоновны (Н. Гоголь, "Женитьба") изображает и метод, и содержание нашего духовного квеста. Также она заключает в себе его проектный результат - точнее, невозможность результата.
Разумеется, мысля о личности, человек не примысливает себе "губы" и "носы" (хотя именно это фактически и происходит, по склонности нашей рабской ко всему "весомому, грубому, зримому").
Вселичность имеет своё отличие от личности именно в том, что не манифестирует губы и носы. Это - зеркало, несоизмеримо большее отражения. Соотнося свой нос с зеркалом, Иван Кузьмич имеет случай видеть, что он отличается от Никанора Ивановича. Несуществующая, неявленная вселичность, позволяя личности проявиться, оставляет её с носом.
Тонка и условна грань между деревом и его корнями. Здесь корни уже не корни, а ствол ещё не ствол. Здесь "точка сборки" (К. Кастанеда) дерева. Здесь - его сознание.
"Сознание - это переход к большему сознанию" (М. Мамардашвили, А. Пятигорский). Заменим "переход" на "стремление" - и получим формулу, близкую к идеальной. "Стремление" - точнее: "переход" не всегда возможен, он может и не осуществиться, или не закончиться, остаться "стремлением".
Сознание диалогично. "- Это чёрное. - Это белое." И начинается рассматривание, переворачивание предмета - так, этак, наизнанку... Сознание говорит на два голоса (А. Секацкий). Отсутствие второго голоса лишает сознание самого главного: возможности "перехода" (см. выше).
Следует уточнить: в отличие от обычного, речевого диалога, "диалог" сознания - не линейный: это - стволовая, "древесная" структура.
Дерево растёт вверх и вширь. Рост вверх будет опережающим, это сумма количественных изменений. Рост вширь менее впечатляет в плане результата. Это временнАя ось, которая представлена визуально в виде годовых колец. Таким образом, дерево можно изобразить как последовательность вложенных одна в другую "труб" разного диаметра. "Старшая" находится ближе к центру, чем дальше к периферии - тем "моложе". Вот такая "матрёшка".
Такова структура сознания. Это визуализация соотношения "большего" и "меньшего", когда "большее" одновременно "меньшее". То и другое суть одно в режиме диалога.
Откуда такая странная конфигурация? Не идёт ли она от корней? Ведь, корней несколько, как минимум два, ну что за дерево с одним-единственным корешком... А что, если каждый корень создаёт свою "трубу" - свой собственный "футляр", продолжающий его над поверхностью?
Многокорневая база сознания, его ризомность - очевидны. Две "части" дерева, подземная и надземная, очень удачно коррелируют с двумя уровнями сознания, так и подмывает обозначить их как собственно сознание и подсознание. Различие чисто внешнее. В действительности нет никаких "под" и "над", а есть одно сознание, само название которого (со-знание) предполагает двусоставность, диалогичность формы при сохранении единого для всех случаев содержания.
Кажущаяся внеположность сознания по отношению к самому себе есть разновидность оппозиции "наблюдатель - наблюдаемое", когда различие позиционное, но никак не качественное. Фактически недвойственность якобы двойственного (и даже - множественного) предметного мира есть иллюзия, свойство эмпирики инерцировать процесс, "штамповать" в принципе бесконечные ряды самоподобий, претендующих на самобытие (и "получающих" его).
Интересно, задумывался ли кто о феномене социальной сети как формальной наследницы дамского альбома прошлых веков? Там и там - картинки, песенки, стишки, глубокомысленные цитаты... концентрированная "милота" ("няшность") в большинстве случаев... Изменилась только технология.
"Альбомчик" - пример структуры, внешне сложной, но в сущности - очень простой. Обратный пример - структуры, внешне простой, но сложно устроенной - дерево.
"Древесную" структуру имеет смысл. Что и не удивительно: сознание принадлежит категории смыслов. Это обозначающее, стремящееся к переходу в обозначаемое, самовозрастающее в течение всей жизни, а по некоторым догадкам - и за её временными рамками (как "после", так и "до").
"Самовозрастающий логос", который придумал себе герой поэмы "Москва - Петушки" (и за который схлопотал по шее от ректора Сорбонны)? Да, всё-таки Сорбонна - это не Храпуново.
13 ноября 2016 г.
Свидетельство о публикации №116111810527