Классика в неглиже

                Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.
                М.И.Глинка, основоположник классической музыки,
                первый композитор-классик мирового значения.

Новое видение – это когда театральный постановщик берёт произведение, например, «Пиковую даму», и ставит спектакль. Ставит так, как понимает. Или - как не понимает. И всё, чего достиг, как представитель творческой профессии и как человек, он показывает другим, зрителям. Тогда почему это его видение не всем зрителям понятно и не всегда?

Для режиссёра-постановщика, как оказалось, не так уж и важно, что вобрало в себя произведение, коснуться которого – уже большая честь для современника, и то, что ему, как профессионалу, необходимо всё заложенное автором в это произведение донести до зрителя. Однако, не смотря ни на что, постановщик берётся, готовит спектакль и…

Таким «и» явилось недавнее событие в Красноярске, где актёр снял нижнее бельё во время спектакля «Гаргантюа и Пантагрюэль» на сцене Театра оперы и балета, а  возмущенные зрители покинули зал сразу же после обнажения и в антракте.
«Наша цель - погружение зрителей в ощущение телесности, которое находится вне стыда. Потому что у Рабле нет понятия стыда», - объяснил режиссёр в аннотации.

В одном из своих интервью, народная артистка СССР, оперная певица, театральный режиссёр и педагог Галина Вишневская как-то рассказала, что однажды ушла даже с постановки любимой оперы «Евгений Онегин», когда исполнитель роли Владимира Ленского запел свою потрясающую арию «Что день грядущий мне готовит», выйдя на сцену в трусах…

И подобных случаев множество. Постановки с новым видением классических произведений уже не редкость, и зрители привыкают, оставаясь в зале до конца спектакля…

Напрашивается вопрос – зачем? Зачем и кому нужно это режиссёрское надругательство над созданным на века? Зачем это проявление своего неуважения к творениям великих людей, таких, как А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь, П.И.Чайковский и М.П.Мусоргский? Ведь можно сделать проще, написать своё произведение, поставить спектакль и… совесть не будет мучить, от подлога. Или есть опасения, что зритель на малознакомые имена не пойдёт? Значит, нужно чужое имя, марка, бренд! Потому что хочется всё и сразу. Потому что требуется только материальное и  потому что только достижение благ для себя поставлено во главу угла.
 
Если смягчить ситуацию, то можно было бы, конечно, на афише делать пометку, что данный спектакль – это новое видение классического произведения, интерпретация, а не до каждого слова и ноты – оригинал, подлинник, и не до каждого костюма и парика – совпадение, соответствие. Но как тогда учитель сможет объяснить ученикам, которых он привёл в театр, для демонстрации изучаемого в школе произведения, ЧТО происходит на сцене и куда они вообще попали, если не на циничный шабаш, подготовленный к показу коммерческим интересом и алчностью? Или пусть школяры знают, что и во времена М.Ю.Лермонтова и Л.А.Мея, Н.А.Римского-Корсакова и А.П. Бородина тоже носили трусы. В горошек…


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 25 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →