Светотворение. О поэзии Елены Туркка

НЕБЕСНОЕ ОТЕЧЕСТВО – повсюду,
ВСЁ – зримое-незримое – ОНО....
Всем на Земле, всему земному люду,
НЕБЕСНОЕ ОТЕЧЕСТВО дано!

Иных миров, реальностей – так много,
лишь пробуди себя в ИНУЮ ЖИЗНЬ!
Миры сосуществуют и дорога
к ним через ПРОБУЖДЕНИЕ лежит...


Тот, кто только начинает постигать земной мир во всем его удивительном многообразии и красочном богатстве, жадно впитывает все его света и тени, его бесчисленные ритмы, его неудержимую переменчивость. Тот, кто сохраняет способность постигать мир по-детски непредвзято, доверяя каждому его движению, является его сотворцом, и, отважившись “остановить мгновение”, претворяет насущную потребность духа в самовыражении через видимые формы Красоты. Воплощая свое духоразумение с помощью пера и кисти, художник, ограниченный рамками своего жизненного опыта, избирательно относится к потоку откровений своего сокровенного естества. Его дух и плоть ведут постоянную борьбу за утверждение в его ментальном пространстве своих ценностей: земных устоявшихся форм и огнеподвижных клише Высшего мира. Когда духовное берет верх над суетным, земной творец становится подвижником, чьи творения синтетически объединяют видимые реалии с тончайшими энергиями его внутреннего существа, а по сути с миром духа в его неразделимом единстве.

О художественно-духовном подвижничестве прекрасной русской женщины Елены Туркка красноречиво свидетельствуют ее стихотворные произведения, беглый обзор которых будет представлен в данной статье. А пока познакомьтесь:

… я - красных тюльпанов весенний букет,
я - та, для кого невозможного нет!
я - ДЕСЯТЬ, раскрывшихся миру, цветков,
я - ДЕСЯТЬ ЖИВЫХ СОЗИДАЮЩИХ СЛОВ:
«Владыка, Любовь, Братство, Верность, Мечта,
Огонь, Беспредельность, Мир, Свет, Красота»!

– вот, собственно, программа или, точнее сказать, совокупный набор смысловых ключей к творчеству Елены.

 

Идеализм ее Мира может отпугнуть прагматиков мира сего, показаться бездоказательной монотонной фантазией, однако тому, кто вникает в суть мировых процессов, будут сердечно близки исповедуемые ею вечные ценности.

Бог - многолик. В любом из нас
Его Прекрасный Лик Сияет…
Из окон человечьих глаз
На мир Он ласково Взирает.

Иным Он - в каждом - Волен Быть,
Светить различной силы Светом.
И смеет ли глупец судить
Умом неразвитым об этом?

О Боге споры не нужны.-
Тот ложь пожнет, кто ложь посеет.
На все четыре стороны
Пойти, увы, не всяк сумеет…

“Век-волкодав”, тотально душивший устремленье к Свету, сменили времена “шакальи”, когда опасливо игнорируемая светлая мысль раздирает завесы темных замыслов, вражды, человеконенавистничества, возвращает человеку понимание смысла его существа, жизни и отношений с себе подобными. Сокровенный умысел нового эволюционного витка опирается на растущую способность человечества к сердцепониманию, иначе чувствознание. Не мозговая активность, провоцирующая финальное действо цивилизации, когда рубится сук, на котором сидишь, но лишь деятельность сердца, его высокие порывы могут остановить натиск хаоса. Пробудить, позвать спящие сердца к утонченному чувствованию, к осознанию человека в единстве контекста всего сущего призван современный художник слова.

Ты ВДУМАЙСЯ - войди вовнутрь дум,
познай тех дум непознанную СУТЬ.
Пусть, через сердце, твой лукавый ум
сумеет внутрь думы заглянуть…

Ты ВСЛУШАЙСЯ - внутрь Голоса войди,
познай всех букв таинственный язык.
И, в каждом звуке, вслушавшись, найди
букв - смех иль плач, молчание иль крик…

ВГЛЯДИСЬ в мгновенья - пламенны они…
ВСМОТРИСЬ, сердечный применяя взгляд -
в лицо событий пристально ВЗГЛЯНИ,
тогда они с тобой заговорят…

О каких думах и голосах пишет Е.Т., к какому внутреннему действу призывает она читателя? Ему, прислушивающемуся и присматривающемуся к движениям своего внутреннего естества, она предлагает осознание мира духа, как основополагающей реальности, четко определяя инструменты познания.

Принцип относительности, принятый наукой, устанавливает систему отсчета, чтобы “договориться с пространством” о способах взаимодействия с ним размещенных в нем объектов. Применяя данный подход к жизненным процессам, в частности к процессам познавания, нетрудно заметить их существенные отличия в таких несовпадающих пространствах (с весьма разнящимися “системами отсчета”), каковыми являются мир физический и мир духа. Обыденное мышление трехмерного мира в качестве инструмента познания использует интеллект и его проводник – мозг, и, к сожалению, часто пытается ограничить возможность познавания иным путем. Е.Т. замечает:

Лишь ум надеждой упоен
на то, что глаз воспринимает,
ему ж неведомое он
с негодованьем отвергает.

Вслед за Пифагором, который утверждал: “Не почитай знания за одно с мудростью”, Елена повторяет:

И ум пытается объять,
надежду тщетную рождая,
постичь, исследовать, понять
все то, что сердце понимает.

Она знает наверное, что наступает эпоха, когда продвинуться в познании, используя исключительно возможности интеллекта, человек уже не сможет:

…только доверившись сердцу, возможно
ключ отыскать к Тайне Чисел и Слов…

Дар сердечного постижения знаком каждому человеку, а более всего женщинам. Кто, как не мать, может уловить движения души своего еще бессловесного дитяти? Возводя на престол осознающего органа сердце, подчеркнем, что не физическое сердце из мышц и крови является таковым, но его тонкая составляющая, о которой иранский философ Аль-Газали писал как о “божественном духовном даре, связанном с телесным сердцем”. “Этот дар есть суть человека, постигающее, знающее и осознающее в человеке, оно же беседующее, контролирующее, укоряющее и требующее; оно связано с телесным сердцем, и для умов большинства людей трудно разобраться, какова же эта связь”.

Пройдет еще немало лет,
Пока научишься вещей
Ты видеть Суть. И Сути сей
Дашь имя Истина. И Свет.

– отмечает Е.Т., подчеркивая сложность и длительность пути сердечного познавания. Она не устает призывать к необходимости постоянного движения мысли, восходящая спираль которого неизбежно приводит к углубленному самопознанию и в результате к осознанию единства микрокосма-человека и Макрокосма-Бога.

Свидания с Богом ищешь? Сказки ждешь?
- Уж вечность длится с Ним твое свидание.
Пока ты это сердцем не поймешь,
Мучительно и долго - ожидание…

Почувствуй Бога. Он в тебе, во всем,
Везде, всегда. И каждое мгновение
Ты пребываешь вечно - с Ним и в Нем.
Так насладись Его Прикосновением.

Прекрасна сказка, но прекрасней быль.
Любовь в ней - осязаема и зрима.
Виждь, - инея серебряная пыль -
Привычна, но всегда - неповторима…

Неповторимо все, что видит глаз,
Что слышит ухо, тело ощущает…
Бог, проявляясь в каждом, всякий раз,
Вновь Познает Себя. И не познает…

Непроторенность путей познания основополагающих истин, обусловленная прежде всего уникальной индивидуальностью познающего, заставляет каждого искать свои “пароли” и “отзывы” при соприкосновении с ними. Формула “иди туда – не знаю куда, ищи то – не знаю что” лучшим образом отражает процесс подобного познавания. Руководимый интуитивными движениями сердца, человек однажды понимает, что нашел свой путь и даже чего-то достиг, но уже некоторое время спустя осознает, что кроме собственно цели своего развития – совершенствования, ни о каких достижениях судить не может, ибо по мере прохождения им некоторых вех, цели свойственно удаляться.

Духовному странничеству Е.Т. посвящает следующие строки:

Став странником, выбрать РЕАЛЬНОСТЬ любую
для собственных странствий могу, а потом
- иль слогом, иль красками - я нарисую
ДОРОГИ-ПУТИ в свой ОТЕЧЕСКИЙ ДОМ…

Но нет… Невозможно… Недаром, веками,
на мудрых устах есть молчанья печать…
ПРОСНУВШИЙСЯ ходит такими путями,
которые спящий не в силах понять…

Предваряя возможное разочарование жаждущих постижения Истины, можно все же назвать общий для мироздания закон, приводящий к ней. Известно, что в обыденной жизни всякое приближение обусловлено наличием магнитной связи между объектами: магнитом и металлом, осадками и растениями, мужчиной и женщиной. Эффективно приближаться к миропознанию, притягиваться к нему быстрее, нежели с помощью скрупулезного анализа и затем сложнейшего синтеза для обобщения сути вещей и осознания, в конечном итоге, целостности мира, служит особый вид магнетической связи, называемый любовью. В своем творчестве Е.Т. не разделяет это понятие на две разновидности: земную и ту, которая ведет к Истине. Напротив, она не устает подчеркивать преемственность одной по отношению к другой:

…ОТЕЦ, горька любовь земная,
но Звёздная - как Звёздный Мёд…
Люблю земного Брата, зная,
Возлюбленный - НЕБЕСНЫЙ - ЖДЁТ…

… Любовь мирская - в НЕБО, к звёздам -
душе укажет путь прямой…
Люби, дитя. Любовью создан
и Звёздный Брат, и Брат земной…

Определив любовь, как движитель в системе мирового закона магнетизма, связывающий познающего и познаваемое, мир земной с миром духа, мы будем вынуждены признать как следствие объективность нравственных законов. То, что интуитивно веками принималось как данность в различных религиозных Учениях, являлось лишь частными толкованиями одного целостного закона Любви, ипостаси которого весьма многолики, даже в их земном воплощении.

Немало проникновенных строк поэзии Е.Т., обращенных к “сердечному другу”, побуждают читателя к совершению нравственных усилий, которые при их постоянстве неизбежно приведут к установлению сердечного тока, связующего человека и Бога-Истину, человека и человека.

Благодарить? - Благодарить.
За боль? - За боль - еще важнее.
Простить обидчика? - Простить.
Он - слаб. И в страхе. Ты - сильнее.
Принять скорбящего? - Принять.
Все его скорби и тревоги.
Поднять упавшего? - Поднять.
Он твой собрат. Один из многих.
Благословить? - Благословить.
И проклинающих? - Их тоже.
Любить жестокий мир? - Любить.
Его спасти Любовь лишь может…

” Выше и выше иду, и призраки остаются у меня за спиной”, – писал Уолт Уитмен. Познавая, мы призваны равно как собирать знания, так и избавляться от множества иллюзий, собранных в информационном пространстве наших жизней. К освобождению из плена мыслеобразов, сковывающих наши души шаблонами мышления, призывали Христос (”Будьте как дети!”), Готама Будда говорил о том же, настойчиво советуя освобождаться от страстных желаний, которые неизбежно приводят к страданиям. Тема огненного очищения сердца, устремленного любовью к прекрасному, близка Е.Т.:

Свеча истаяла в огне…
Огонь и я - мы так похожи!
Он рвется вверх, подобно мне,
но, как и я, взлететь не может!

Лишь жаром растопив свечу,
он стал свободен от пленения.
Так я, истаяв плоть, взлечу! -
В миг своего освобождения.

Только так, освобождая ум от суетного и душу от сиюминутных ощущений, можно подойти к чистому познанию “блистательного мира” Красоты – колыбели рождения Истины:

СмотрИте на НЕБО! СмотрИте на ЗВЁЗДЫ!
Лучи их пусть в ваши проникнут сердца!
Прекрасный! Таинственный! Ждущий вас! Грозный!
Блистательный Мир! - ОТРАЖЕНЬЕ ТВОРЦА!

Но, если так Дивно Его Отраженье,
возможно ль представить, КАК ДИВЕН ОН, САМ?!
СмотрИте на ЗВЁЗДЫ! Дарует ПРОзренье
ВЕЛИКОЕ СЕРДЦЕ - незрячим сердцам!…

Любовь к миру высоких откровений не есть понятие отвлеченное, оторванное от земных реалий, которые мы привыкли воспринимать дискретно. “Все сплетено друг с другом, всюду божественная связь, и едва найдется что-нибудь, чуждое всему остальному. Ибо все объединено общим порядком и служит к украшению одного и того же мира” – утверждал Марк Аврелий. Единое основание духа, обеспечивая общность поля сознания всех сознающих объектов, ведет их к осознанию связи всего со всем, решительно отвергая вредную иллюзию обособленности, исключительности и одиночества.

Одиночества нет. Но всему – свои сроки,
в срок – сужденный – гнездо покидает птенец…
Одиночества нет. Есть лишь мир одиноких
и, пока еще, спящих – до срока – сердец…

– утешает читателя Е.Т. Тем не менее она настаивает на том, что подлинное единение возможно лишь, когда между душами “веет звездный ветер”, и эта дистанция нужна ей для того, чтобы отстоять одиночество творца – неизбежное состояние художника, посягнувшего на функции Бога. И в этом аспекте отсутствие земных притяжений становится для нее желанным, необходимым условием для подключения к вдохновляющим мыслеобразам. Отдавая должное одиночеству – лучшему состоянию для самосовершенствования через познание Истины, – Елена Туркка призывает читателя понять и принять ментальную и душевную обособленность, как благодатную почву для творческого процесса:

О, ОДИНОЧЕСТВО КРЫЛАТОЕ,
мой ВЕЧНЫЙ-ДРУГ-НЕ-ВО-ПЛОТИ!
ТЕБЯ покинула когда-то я…
… сумею ль вновь к ТЕБЕ дойти?..

… умом мирским НЕПОСТИЖИМОЕ –
ОДНО во множестве своём!
ТЕБЯ – в невежестве – бежим мы, но…
… но и тогда – к ТЕБЕ идём!..

Моё ЛЮБИМОЕ ОТЕЧЕСТВО –
ЕДИНСТВО ТВЕРДЕЙ И НЕБЕС!
Всем одиночествам, мной встреченным,
я указую Путь к ТЕБЕ…

С налётом лёгкого сарказма Эпиктет вопрошает: “Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий?” По сути же античный философ указывает на неотъемлемую принадлежность человеческого существа к миру духа, настаивая на необходимости осознания этой связи. Разделив миры на зримый физический и незримый духовный, человек игнорирует лучшую часть своего существа – двигателя своего микрокосма. Он отрешился от постижения единства с Макрокосмом, эгоистически поставив себя в центр мироздания. Он разделил мир единой Материи на видимый материальный, якобы объективно существующий, и невидимый “иллюзорный”, нацепив на все духовные Учения ярлыки мракобесия. О призрачности подобных построений пишет Е.Т., всем сердцем отстаивая свое духоразумение единства мира.

Своею недоступностью привычный,
я БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ СВЕТ могу познать. -
Чтобы освоить Космос Безграничный,
не нужно, плотью, в космос улетать…

Как удивительно - земное тело,
оно и есть, и нет его… Но Я,
Я ЕСМЬ.
Я ЕСМЬ. И КОСМОС, БЕЗ ПРЕДЕЛОВ,
собою, обнимает плоть моя…

Но может ли быть ближе космос дальний,
чем в этот - предрассветный тихий - час?..
Я, вдруг, осознаю, как НЕРЕАЛЬНЫ
границы, разделяющие НАС…

Невозможно убедить человека в том, во что он не верит. Вера предваряет знание. “Вера есть осознание Истины, испытанной Огнем сердца” (”Агни Йога”). И если человек свято верует в авторитет физики, выросшей из очевидных фактов и пришедшей к области, где ее теоретические построения уже не подтверждаются экспериментом, почему бы ему не поверить в объективность существования единого Корня Мироздания (ошибочно отождествляемого с некоей надсущной личностью). Почему бы не принять законность продолжения ряда уже обнаруженных физикой невидимых частиц и осознать множественность градаций невидимой физическому глазу единой Материи? Что, в конце концов, мешает принять мысль как действующую энергию, чьими усилиями из вещества стихий возводится все мироздание и, в частности, формируются реалии земного мира?

Творчество подлинных художников, музыкантов, поэтов, ученых, не взирая на детали проявления их личности, всегда касалось вдохновляющих мыслеобразов, одаряя человечество чудесными отображениями. Черпая из единой сокровищницы, Шекспир и Леонардо да Винчи, Бах и Скрябин, Эйнштейн и Циолковский растили крылья человека, поднимая его дух, приобщая его к высоким истинам. Наследуя великих, Елена Туркка, взлетая, зовет за собой своих “неслучайных встречных” – тех, кто устремлен к сердечному познаванию, самоотверженной любви и возвращению к колыбели мира:

...всё на Земле, что, с Любовию, создано,
– отблеск Извечного СВЕТА с Небес…
СТИХОтворение
– яркое, звёздное, чистое, нежное –
слово к Тебе…

… всё на Земле, что, с Любовью, осознано,
в сердце останется, вехой в судьбе…
СВЕТОтворение
– яркое, звёздное, чистое, нежное –
чувство к Тебе…

Можно было бы закончит данный обзор на этой кристально-чистой ноте, если бы не состояние земных дел, не время, переполненное стоном и отчаянием, страхом и агрессией. “А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно - что жилы отворить”, – писал Борис Пастернак о страшном периоде сталинских репрессий. Тогда человечество еще имело надежду, что, развалив тоталитарные режимы, придет к очевидному благоденствию. Сделав ставку на достижение цивилизационных благ, облегчающих быт, но никак не покрывающих духовных нужд людей, человечество завело себя в тупик Бытия, предопределенный сложившимися стереотипами “цивилизационно-ориентированного” мышления. Подобный регрессивный процесс явился результатом того, что ослепленное властолюбием человечество в погоне за наживой обособилось от своих Истоков, отвернулось от Сил, ведущих его к Свету, и теперь самоотравляется собственными низкими устремлениями. С грустью говорит об этом в своих стихотворениях Е.Т.:

Не отодвинуть боле сроков:
Пред Сущим - Рукопись Судеб!
Каких богов, каких пророков
Еще ты алчешь, человек?

Ты думаешь, Суд - за горами?
А Он уже идет, глупец!
И книги, писанные вами,
Листает с горечью Творец…

Пустые белые страницы…
- Какой ничтожнейший итог!
Из миллионов - единицы
Тех, кто хоть часть заполнить смог.

Боль облачив во слог, искусно,
Поэт о том Сказал давно:
“Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…“

Однако из уст автора этих поэтических строк никогда не звучало осуждение в адрес человека. Великое всегда живет будущим, своими творениями на века вперед закладывая созидательный потенциал, побуждающий стонущего и изверившегося человека “встать и идти”. Тем же, кто в эпоху Армагеддона предпочитает принять позу страуса, Е.Т. адресует следующие строки:

Знать, думать, делать иль любить - опасно.
Все очень плохо… - Хуже может быть…
Конец один… Так для чего ж напрасно
исследовать, мечтать, стремиться, жить?

Так рассуждает малое сознанье,
от праха - прах. И к праху отойдет.
Кто ж, в настоящем, занят созиданьем
грядущего, тот в нем уже живет…

Лишь созидание, которое руководствуется Любовью – в самом широком смысле этого слова – может утвердить необходимое качество мышления, дать долгожданный импульс к новому эволюционному сдвигу, когда человечество, наконец, начнет чувствовать себя счастливым. Очень многие предсказывали “конец света”, но помимо кликушествующих находились верившие в человека, в осознание им своего богоподобия, в наступление Нового Мира. К этому меньшинству можно отнести и Елену Туркка, которая заявляет:

Я верю в то, что Царство Божье
Есть в сердце каждого из нас,
Что все Дается, все возможно,
Все достижимо - в нужный час.

Я верю в знание, как в чудо,
- В открытьи всяком чудо есть,
В высвобожденье из-под спуда
Живой души, сейчас и здесь!

В великий подвиг сердца верю
- В соединении с умом;
В благословенные потери,
Что суть дорога в Отчий Дом.

В грядущее Святое Братство,
В восторжество благих идей,
В недопустимость святотатства,
В любовь и преданность друзей.

В Мир, Светлый, Радостный, Прекрасный,
Где в бренных Воцарит Господь!
Я верю! Вера стала частью
Меня, войдя и в кровь, и в плоть.

Благодарим тебя, Елена из далекого Хельсинки, за веру, за Светильник духа, подвижнически вносимый в омраченное пространство, за вдохновение, которым ты щедро наделяешь каждого, обратившегося к миру твоей Поэзии.


Рецензии