Э. С. Кушелевский о Петре Александрове
О н п р е ж д е в с е г о П о э т
Пётр Стефанович Александров... И читателям, и литературоведам пока неизвестно это имя, хотя поэта уже нет в живых. Единственное, что он напечатал, — его кандидатская диссертация. Но это поэт и поэт истинный, в чём читатель непременно убедится при вдумчивом чтении его произведений.
Работа над многозначностью слова в русском языке не могла не сказаться на его поэтическом творчестве, где игра слов — не просто игра, а обнажение глубинного, сокровенного смысла слова, богатства его оттенков в зависимости от контекста («...ты много врал, но никогда не лгал»; «...ты был догадливым, но не смышлёным» и т.п.). Его стихи полны удивительных, порой парадоксальных созвучий («...и то, что видно, — дивно и нива — как вино»; «...когда живу — не вижу, а вижу — не живу»; «...сонные бессонные глаза»). Его образы, его краски живописны и свежи:
Июль наполнен страстной духотой
И грозным счастьем в полыханье ливней.
Густая жизнь! Играет мощь земли в ней,
И бьёт, и светит в душу красотой...
Или это:
Я вижу, как ветер дрожит на воде
И небо дрожит под водой...
И ещё:
Сучья уютно хрустят,
А между лапами веток
Сказочно волны блестят
В лёгких весёлых просветах...
Восхищаешься вновь и вновь: «Заря надышала росой на траву...»; «Лес шумит, как дождь идёт, дождь идёт, как лес шумит...»; «Как золотая влага — свет лучей, ночная мгла полна обмана...»; «...Струнным солнцем залит лес»...
И о любви Пётр Стефанович пишет так, что его строки не блекнут даже в сопоставлении с лучшими творениями наших поэтов на эту тему.
Я летел, я светил, я не помнил
О грядущих годах и трудах.
О, блаженство испуга в огромных,
Нежной бурей раскрытых глазах!
Какой взлёт, какой порыв и какая чистота чувства! А разве не откликнутся нежной грустью в душе читателя эти строки:
Вижу я тебя в заре и шелесте.
Осенял тебя привет берёз.
И полна невыносимой прелести
Ты была до крыльев и до слёз.
Каким контрастом современной эстрадной пошлятине о сексе звучит его стихотворение «Струился и дрожал прозрачный зной...» — оно о том же, да вовсе не о том! Вот как оно заканчивается:
...А после бури, сладостной и дикой,
Что унесла из крови звон глухой,
Прохладный час, ликующий и тихий,
С твоей... своей приникшею рукой.
И в зрелые годы поэт сохраняет нежное, бережное отношение к любви настоящей, чувству высокому:
И стоит ли хотеть успеха?
Уместно ль задавать вопрос?
В её тревоге — столько смеха!
В моей улыбке — столько слёз!
И так же:
Как много ушло, откололось,
Вовек не вернётся назад.
Прости меня, ласковый голос!
Прости, обнажающий взгляд...
О чём бы ни писал поэт, его стихи при ясности и простоте (хочется сказать: совершенстве) формы, глубоки, многозвучны и требуют серьёзного осмысления. В них радость и боль, гнев и восхищение, скепсис и вера — всё выражено с поразительной силой. Такие стихотворения, как «Понимаю», «Страшно думать, слишком много в памяти...», «Ещё в душе стоит высоко солнце», «Куда девалось милосердие?», «Когда-нибудь погибнет человечество», «Зашептали травы дольние», «Хорошо позабыть об утратах былых» и многие, многие другие, говорят о том, что сила чувства и мудрость мысли в поэзии П. Александрова нерасторжимы.
Философичность мышления его часто выражается в афористичных, врезающихся в память строках:
...жизнь, которая согреть стремится
Холодный мир, не может не сгореть;
Надежда теплее одежды,
И думы дороже костюма;
Лёд не мерзнет, пламя не горит,
Смерть не злобствует, любовь не любит;
Грёзы не обманут — не осуществятся;
В божьем страхе тоже всё есть,
Что и в дьявольской вине.
Или такое:
Когда-нибудь погибнет человечество,
Не гром войны пустив себе в висок,
А потому, что всё, что в сердце мечется,
Уляжется спокойно, как песок.
Столь же афористичен он и в письмах: «Гофмана люблю. Фантаст огненный, и какой глубокий психологический реалист!». А вот о книге Ромена Роллана «Жан Кристоф»: «Вещь гениальная. Именно гениальная, несмотря на «книжность» некоторую. Мистична и разумна».
В отрицании Александров не знает компромиссов. Его сатирические стихи реже ироничны, а чаще полны уничтожающего сарказма:
Без всякой гуманности — в гуманитарной
Учёной толпе сановитых глупцов,
Угарно лояльной, ударно бездарной,
Повально коварной системе кошмарной
Дельцов безусловных, духовных скопцов.
И совсем коротко:
До ненормальности нормален,
До патологии здоров.
Пётр Стефанович очень рано понял, что многое происходящее в стране далеко от идеалов социализма. Уже в 1953 году он писал:
Настолько ясен наш день прекрасный,
Эпоха доблестью так полна,
Что называть старину ужасной
Теперь ужасная старина.
И ещё лаконичнее и ядовитее:
Доблестные будни, массовый подъём,
Счастье трудовое... Так вот и живём.
Прочитав многочисленные лирические отступления в поэме «Летняя быль», поймёшь, как близко к сердцу принимал он всё это.
Натура ранимая и неспособная к смирению, Александров не раз «срывался», что в итоге сломало ему жизнь...
Родился Пётр Стефанович Александров в 1927 году в Куйбышеве (ранее и теперь Самара), где и прожил большую часть жизни.
С 1953 по 1955 год он работал на кафедре русского языка в Мичуринском педагогическом институте, где мне, тогда студенту, и посчастливилось с ним сблизиться.
Занятия он вёл великолепно, раскрывая студентам богатство слова во всем его многозвучии и многозначности. Он учил бережному отношению к нему, умению сопоставить его первозданный смысл с современным звучанием, уловить оттенки значений. Работая легко, раскованно, он нимало не заботился о том, какое впечатление производит на слушателей. А его любили! Любили и не принимали во внимание не всегда отглаженный костюм, нежелание его «сближаться с массой» и упорные слухи о пристрастии к спиртному... Но это студенты. А большинство коллег не прощало ему именно этих качеств. И в Мичуринске, и в Куйбышеве, и в Мелекесе он был одинок. Одинок и отчуждён... И причина этого прежде всего в его неумении и нежелании подстраиваться, равнодушно относиться к пошлости, молчать там, где небезопасно говорить:
Не хочу я быть кирпичом таким,
Теплокровным пнём, колесом в часах.
Мне бы в думах плыть сквозь небесный дым,
И стихи писать, и бродить в лесах.
Такое не раз вырывается и в стихах Петра Стефановича, и в письмах. Вот некоторые выдержки из его писем ко мне: «Не умею я, совершенно не умею подстраиваться» (4 сентября 1962 года); «По-настоящему можно заниматься творчеством только при свободе от каждодневной, ерундовой нагрузки выпивающей душу текучки» (5 октября, 1962), «Господи, нет места в наше время чистому поэту...» (26 августа, 1964); «Самочувствие у меня сносное, а настроение стабильно сверхвозмущенное без внешнего выражения его. Кипяти кипяток в герметически закупоренной посудине — получишь меня». (29 апреля, 1965).
Но это не озлобление, не мизантропия. Это нечто иное. И в ранних, и в зрелых стихах Александрова поразительно органично сочетаются горькое осознание одиночества в мире людей, переходящее порой в ощущение затравленности, и светлое восприятие радости жизни, острое чувство единения с природой. Сравним:
С кем поделиться без оглядки?
На ком глазами отдохнуть?
Лишь соглядатай, глупый, гладкий,
Общественность — не продохнуть,—
и контрастное:
Где небо и ветер, там радость моя,
А небо и ветер везде. (1951);
так же через двадцать лет:
В час, когда проснется лёгкий ветер,
Ощущаю я
В плеске птичьей песни на рассвете
Радость бытия.
Нет смысла отрицать, что в произведениях поэта восприятие мира часто трагично.
Не раз мы встретим строки, в которых звучит предчувствие гибели планеты, а поэма «Предел» так и начинается со слов:
Не нужно зла.
Не нужно и добра.
Пришла
Пора
Погибнуть людям...
И в ряде стихов мы найдём мотивы, которые на поверхностный взгляд позволяют обвинить Александрова в мизантропии. Однако это только на взгляд поверхностный.
Десятки его стихотворений, пронизанных светлым утверждением радости бытия, говорят о другом. Его главная поэма «Смертный бог» даёт глобальную картину бесконечного Космоса и вечно пульсирующей в нём жизни.
Идею поэмы Пётр Стефанович сам сформулировал так: «Взыскующий дух так же неистребим, как природа!».
В поэме мы тоже слышим «жалобный стон» «мошек крохотных» и видим, как в непрерывном познании человечество доходит до предела, как «разрушается мир от мысли и погребает её с собой». Но финал поэмы оптимистичен (хотя это слово не совсем точно выражает его смысл):
Но дух искания
Не перестанет
В иную даль нести
Лучи мышления
И не устанет
Мироздания
Огонь и меч нести
В просторы вечности.
И одиночество поэта, видимость отторженности от людей — всё это куда сложней, чем поначалу кажется. Вдумайтесь в строки из его письма, написанного 26 августа 1964 года: «И всё-таки хочется сказать: «Да здравствует жизнь! Господи, до чего я со всеми, когда в уединении»...
Думается, что творчество этого, не боюсь сказать, большого поэта ещё ждёт своих доброжелательных исследователей.
В настоящем сборнике — только часть его произведений. Но хочется верить, что серьёзный читатель не останется к ним равнодушным.
Э. Кушелевский.
( Публикуется по книге «Стихотворения», изданной в г. Мичуринске в 2009-м году, стр. 3 – 10. Эдуард Станиславович Кушелевский – редактор-составитель, художник и издатель этой книги.
-- «Единственное, что он напечатал, — его кандидатская диссертация. <...> Работа над многозначностью слова в русском языке не могла не сказаться на его поэтическом творчестве...» -- кандидатской диссертации предшествовал ряд научных публикаций, по сию пору цитируемых в научной литературе, тема диссертации -- «Принципы составления словаря синонимов современного русского литературного языка», защищена после многолетних мытарств в 1963-м году.
-- «С 1953 по 1955 год он работал на кафедре русского языка в Мичуринском педагогическом институте» -- переезд в Мичуринск был связан с обещанным (обещание так и не было исполнено) решением квартирного вопроса, у поэта появилась семья и родилась дочь. Эти годы относятся к одним из самых трагических в жизни поэта: смерть дочери и мучительный разрыв с женой. Первая жена поэта, Дина Михайловна (Менахемовна) Вагер, осталась в Мичуринске, работала преподавателем немецкого языка в одном из мичуринских техникумов, затем заведующей методкабинетом Мичуринского гороно. Д.М. Вагер умерла 23.11.2011 г., за четыре года до кончины успев увидеть книгу своих стихов «Куда уходит детство?».
-- «Родился Пётр Стефанович Александров в 1927 году в Куйбышеве (ранее и теперь Самара)…» -- Пётр Степанович родился в г. Омске; в зрелом возрасте по каким-то причинам предпочитал «русифицированную» форму своего отчества – Степанович. – Г.К.)
Свидетельство о публикации №116111002329