Мистика и социология

Наша беда в том, что мы слишком всерьез относимся к своим пристрастиям. Нам кажется крайне важным наше отношение к чему-либо. Литературные, гастрономические, метеорологические пристрастия мы склонны абсолютизировать, вопреки всякому здравому смыслу. Любите ли вы театр, как люблю его я? На самом деле, похеру. Одни любят, другие нет, третьи равнодушно жрут в макдональдсе. И то и другое имеет значение только в качестве массовой тенденции, но из кого конкретно составлены три эти группы особого значения не имеет. Если бы мы это понимали, у нас меньше было бы соблазнов митинговать по поводу нашей любви или нелюбви. Отношение к себе, как к единице, составляющей толпу, очень способствует смирению и понижает уровень шума и социальной возбудимости. "Человек – это основной элемент социальной структуры", - не только один из постулатов социологии, но и очень полезная мантра на каждый день. Кстати, раньше кому-нибудь приходила в голову мысль о тождественности, скажем, мистики суфийского толка или китайской идеи дао с такими утилитарными дисциплинами, как социология? Судя по традиционному мифу о связи Гурджиева с немецким фашизмом - да. Да и вообще, склонность многих тиранов к мистике хорошо известна.


Рецензии