Стихотворение месяца 45 - Обзор Светы Хохломской
«Дальтонизм» Света Хохломская
http://www.stihi.ru/2011/09/24/3188
Серо, хрустко, мокро, горько,
вянут уши, мерзнут руки…
Я дальтоник, уж простите,
ваша осень – песня скуки!
Серо-черные березы.
Черно-исчерна осины.
Сучья-крючья.
Прутья-руки.
Паутины…
Я на солнышко не щурюсь,
мне окружности – квадратны,
только запахи пленяют,
шлейфы-дрейфы многоактны.
Как в коробочку ландрины –
на язык ложатся вкусы.
У рябины груди плоски,
сорвала у бабы бусы.
Горько-кисло.
Кисло-горько.
Токсикозы?..
Просто осень.
Коматозные картины:
под ногами
неба плесы.
Топчем нежность каблуками...
Междометия природы –
клины птиц, росточком с палец.
Иероглифы предзимья
– листья клена –
померанец.
24 сентября 2011
====================================================
Вступительного слова не будет. Реверансов не дождетесь.
Итак, текст первый.
1. "Ведьма"
Что-то тихо да гладко… Тоскливо.
Позабавиться б гостем случайным.
Только люди обычно трусливы.
На порог лишь под палкой печали,
кто за зельем – спастись от недуга,
кто греховное тайно задумал,
и нужны колдовские услуги,
чтобы быстро, легко и без шума.
Бестолковые. Ведьме не трудно.
Только ведьмы – особая каста.
Зло с добром в них (что кажется чудом)
в равновесии и не зубасто.
А просящим потом отдуваться
за страстишки и мелкие цели.
Поделом. Прибегают, как зайцы,
и домой, – лишь бы к ночи успели,
потому что ночами опасно.
Ночью морок тропинки туманит.
Если кто-то задержится часом –
берегись. Ведьма тоже живая.
Одурачит любого, являясь
миражом. Увлечет – не заметишь.
По характеру ведьма не злая,
Просто скучно.
Три по три столетья
коротает в избушке. Устала.
А вокруг только глупая нечисть.
Ну а ведьме ни много ни мало
пообщаться бы по-человечьи.
И умна ведь она, и хозяйка.
Да и внешне довольно приятна.
Но как вороны, кружатся байки,
мол коварная невероятно.
Благодарность – великая редкость...
...Кот клубочком лежит на коленях.
Гладит крышу еловая ветка,
да мелькают за окнами тени...
Затянуто. Не хватило кульминации. Уж больно все ровненько, тишь да гладь, будто и не про ведьму, а старую деву кошатницу.
Рифмы: опасно – часом; туманит – живая; являясь – не злая; не заметишь – столетья – не сдобные какие-то. Впрочем, картинка есть. Пусть вялая, но живая.
И все же «палка печали» не выстрелила, а жаль.
По технике – 4 Художественность – 4
*****
2. "Я искал больницу для Души..."
Я искал больницу для Души -
Сложно снова сшить себя иголкой,
"Не люби" - синоним "не дыши",
А душа - на тысячи осколков.
Я искал приют бездомных грёз -
Это дом утерянных желаний,
Что граничит с радостью? Психоз.
Выкинь в урну стопку оправданий.
Я искал Дворец волшебных снов,
А нашёл какую-то таверну,
Мне налили ром без лишних слов,
Бросив фразу: "Так не будет скверно".
Где-то рядом слышен звук струны -
Кто-то из цыган достал гитару,
Прыгнул в окна младший сын Луны,
Возвращая мой билет в кошмары.
Я искал больницу - толку ноль,
И внутри вдруг стало как-то пусто.
Почему кому-то алкоголь
Возвращает жизнь в простое русло?
Стихо не понравилось. Сосудистое оно какое-то.
Видимо, ключевая мысль – алкоголь перестал вставлять ЛГ. Отсюда и сотрясание воздуха: «дворцы волшебных снов», «приюты бездомных грез».
Заинтриговал «младший сын Луны», умеющий прыгать в несколько окон одновременно, он что раз -двоился(-троился)? А другие сыновья Луны, они участвуют в другом шоу?
К чему столько красивостей?
Техника – 3 Художественность – 3
*****
3. "В царстве осени"
Замерцали ливней паутины,
Закряхтел старик - сосновый лес.
Тускло светят янтари рябины
В почерневшем серебре небес.
Пляшут, воют северные ветры,
Только песня их невесела.
Серой дымкой взяты в плен рассветы,
Сумерки сжигают дни дотла.
Первый снег на волосах, как проседь...
Видно, суждено без палачей
Вам казнить меня, царица Осень,
Глухотой ноябрьских ночей.
Только царство близится к финалу -
Ваше войско разобьёт Зима.
Клёны - молодые генералы -
Снимут золотые ордена.
Примет веру в холода и вьюги
Ваша свита, слов не говоря.
И, склонясь в почтенье и испуге,
Дрогнет перед властью декабря.
Пейзажная лирика – тихая заводь Стихиры. Все давным-давно сказано, хотя можно посмотреть на «сенокос» и сквозь цветные линзы, вот так, например:
Красный снег!
Вот те на!
Красный снег,
на Марсе зима.
А на Земле снег белый-белый
и какой-то незрелый.
А на Земле елки
теряют иголки.
Лесник считает их кольца
и не закусывает.
Лесник знает, где у елки болит… и т.д.(С. Х.)
Вернемся к тексту. «Старый клен, старый клен, старый клен стучит в окно» литературному герою, потому что подходит время и «клёны - молодые генералы - снимут золотые ордена», – интересный образ. И еще один, неожиданный – кряхтящий старик сосновый лес.
Но и штампов переизбыток: «первый снег на волосах, как проседь», царица Осень», «янтари рябины»...
Автор на Вы с осенью, отсюда и некая искусственность, сделанность текста,
После таких стихов меня тянет в сон, и если задумка автора была усыпить читателя – он ее достиг.
Техника – 4 Художественность – 3
*****
4. "В конце октября"
В конце октября погода кусается,
Мороз заставляет менять гардероб.
И осень стареет - ей это не нравится,
Ноябрь снимает все мерки на гроб.
Вот тут понимаешь, как жизнь омерзительна:
Ведь девка ещё, а пошла сединой!
Болезнь прогрессирует быстро, стремительно,
В могиле сейчас осень левой ногой.
И саван сестры для неё эвтаназия,
Под ним засыпает, не чувствуя боль.
А ранняя смерть - всего лишь оказия,
Остаток судьбы умножен на ноль...
И еще одна осень. Но уже глазами патологоанатома.
Ужасные образы: ноябрь, снимающий мерки на гроб; девка, которая «пошла сединой»…
Я люблю осень. И даже ноябрь-могильщик мне мил. М. б. поэтому данное стихо вызывает чувство неприятия. Или все дело в интонации ЛГ?..
Да и глагольные рифмы стих не красят.
Техника – 3 Художественность – 2
*****
5. "Улочка из детства"
Загрустила улочка из детства:
Небоскребы врезались ей в грудь...
Здесь промчались годы малолетства,
Указав к проспекту верный путь...
Я влюбился здесь еще подростком,
Воровал соседские цветы...
И пускал, в обход "дорожкам скользким",
Глупые, но светлые мечты.
Школу пробежал без замечаний
(Пусть не красный – все же аттестат) ...
Лишь потом, окутанный печалью,
Осознал, как детству был я рад.
Нет уж той: зеленой и цветущей
И ее название, как миф;
Есть проект застроек всемогущий,
-Треснувшей гитары стертый гриф...
Как и я расстроена гитара,
Под струной зеленая тоска...
А ведь многим здесь дано начало,
Мы ж его пускаем с молотка.
Стихо об упущенных возможностях.
Жалко улочку. С легкой руки автора, грудь ее травмирована на веки вечные:
«Загрустила улочка из детства:
Небоскребы врезались ей в грудь...»
Читаем далее:
«Здесь промчались годы малолетства,
Указав к проспекту верный путь...»
Автор озадачил этим самым ПРОСПЕКТОМ, а карту не приложил. Может, там клад зарыт? Или это квест?
Далее идет автобиография, с малоинтересными уточнениями:
«Школу пробежал без замечаний
(Пусть не красный – все же аттестат) ...» – неужели для автора это важно и по прошествии лет?..
«Лишь потом, окутанный печалью,
Осознал, как детству был я рад.»
– увы, радость – состояние одномоментное, оно либо есть, либо – нет, логическое несоответствие получается.
Далее автор продолжает рефлексировать по поводу: сотни НЕ,– и улочка здесь ни при чем, – о чем сам спешит сообщить читателю : «Как и я расстроена гитара, под струной зеленая тоска...».
Вот этой самой тоской (интересно, почему в данной идиоме зеленый цвет, а не, допустим, серый?) и пропитано-отравлено все стихо.
Техника – 4 Художественность – 3
*****
6. "Пойти за папиросами"
"Вы «идёте за папиросами» и исчезаете навсегда."
Цветаева Пастернаку
Парижское кафе. Свидание не к счастью.
Остыл горячий бред эпистолярных уз.
Навязчивый вопрос - "Остаться? Возвращаться?"
Витал над головой и вырвался из уст.
Ответишь - отвечать за битую посуду.
Ответ - на пять секунд, ему ценою - жизнь.
Повсюду есть глаза, и уши есть повсюду -
И лучше от него подальше подержись.
Не каждому дана безумная отвага,
Рискуя головой, ответить на вопрос.
И не узнал бы мир о докторе Живаго,
Когда бы отыскать хоть пару папирос...
Интересное. Фильм «За сигаретами» с Катрин Денёв сразу же вспоминается.
Да поняла я, поняла, что у Вас про другое. Я про свои ассоциации, ну, да бог с ними.
Во втором катрене – ответишь-отвечать-ответ – не перебор?
И там же, в последней строке, я бы заменила союз местоимением:
ТЫ лучше от него подальше подержись.
Отшлифуете чуток, когда отлежится, – бурчу довольная.
Хорошее. Даже очень.
Техника – 4 Художественность – 5
*****
7. "Пей осень"
Запуталась осень в тоскующих душах
Залётной морзянкой... Что станется с ней?
И души наполнены запахом пунша
Дурманящей осени даже во сне!
Не хочется?
Пей!
И поля заливные
Утопят тебя в полумёртвой воде,
Где ты не освоишь и вдоха... И сны ли
Иль давние грёзы - повсюду, везде!
Ты попросту пей отрешённость, не мучась,
В морях листопада отплачет душа.
И тучи, упрямые серые тучи,
Сплетут для тебя палантиновый шарф...
А лисьи замашки, увы, не отсюда!
И надо ль привычные слёзы менять
На тёплую жертвенность, нежность уюта?
Ну что ты так странно глядишь на меня?
У осени много напитков в запасе,
От лёгких ликёров до сущих отрав.
И мчатся ветра по раздолбанной трассе,
Дождливые лапы о твердь разодрав...
И еще одно про осень… от бармена.
Пунш, полумертвая вода, легкие ликеры, сущие отравы…– «Не хочется?
Пей!» – ЛГ призывает дегустировать.
«Ты попросту пей отрешённость, не мучась» – Сдается мне, отрешенность пьют (пардон) отрешенно, зачем же мучиться?.. Впрочем, если большими глотками ее пить, то кто знает…
Роятся образы – тучи, плетущие палантиновый шарф; ветра, мчащиеся по раздолбанной трассе на дождливых лапах, – в стихе есть настроение, нерв.
Штампы, увы, присутствуют – тоскующие души, давние грезы, моря листопада – сократить бы стихо на треть, убрав эти клише, думаю, оно бы только выиграло.
Техника – 4 Художественность – 4
*****
8. "Наоборот"
Я люблю тебя! Будь же всегда молодой,
Хоть время летит вперёд.
Юбилеем ты станешь, а я - тамадой.
Но пусть и наоборот.
В дочке с внучкой твои возродились черты.
Так будет из рода в род.
Отраженьем я стану, а зеркалом - ты.
Но пусть и наоборот.
Хоть бывают у нас и невзгоды порой,
Но в пыль их любовь сотрёт.
Ты засветишься Солнцем, я - буду зарёй.
Но пусть и наоборот.
Мы давно уж седые, но жизнь - хороша:
Вновь счастье нас в плен берёт.
И с твоею моя нераздельна душа.
Но пусть и наоборот.
Ура!
Наконец-то позитивное стихо. Незатейливое. Перевертыш.
И вроде бы ничего особенного, а улыбаюсь.
Про «баньку» и «тазик», видимо, вспомнят не раз, читая сие.
Но пусть и наоборот.
Техника – 4 Художественность – 4
*****
9. "Опять про любовь"
Мне опять про любовь дождик поздний накрапывал.
Скоро будет декабрь белоснежными знаками
Объяснять жизни смысл, в сердце падая льдинками,
И разложит слова по странице тропинками.
Скоро будет зима по дорогам расхаживать,
Лета жгучего дни серебром загораживать.
Полногрудая мысль обласкает застенчиво,
Проповедник-мороз засидится до вечера.
И в холодной тиши я усну, словно маленький,
Будет сниться июль в ярко жёлтом купальнике,
Твоих плеч нагота и волос светлых облако,
Запах терпких духов из разбитого пробника.
Растворится в ночи звонких дней впечатление.
Я внезапно проснусь от сердечного жжения.
Уберу крошки сна с раскладушки расхристанной,
А мороз в этот миг будет снег перелистывать.
Обрывать, хоронить между рваными стенами,
До утра сторожить чью-то спальню с изменами.
И как дождь про любовь одиноким рассказывать,
Ускользнувшие сны с летом пройденным связывать.
Заявлено как стихо про любовь. Если убрать общие фразы, останется
«июль в ярко-желтом купальнике» – и этому веришь, «запах терпких духов из разбитого пробника» – и это прекрасно, а также интимная деталь –
«уберу крошки сна с раскладушки расхристанной».
Все. Из этого я бы и лепила своего голема.
Но перлы вроде «растворится в ночи звонких дней впечатление» убили стих.
Обидно. И «полногрудая мысль» не помогла
Ps^ В ярко-желтом
Техника – 4 Художественность – 4
*****
10. "Кто я?"
Вижу себя в зеркале,
Делаю селфи-фото,
Сразу бы все меркли,
Если бы был кто-то.
Критика мне - хобби,
Вредность - моя крыша...
Кто-то в душе ходит,
Топчется чуть слышно.
Легкий массаж прячет
Тайную грусть глубже...
Не утонул мячик -
Просто застрял в луже.
Дней утечет речка,
Где-то впадёт в море,
В зеркале жить легче
Можно с собой спорить.
Зеркало всё скажет,
Если его спросят,
Где-то внутри даже
Прячется лет просинь.
Я подниму мячик
И оботру тряпкой,
Девочка не плачет,
Хоть на душе гадко...
Новое зазеркалье,
Делаю селфи фото,
Где же он, мой каналья...
Прячется где кто-то...
«Не утонул мячик -
Просто застрял в луже».
Не люблю я людей делающих селфи, расцениваю это как верх глупости (или ее низ?..)
Про что стих? Ощущение, что автор и сам до конца этого не понимает. Возможно, про раздвоение личности: «Кто-то в душе ходит, топчется чуть слышно» , м. б. здесь что-то маниакальное: «Сразу бы все меркли, если бы был кто-то» – не знаю, я не психиатр.
«Легкий массаж прячет тайную грусть глубже...», видимо, ЛГ=автор еще и прилег, пописывая. Далее мы узнаем про мячик, застрявший в луже. И сразу возникает вопрос: – А где же Таня? Почему не слышен ее плач?
Предчувствия возникают самые скверные. «Девочка не плачет,
Хоть на душе гадко...» – подытожил наш Фотограф.
Ассоциации : «Мосгаз», «Паук», «Шакал»… и… «Фотограф».
Техника – 3 Художественность – 2
*****
11. "Мемуары"
Дел всё больше, сил всё меньше.
Давит времени лассо.
Планы, как у многих женщин -
Под колёса и в песок.
Та я? - спрашивает, тая,
Блажь девчонки озорной.
То тяну за хвост кота я,
То фальстарт... В моём кино
Недоглажен ствол берёзки,
И костюм, и даже муж.
А стихи, как недоноски...
Чья вина? Взялась за гуж...
Список из долженствований
Вырос, множатся тома.
От неистовых камланий
Иногда схожу с ума,
Но хочу ударить в бубен.
Это святость или грех?
Сыпь хоть пики мне, хоть буби -
Дама в картах краше всех!
Если нечего сказать, стоит ли заниматься бумагомаранием? Груши можно околачивать и без «Мемуаров», извиняюсь за груши (это же дама писала). Тянуть кота за хвост – вполне себе и без «Мемуаров».
Техника – 2 Художественность – 2
*****
12. "Рассветное"
На лугу в траве измятой
Под нестройный гул стрекоз,
Истончая запах мяты,
Расстилался сноп волос.
Цвета скошенной пшеницы,
Развиваясь на ветру,
Расплелась коса девицы
В разнотравье поутру.
Аромат цветов пахучих
Сохранял счастливый миг
И, стыдясь, прикрыло тучей
Солнце свой смущенный лик.
Словно сладкий сок берёзы
Между трещинок в коре
На щеках роса и слёзы
Серебрились на заре.
И придраться не к чему. Все, как и сто лет назад, в лучших традициях так сказать. И, видимо, автора не смущает вторичность образов. Слабо про тоже самое, но в другом ракурсе?!. Двадцать первый век на дворе, а у вас все та же роса и те же слезы, хоть бы колу пролили в вырез своей пейзанки что ли! (шутка) Я прониклась вашим разнотравьем.
Техника – 4 Художественность – 4
*****
13. "Я свечой прогоню печали"
Всю-то ночку птицы кричали,
нагнетая подспудно страх.
Я свечой прогоню печали,
дом наполню дыханьем трав.
Погутарю с дворовой кошкой,
забежавшей на мой порог,
наберу спелых звёзд в лукошко
как подарок иных миров.
И бессонница к двери мчится,
от сгоревших тревог – зола.
И поёт на плече сон-птица,
словно перепел – спать пора...
Разливается в сердце благость
тихим плеском морской волны...
Мне подарена жизнью радость
разноцветные видеть сны.
Дежавю.
Может ли бессонница мчаться? – Сомневаюсь.
Ощущение, что Ведьма из стиха N1 перекочевала в стих N 13. А что, очень даже может быть! – для настоящей ведьмы такое проделать – как в рассвет чихнуть.
«И поёт на плече сон-птица, словно перепел – спать пора..»
– точно замечено, «подь-полоть, вить-вильвить,» – кричит ближе к рассвету эта пичуга, что означает (уж теперь-то я знаю точно!) спать пора.
Техника – 4 Художественность – 4
*****
14. "Немая муза"
Я думал дар ниспослан гению
(что вы узнали – я забыл давно!),
достиг всего в стихосложении,
теперь умел и так и эдак, но...
На самом деле не умел никак!
Являлась муза, да и та – нема.
Я хвастал термином "эклектика",
в котором ничего не понимал.
Сопротивлялся, но формат ценил.
Псалтырь - не пластырь, – нелегко постичь.
В открытых шлюзах информации
тонул и воцерко;влен был почти.
Но веры нет, да только ли к стиху,
в котором бес фонемы разметал?
Я уважал "Апокалиптику",
а слушал исключительно "металл".
Одно другому не мешает, нет.
Не говоря фатально "никогда",
пора составить завещание
и не забыть упомянуть кота.
P.S.
Причём здесь кот, ну что за вздор в бреду?
Ответ один лишь критик-профи знал.
Похоже, "ни к селу ни к городу",
но нет – реконструктивен мой финал.
Автору сей реконструкции, конечно же, виднее где у музы моторчик.
Он даже пластырь сумел постичь! А я-то, глупая, его – то на носок, то на пятку! Автору удалось таки меня расфокусировать. Вот так живешь-живешь,
поплевывая в вечность, и о высоком не задумываешься, пока не споткнешься о богоизбранного, прочтешь раз его КОНКУРСНОЕ, второй и лезешь в буфет за новопасситом.
«Быть можно дельным человеком и думать…«– это я о вашем «вторсырье».
Читаю: «Я уважал "Апокалиптику", а слушал исключительно "металл"» и далее – « В открытых шлюзах информации тонул и воцерко;влен был почти».
Мадонна вон каббалистом себя мнит. Наши тоже нитками красными опоясались, это я про «шлюзы информации», которыми вас схлопнуло.
Увы, я не «профи-критик», не смогу оценить ваш труд объективно. Для меня все что вычурно – пошло. Извините.
Техника –4 Художественность –2
*****
15. "Поэт и зеркало"
Привет, дружище! Развей сомненье,
Что портит жизнь твою всё время -
Не превратилось ли в каменье
В тебя посаженное семя?
Давай, не бойся, режь правду смело,
К словам привык я нехорошим!
Взошло ль оно? Окаменело,
Навек оставшись непроросшим?
Не хочешь рифмой - ответь мне просто,
И пусть вердикт сей будет честным:
Читать тебе стихи с помоста
Иль кануть в вечность не известным?
Привет, дружище!
На данном сайте все несутся даже и петухи. Так что дерзай! Отвори форточку письменного стола и проветри. Скелеты муз – к черту!
Про осень и любовь – туда же! Все красивости – облей уксусом.
И еще. Если «морда крива» не кручинься, просто поправь зеркало.
Помни, в стихах рулит самость. Не бойся чувствовать, если пишешь про огонь, смело сунь руку в костер, доверься волдырю, он выведет нужные слова.
Что-то я разошлась. Всему виной «Немая муза». Дерзай!
Техника – 5 Художественность – 5
*****
16. "Не сходится пасьянс..."
Не сходится пасьянс, не падает монета
Орлом желанным вверх – такие вот дела.
Ну, где же ты, мой шанс? Счастливый шанс мой, где ты?
И чудится мне смех двуглавого орла.
Хотел в метро зайти, а станцию закрыли.
Троллейбус не помог – порвались провода,
И даже нет пути мне на автомобиле:
Я пробке изнемог. И так почти всегда.
И всё идёт не так, как в юности мечталось.
Работа, быт, семья… и так – за годом год.
И в гараже бардак, и на душе усталость,
И вновь не вижу я, когда мой шанс придёт.
Всё время не везёт – ни в преф, ни на рыбалке,
И вижу лишь во сне куш с множеством нулей.
Чтоб знать всё наперёд, спросил я у гадалки –
Не будет ли ко мне Фортуна подобрей?
"Какая ерунда, – мне та сказала строго, –
Да так почти у всех. Ты просто, милый мой,
Повсюду и всегда желаешь слишком много,
А это, парень, грех, ступай-ка ты домой".
И до меня дошло, что, в целом, всё нормально,
Работа, дом, семья, – чудесно всё вполне.
Мне в жизни повезло, пожалуй, капитально,
Зачем, подумал я, гневить Фортуну мне.
Я, наконец, постиг, что призрачна удача,
И в магазин пошёл, решив уйти в загул,
И, надо же, в тот миг, когда брал в кассе сдачу,
Увидел, как орёл с рубля мне подмигнул.
Шансоном попахивает. Незатейливое, но доброе. Тихое. И вырулил ЛГ удачно: поныл, просох, окрылился, – вопщем, «чудесно всё вполне».
Рифмы простенькие, но все на месте.
Техника – 4 Художественность – 4
*****
17. "Предзимье"
Пряный запах осенний
Сквозь туманы процежен,
Резко тронут зимой –
Заморожено-свеж.
Но я жду воскресений,
Хоть и тлен неизбежен,
И от жизни самой,
И от сомкнутых вежд.
От невольных прозрений
Греет сердце всё реже:
Как бы снова суметь
Пережить холода?
По волнам повторений
Выплываю на стрежень,
А под вёслами – смерть
В обрамлении льда.
Трубный голос олений
(Мне послышалось, что ли?)
Душу напрочь прожёг,
Поманив за рубеж,
Но из тучи сомнений
На расщелины боли
Выпал робкий снежок
Обновлённых надежд…
Осенний-воскресений-прозрений-повторений-олений-сомнений
Ассоциация: виниловую пластинку заело.
Самокопание. Точнее самозакапывание под софитами.
ЛГ знает, что останется жив. Все эти игры в «покойника» крайне утомляют читателя. Природа сбрасывает листья, а поэт стягивает кожу, пытаясь при этом остаться в трусах.
Техника – 3 Художественность – 3
*****
18. "Осеннее о весне"
В осенней хмари прячется весна,
которая, пока ещё, не знает,
как первая травинка зелена,
как новой жизнью почка набухает.
Сквозь кисею навязчивых дождей
не всякий солнце рассмотреть способен,
но спряталась и нежится уже
горошинка в тепле земной утробы -
предвестница обещанной весны,
чтоб через грязь проклюнуться наивно.
У осени с обратной стороны -
живёт весна - и это неизбывно!
Чудесно!
Самобытно. Позитивно. Интересно. Компактно.
Пожалуй, это один из лучших стихов данной «сорокопятки».
Техника – 5 Художественность – 5
*****
19. "Долгожданное счастье"
Двое в медленном танце
Под осенним дождём.
Он ей шепчет: «Останься,
Дождик мы переждём».
И она не хотела
От него уходить.
И душою и телом
Ей хотелось любить.
По причинам известным
Вдруг они обнялись,
И под душем небесным
Воедино слились.
И забыли про танец:
Счастье было в руках.
И зарделся румянец
У неё на щеках.
Им в осеннем ненастье
Сразу стало светло:
Долгожданное счастье
Наконец-то пришло.
Рядом ветки качались,
Куст сиреневый рос.
А они целовались
И взахлёб и в засос.
И промокла одежда
Аж до самых сердец.
Но светилась надежда
На счастливый конец.
Обошлись без обновки:
Стало общим жильё
И на общей верёвке
Просушили бельё.
Загадочная строчка – «обошлись без обновки» – это про что?
Название подкачало, да еще и в кавычки взяли. Я, конечно, не Станиславский, но не верю. Блатнота. Подворотней попахивает.
Точнее было бы назвать сие «Счастливый конец», хи-хи.
Излишняя натуралистичность, на мой взгляд: «А они целовались и взахлёб и в засос». – для подростков, любителей Асадова, – самое то.
Техника – 3 Художественность – 3
Зы: взасос (наречие)
*****
20. "Лисбет"
Будильник звенит, оживаешь по счёту "три".
Как новорожденный, не грешивший ещё младенец
выпутывается из тревоги, которой не знал внутри,
из пелёнок, из маминых полотенец –
так и ты вырываешься из сновидений в день:
ресницы слипаются, крыши в окне покаты,
заржавленным плёсом блестят в дождевой воде.
Эспрессо в кофемашине ворчит, пока ты
босыми ногами ступаешь на ламинат,
плетёшься из спальни в ванную и, зевая,
вспоминаешь, в каких цусимах твоя вина,
по каким номерам спасателей вызывают.
Этот мой город, Лисбет - не твой кружевной Стокгольм:
здесь даже солнце всходит, ненастье превозмогая.
Если бы Бог был женщиной, Он любил бы тебя такой,
но ты как Серсея Ланнистер - осмеянная, нагая -
платишь цену ошибок предателям и врагам,
и время тебя не лечит, и память бритвами режет.
И кто бы тебе надежду в рассрочку не предлагал,
ты веришь людям всё меньше, и улыбаешься реже.
А за Невой – серый крейсер, - недвижен, неразличим
за завесой дождя между серыми небесами
и серыми водами – он беззвучным криком кричит.
И рад бы уйти, но не может. Да мы и сами
себе не хозяева, Лисбет. Беспамятства краткий срок
по цене снотворного из аптеки в слепом подвале -
пахнет возмездием, как еретичка пахнет костром,
но других утешений сегодня не выдавали.
Знаешь, Лисбет, в безверии есть свой шарм,
и даже величие, но наших сердец владелец
мечтает, что в каждом теле засветится вдруг душа -
как милый ребёнок
в нимбе
из маминых полотенец.
Филологическое пиршество!
Сильно. Стильно. Попытка пробудить чувственность в асексуальной героине. Какие потрясающие образы! Какой ассоциативный ряд!
Я люблю такие стихи еще и за то, что каждый читатель видит в них историю по-своему и может ее допридумать. И воистину чудесная находка в начале и конце стиха – кокон из маминых полотенец – как символ надежности и защиты.
Техника – 5 Художественность – 5
*****
21. "Тоталитарная толерантность"
Черны их тела – бегун, дискобол –
На фоне земли терракотовой.
Атлет на дистанции бос и гол.
Наслажденье, ответь: мой герой - не твой?
Она прошивает время шестом,
Как швачка иголкой материю.
Сей час наступил. Кто сказал «потом»?
Справедливость - в двойной бухгалтерии?!
Заливисто брешет крошка-койот,
Сметливо используя лай и вой.
О, спорт, глобализм с головы гниёт,
Прерывая полёт Исинбаевой?
«Развитие личности» - не для всех.
Ввёл санкции в соревнования.
Прогресс отступил, не закрыв прорех
На олимпе разочарования.
Маяковский шагнул с пьедестала и начал разминку.
Арсений Гончуков (Нижегородский поэт, журналист, а теперь еще и режиссер) пишет в той же манере.
Гражданская лирика. Хвала автору – не боится на мельнице кататься.
Я против политики в стихах, но она настолько вошла в нашу бытность, что хочешь, не хочешь – а приходится реагировать.
Актуальное стихо. Интересные рифмы. Но вот название «Тоталитарная толерантность», на мой взгляд, не совсем удачное.
Отдельное спасибо за «швачку». Гуглила.
Техника – 5 Художественность – 5
Ну, вот и все. Я не критик, а такой же бумагомаратель, как и вы, уважаемые конкурсанты. Без обид.
Ваша Света Хохломская
Свидетельство о публикации №116110800602
Название, да, упрощу.
А если четно, то сомневаюсь: выставлю ли на страницу.
Тамара Барышева 09.11.2016 08:29 Заявить о нарушении
Прочь сомнения, Тамара. Смело выставляйте на страницу, стих будет жить своей жизнью. Представьте на минутку - пришел бы на стихиру Маяковский со своим репертуаром - как бы его встретили?..
А то, что стих актуален сегодня, - так это здорово! А завтра он станет нашей историей, ее штрихом, заметным или нет - рассудит время.
Света Хохломская 09.11.2016 17:01 Заявить о нарушении
Ещё раз спасибо за поддержку.
Тамара Барышева 10.11.2016 09:20 Заявить о нарушении