Стихотворение месяца 45 - Обзор Юрия Глухова
Что-то тихо да гладко… Тоскливо.
Позабавиться б гостем случайным.
Только люди обычно трусливы.
На порог лишь под палкой печали,
кто за зельем – спастись от недуга,
кто греховное тайно задумал,
и нужны колдовские услуги,
чтобы быстро, легко и без шума.
Бестолковые. Ведьме не трудно.
Только ведьмы – особая каста.
Зло с добром в них (что кажется чудом)
в равновесии и не зубасто.
А просящим потом отдуваться
за страстишки и мелкие цели.
Поделом. Прибегают, как зайцы,
и домой, – лишь бы к ночи успели,
потому что ночами опасно.
Ночью морок тропинки туманит.
Если кто-то задержится часом –
берегись. Ведьма тоже живая.
Одурачит любого, являясь
миражом. Увлечет – не заметишь.
По характеру ведьма не злая,
Просто скучно.
Три по три столетья
коротает в избушке. Устала.
А вокруг только глупая нечисть.
Ну а ведьме ни много ни мало
пообщаться бы по-человечьи.
И умна ведь она, и хозяйка.
Да и внешне довольно приятна.
Но как вороны, кружатся байки,
мол коварная невероятно.
Благодарность – великая редкость...
...Кот клубочком лежит на коленях.
Гладит крышу еловая ветка,
да мелькают за окнами тени...
4/4
Первая строчка стихотворения годится для отзыва.
Начинается всё вроде неплохо, но никакого развития тема не получает.
*****
2. "Я искал больницу для Души..."
Я искал больницу для Души -
Сложно снова сшить себя иголкой,
"Не люби" - синоним "не дыши",
А душа - на тысячи осколков.
Я искал приют бездомных грёз -
Это дом утерянных желаний,
Что граничит с радостью? Психоз.
Выкинь в урну стопку оправданий.
Я искал Дворец волшебных снов,
А нашёл какую-то таверну,
Мне налили ром без лишних слов,
Бросив фразу: "Так не будет скверно".
Где-то рядом слышен звук струны -
Кто-то из цыган достал гитару,
Прыгнул в окна младший сын Луны,
Возвращая мой билет в кошмары.
Я искал больницу - толку ноль,
И внутри вдруг стало как-то пусто.
Почему кому-то алкоголь
Возвращает жизнь в простое русло?
3/4
Автору надо работать над техникой. Фразы укладываются в размер не без потерь, а затем плохо друг с другом согласуются.
Есть стилистические неувязки. Например, мне трудно представить таверну, в которой скажут: "Так не будет скверно".
*****
3. "В царстве осени"
Замерцали ливней паутины,
Закряхтел старик - сосновый лес.
Тускло светят янтари рябины
В почерневшем серебре небес.
Пляшут, воют северные ветры,
Только песня их невесела.
Серой дымкой взяты в плен рассветы,
Сумерки сжигают дни дотла.
Первый снег на волосах, как проседь...
Видно, суждено без палачей
Вам казнить меня, царица Осень,
Глухотой ноябрьских ночей.
Только царство близится к финалу -
Ваше войско разобьёт Зима.
Клёны - молодые генералы -
Снимут золотые ордена.
Примет веру в холода и вьюги
Ваша свита, слов не говоря.
И, склонясь в почтенье и испуге,
Дрогнет перед властью декабря.
4/3
Сомнительны "янтари рябины".
Если ветры "воют", то песня и не должны быть веселой, слово "только" - лишнее.
Совсем неудачно: "Сумерки сжигают дни".
Тема выбрана вечная, сказать что-то новое по ней трудно - так и вышло.
*****
4. "В конце октября"
В конце октября погода кусается,
Мороз заставляет менять гардероб.
И осень стареет - ей это не нравится,
Ноябрь снимает все мерки на гроб.
Вот тут понимаешь, как жизнь омерзительна:
Ведь девка ещё, а пошла сединой!
Болезнь прогрессирует быстро, стремительно,
В могиле сейчас осень левой ногой.
И саван сестры для неё эвтаназия,
Под ним засыпает, не чувствуя боль.
А ранняя смерть - всего лишь оказия,
Остаток судьбы умножен на ноль...
3/3
Есть ритмические сбои.
"Ноябрь снимает все мерки" - слово "все" лишнее.
"В могиле ... левой ногой" - неоправданно ироническое построение фразы.
Стилистические выбивается: "менять гардероб", "умножен на ноль".
Не представляю, как саван может быть эвтаназией.
*****
5. "Улочка из детства"
Загрустила улочка из детства:
Небоскребы врезались ей в грудь...
Здесь промчались годы малолетства,
Указав к проспекту верный путь...
Я влюбился здесь еще подростком,
Воровал соседские цветы...
И пускал, в обход "дорожкам скользким",
Глупые, но светлые мечты.
Школу пробежал без замечаний
(Пусть не красный – все же аттестат) ...
Лишь потом, окутанный печалью,
Осознал, как детству был я рад.
Нет уж той: зеленой и цветущей
И ее название, как миф;
Есть проект застроек всемогущий,
-Треснувшей гитары стертый гриф...
Как и я расстроена гитара,
Под струной зеленая тоска...
А ведь многим здесь дано начало,
Мы ж его пускаем с молотка.
3/3
Текст очень плохо согласован, из-за этого авторский посыл теряется, хотя задумка, возможно, была интересной.
*****
6. "Пойти за папиросами"
"Вы «идёте за папиросами» и исчезаете навсегда."
Цветаева Пастернаку
Парижское кафе. Свидание не к счастью.
Остыл горячий бред эпистолярных уз.
Навязчивый вопрос - "Остаться? Возвращаться?"
Витал над головой и вырвался из уст.
Ответишь - отвечать за битую посуду.
Ответ - на пять секунд, ему ценою - жизнь.
Повсюду есть глаза, и уши есть повсюду -
И лучше от него подальше подержись.
Не каждому дана безумная отвага,
Рискуя головой, ответить на вопрос.
И не узнал бы мир о докторе Живаго,
Когда бы отыскать хоть пару папирос...
4/4
Неплохо.
Сомнителен "бред уз".
Стилистически узы и уста не очень сочетаются с битой посудой.
"Повсюду есть глаза, и уши есть повсюду" - два "повсюду" создают ненужный иронический оттенок.
"И лучше от него подальше подержись" - строчку надо переделать.
"И не узнал бы мир..., Когда бы отыскать" - отсутствие глагола перед "отыскать" мешает прочтению.
*****
7. "Пей осень"
Запуталась осень в тоскующих душах
Залётной морзянкой... Что станется с ней?
И души наполнены запахом пунша
Дурманящей осени даже во сне!
Не хочется?
Пей!
И поля заливные
Утопят тебя в полумёртвой воде,
Где ты не освоишь и вдоха... И сны ли
Иль давние грёзы - повсюду, везде!
Ты попросту пей отрешённость, не мучась,
В морях листопада отплачет душа.
И тучи, упрямые серые тучи,
Сплетут для тебя палантиновый шарф...
А лисьи замашки, увы, не отсюда!
И надо ль привычные слёзы менять
На тёплую жертвенность, нежность уюта?
Ну что ты так странно глядишь на меня?
У осени много напитков в запасе,
От лёгких ликёров до сущих отрав.
И мчатся ветра по раздолбанной трассе,
Дождливые лапы о твердь разодрав...
5/5
Палантин - это вроде и есть шарф. Но вообще понравилось.
*****
8. "Наоборот"
Я люблю тебя! Будь же всегда молодой,
Хоть время летит вперёд.
Юбилеем ты станешь, а я - тамадой.
Но пусть и наоборот.
В дочке с внучкой твои возродились черты.
Так будет из рода в род.
Отраженьем я стану, а зеркалом - ты.
Но пусть и наоборот.
Хоть бывают у нас и невзгоды порой,
Но в пыль их любовь сотрёт.
Ты засветишься Солнцем, я - буду зарёй.
Но пусть и наоборот.
Мы давно уж седые, но жизнь - хороша:
Вновь счастье нас в плен берёт.
И с твоею моя нераздельна душа.
Но пусть и наоборот.
4/4
Позитивно!
*****
9. "Опять про любовь"
Мне опять про любовь дождик поздний накрапывал.
Скоро будет декабрь белоснежными знаками
Объяснять жизни смысл, в сердце падая льдинками,
И разложит слова по странице тропинками.
Скоро будет зима по дорогам расхаживать,
Лета жгучего дни серебром загораживать.
Полногрудая мысль обласкает застенчиво,
Проповедник-мороз засидится до вечера.
И в холодной тиши я усну, словно маленький,
Будет сниться июль в ярко жёлтом купальнике,
Твоих плеч нагота и волос светлых облако,
Запах терпких духов из разбитого пробника.
Растворится в ночи звонких дней впечатление.
Я внезапно проснусь от сердечного жжения.
Уберу крошки сна с раскладушки расхристанной,
А мороз в этот миг будет снег перелистывать.
Обрывать, хоронить между рваными стенами,
До утра сторожить чью-то спальню с изменами.
И как дождь про любовь одиноким рассказывать,
Ускользнувшие сны с летом пройденным связывать.
4/4
Спорными показались: "лето жгучее", "мысль полногрудая", "проповедник-мороз" и "рваные стены".
"Перелистовать" - это, видимо, перелистЫвать, но почему мороз перелистывает снег?
*****
10. "Кто я?"
Вижу себя в зеркале,
Делаю селфи-фото,
Сразу бы все меркли,
Если бы был кто-то.
Критика мне - хобби,
Вредность - моя крыша...
Кто-то в душе ходит,
Топчется чуть слышно.
Легкий массаж прячет
Тайную грусть глубже...
Не утонул мячик -
Просто застрял в луже.
Дней утечет речка,
Где-то впадёт в море,
В зеркале жить легче
Можно с собой спорить.
Зеркало всё скажет,
Если его спросят,
Где-то внутри даже
Прячется лет просинь.
Я подниму мячик
И оботру тряпкой,
Девочка не плачет,
Хоть на душе гадко...
Новое зазеркалье,
Делаю селфи фото,
Где же он, мой каналья...
Прячется где кто-то...
4/4
Начало не понравилось, но потом заинтересовали... :)
"Сразу бы все меркли" и "Легкий массаж прячет" - не понял.
*****
11. "Мемуары"
Дел всё больше, сил всё меньше.
Давит времени лассо.
Планы, как у многих женщин -
Под колёса и в песок.
Та я? - спрашивает, тая,
Блажь девчонки озорной.
То тяну за хвост кота я,
То фальстарт... В моём кино
Недоглажен ствол берёзки,
И костюм, и даже муж.
А стихи, как недоноски...
Чья вина? Взялась за гуж...
Список из долженствований
Вырос, множатся тома.
От неистовых камланий
Иногда схожу с ума,
Но хочу ударить в бубен.
Это святость или грех?
Сыпь хоть пики мне, хоть буби -
Дама в картах краше всех!
5/5
Замечательная концовка!
*****
12. "Рассветное"
На лугу в траве измятой
Под нестройный гул стрекоз,
Истончая запах мяты,
Расстилался сноп волос.
Цвета скошенной пшеницы,
Развиваясь на ветру,
Расплелась коса девицы
В разнотравье поутру.
Аромат цветов пахучих
Сохранял счастливый миг
И, стыдясь, прикрыло тучей
Солнце свой смущенный лик.
Словно сладкий сок берёзы
Между трещинок в коре
На щеках роса и слёзы
Серебрились на заре.
4/3
Радуюсь за ЛГ. Надеюсь, всё у нее будет хорошо. :)
И поправьте: коса, видимо, всё же развЕвается.
*****
13. "Я свечой прогоню печали"
Всю-то ночку птицы кричали,
нагнетая подспудно страх.
Я свечой прогоню печали,
дом наполню дыханьем трав.
Погутарю с дворовой кошкой,
забежавшей на мой порог,
наберу спелых звёзд в лукошко
как подарок иных миров.
И бессонница к двери мчится,
от сгоревших тревог – зола.
И поёт на плече сон-птица,
словно перепел – спать пора...
Разливается в сердце благость
тихим плеском морской волны...
Мне подарена жизнью радость
разноцветные видеть сны.
4/4
Сбой ритма в первой строке мешает нормально воспринимать начало, дальше всё вроде налаживается.
Понравилась сон-птица-перепел.
*****
14. "Немая муза"
Я думал дар ниспослан гению
(что вы узнали – я забыл давно!),
достиг всего в стихосложении,
теперь умел и так и эдак, но...
На самом деле не умел никак!
Являлась муза, да и та – нема.
Я хвастал термином "эклектика",
в котором ничего не понимал.
Сопротивлялся, но формат ценил.
Псалтырь - не пластырь, – нелегко постичь.
В открытых шлюзах информации
тонул и воцерко;влен был почти.
Но веры нет, да только ли к стиху,
в котором бес фонемы разметал?
Я уважал "Апокалиптику",
а слушал исключительно "металл".
Одно другому не мешает, нет.
Не говоря фатально "никогда",
пора составить завещание
и не забыть упомянуть кота.
P.S.
Причём здесь кот, ну что за вздор в бреду?
Ответ один лишь критик-профи знал.
Похоже, "ни к селу ни к городу",
но нет – реконструктивен мой финал.
4/3
Переход дактилических рифм в мужские и обратно сбивают ритм - читать было неудобно.
Кот в завещании тоже не вдохновил.
*****
15. "Поэт и зеркало"
Привет, дружище! Развей сомненье,
Что портит жизнь твою всё время -
Не превратилось ли в каменье
В тебя посаженное семя?
Давай, не бойся, режь правду смело,
К словам привык я нехорошим!
Взошло ль оно? Окаменело,
Навек оставшись непроросшим?
Не хочешь рифмой - ответь мне просто,
И пусть вердикт сей будет честным:
Читать тебе стихи с помоста
Иль кануть в вечность не известным?
3/3
Паузы, заложенные в ритм, рвут слова на части - читать очень тяжело.
Стилистический разнобой, грамматические рифмы и еще "каменье" надо на что-нибудь заменить...
*****
16. "Не сходится пасьянс..."
Не сходится пасьянс, не падает монета
Орлом желанным вверх – такие вот дела.
Ну, где же ты, мой шанс? Счастливый шанс мой, где ты?
И чудится мне смех двуглавого орла.
Хотел в метро зайти, а станцию закрыли.
Троллейбус не помог – порвались провода,
И даже нет пути мне на автомобиле:
Я пробке изнемог. И так почти всегда.
И всё идёт не так, как в юности мечталось.
Работа, быт, семья… и так – за годом год.
И в гараже бардак, и на душе усталость,
И вновь не вижу я, когда мой шанс придёт.
Всё время не везёт – ни в преф, ни на рыбалке,
И вижу лишь во сне куш с множеством нулей.
Чтоб знать всё наперёд, спросил я у гадалки –
Не будет ли ко мне Фортуна подобрей?
"Какая ерунда, – мне та сказала строго, –
Да так почти у всех. Ты просто, милый мой,
Повсюду и всегда желаешь слишком много,
А это, парень, грех, ступай-ка ты домой".
И до меня дошло, что, в целом, всё нормально,
Работа, дом, семья, – чудесно всё вполне.
Мне в жизни повезло, пожалуй, капитально,
Зачем, подумал я, гневить Фортуну мне.
Я, наконец, постиг, что призрачна удача,
И в магазин пошёл, решив уйти в загул,
И, надо же, в тот миг, когда брал в кассе сдачу,
Увидел, как орёл с рубля мне подмигнул.
4/5
"Я пробке изнемог" - видимо "в" пропущена.
"ни в преф, ни на рыбалке" - при таком построении фразы, мне кажется, правильно "и", а не "ни".
Начало и конец нравятся - за них один балл прибавил, но середина уж очень затянута, да и технически слабее.
*****
17. "Предзимье"
Пряный запах осенний
Сквозь туманы процежен,
Резко тронут зимой –
Заморожено-свеж.
Но я жду воскресений,
Хоть и тлен неизбежен,
И от жизни самой,
И от сомкнутых вежд.
От невольных прозрений
Греет сердце всё реже:
Как бы снова суметь
Пережить холода?
По волнам повторений
Выплываю на стрежень,
А под вёслами – смерть
В обрамлении льда.
Трубный голос олений
(Мне послышалось, что ли?)
Душу напрочь прожёг,
Поманив за рубеж,
Но из тучи сомнений
На расщелины боли
Выпал робкий снежок
Обновлённых надежд…
5/5
Нравится, но кое-что мешает:
"жду воскресений... И от жизни..., И от сомкнутых вежд" - странная конструкция.
"От невольных прозрений Греет сердце всё реже" - именно от невольных?
Еще "голос Душу напрочь прожёг"...
Но буду считать, что это я поэтически грубоват.
*****
18. "Осеннее о весне"
В осенней хмари прячется весна,
которая, пока ещё, не знает,
как первая травинка зелена,
как новой жизнью почка набухает.
Сквозь кисею навязчивых дождей
не всякий солнце рассмотреть способен,
но спряталась и нежится уже
горошинка в тепле земной утробы -
предвестница обещанной весны,
чтоб через грязь проклюнуться наивно.
У осени с обратной стороны -
живёт весна - и это неизбывно!
5/4
Всё неизбывно, и это тоже неизбывно!
*****
19. "Долгожданное счастье"
Двое в медленном танце
Под осенним дождём.
Он ей шепчет: «Останься,
Дождик мы переждём».
И она не хотела
От него уходить.
И душою и телом
Ей хотелось любить.
По причинам известным
Вдруг они обнялись,
И под душем небесным
Воедино слились.
И забыли про танец:
Счастье было в руках.
И зарделся румянец
У неё на щеках.
Им в осеннем ненастье
Сразу стало светло:
Долгожданное счастье
Наконец-то пришло.
Рядом ветки качались,
Куст сиреневый рос.
А они целовались
И взахлёб и в засос.
И промокла одежда
Аж до самых сердец.
Но светилась надежда
На счастливый конец.
Обошлись без обновки:
Стало общим жильё
И на общей верёвке
Просушили бельё.
4/3
Рад за героев. "Взасос" пишется слитно.
*****
20. "Лисбет"
Будильник звенит, оживаешь по счёту "три".
Как новорожденный, не грешивший ещё младенец
выпутывается из тревоги, которой не знал внутри,
из пелёнок, из маминых полотенец –
так и ты вырываешься из сновидений в день:
ресницы слипаются, крыши в окне покаты,
заржавленным плёсом блестят в дождевой воде.
Эспрессо в кофемашине ворчит, пока ты
босыми ногами ступаешь на ламинат,
плетёшься из спальни в ванную и, зевая,
вспоминаешь, в каких цусимах твоя вина,
по каким номерам спасателей вызывают.
Этот мой город, Лисбет - не твой кружевной Стокгольм:
здесь даже солнце всходит, ненастье превозмогая.
Если бы Бог был женщиной, Он любил бы тебя такой,
но ты как Серсея Ланнистер - осмеянная, нагая -
платишь цену ошибок предателям и врагам,
и время тебя не лечит, и память бритвами режет.
И кто бы тебе надежду в рассрочку не предлагал,
ты веришь людям всё меньше, и улыбаешься реже.
А за Невой – серый крейсер, - недвижен, неразличим
за завесой дождя между серыми небесами
и серыми водами – он беззвучным криком кричит.
И рад бы уйти, но не может. Да мы и сами
себе не хозяева, Лисбет. Беспамятства краткий срок
по цене снотворного из аптеки в слепом подвале -
пахнет возмездием, как еретичка пахнет костром,
но других утешений сегодня не выдавали.
Знаешь, Лисбет, в безверии есть свой шарм,
и даже величие, но наших сердец владелец
мечтает, что в каждом теле засветится вдруг душа -
как милый ребёнок
в нимбе
из маминых полотенец.
5/5
Хорошее.
*****
21. "Тоталитарная толерантность"
Никакой закулисной борьбы.
Ты начертал на своих скрижалях:
"Трижды сладостна победа, одержання
в благородной честной борьбе".
Пьер де Кубертен "Ода спорту"
Черны их тела – бегун, дискобол –
На фоне земли терракотовой.
Атлет на дистанции бос и гол.
Наслажденье, ответь: мой герой - не твой?
Она прошивает время шестом,
Как швачка иголкой материю.
Сей час наступил. Кто сказал «потом»?
Справедливость - в двойной бухгалтерии?!
Заливисто брешет крошка-койот,
Сметливо используя лай и вой.
О, спорт, глобализм с головы гниёт,
Прерывая полёт Исинбаевой?
«Развитие личности» - не для всех.
Ввёл санкции в соревнования.
Прогресс отступил, не закрыв прорех
На олимпе разочарования.
4/5
На мой вкус резковато и грубовато, но я старался толковать сомнения в качестве пользу авторов.
Свидетельство о публикации №116110800562
Добрый вечер, Юрий!
Я совершенно не рассчитывал получить за "Лисбет" хорошие оценки, поэтому Ваша похвала одновременно и неожиданна, и очень приятна. Спасибо Вам!
Gilles
Жиль Де Брюн 08.11.2016 17:19 Заявить о нарушении
Юрий Глухов -Сентябрь 08.11.2016 20:28 Заявить о нарушении