Миражи или моё санкт-петербургское пятикнижье

"О город мой неуловимый,
Зачем над бездной ты возник?.."
(Александр Блок)

"А кто столицу русскую воздвиг,
И славянин в воинственном напоре,
Зачем в пределы чуждые проник,
Где жил чухонец, где царило море?
Не зреет хлеб на той земле сырой,
Здесь ветер, мгла и слякоть постоянно,
И небо шлёт лишь холод или зной,
Но каждый согласился бы со мной,
Что Петербург построил сатана…"
(Адам Мицкевич)


1. Каменные кружева города

"Задуманный Петром Великим, как образцовый, правильный,
регулярный, геометрически выверенный Петербург, стал не только одним из самых прекрасных городов мира, но и, быть может , самым фантастическим и самым лирическим"
(Евгений Анисимов)

…милые глазу и сердцу фасады, портики, колоннады, фронтоны, атланты и кариатиды старого города, с доживающими свой век музейными старушками, нарочито бодро несущими вахту на своих натруженных временем, варикозных ногах, органично соседствуют с гранитными остеклёнными глыбами многочисленных новомодных монстров-офисов, банков, страховых компаний, торговых центров с вышколенными, функционально-вежливыми, преимущественно славянского типа, мальчиками, спортивного телосложения с пружинистой походкой.

Всё так же величественно-приземисто стоит, вросший в гранит оливковой анакондой, барочный Зимний,  светло и торжественно распахнуло свои полукруглые объятия, здание Главного штаба, в стиле классицизма, вздёрнули к небу свои изящные девичьи руки - купола Смольного монастыря и по-прежнему, вздыбившись храпят клодтовы кони на Аничковом мосту.

Сверхпышность интерьеров залов Екатериниского дворца с воссозданной заново янтарной комнатой, показалась мне несколько переизбыточной на фоне уместности ажурного рококо Ораниенбаумского Китайского дворца.

Прелесны как и прежде Павловский парк во французском и английском стилях, Александровский садик с розарием, Конногвардейский бульвар, продуваемый бодрящей свежести балтийскими ветрами, напоёнными запахами морской соли, просмоленных канатов и грубо выделанной кожи.

Я попал на рутинное, утреннее (11.00) включение фонтанов Большого каскада Петродворца.
Синхронно, со стремительно вырвавшейся тугой водяной струёй из пасти золотого дракона, разрываемой Самсоном, я услышал мощную, раскатистую мелодию…гимна России.
Многочисленная публика (среди которой было изрядное количество россиян) застыла при этом в почтительно-торжественном онемении.
Зрелище представилось мне в комическом свете.
Я не могу себе вообразить, что включение фонтана на лужайке перед Белым домом в Вашингтоне или Трианона в Версале, сопровождалось бы исполнением гимнов США и Франции?!


Мой глаз отмечал трещинки и отдельные выбоины в штукатурке фасадов на Невском и Суворовском, рыхловатую, ядовито-зелёную патину Медного всадника и вымытые до блеска, до стерильной чистоты, до дистилированного отвращения витрины, оформленные как в лучших домах ЛондОна и ПарИжу.

Некогда , обширного пространства Сенная площадь (та самая, в окрУге которой завязались перипетии "Преступления и наказания"), стала совершенно не видна – её поглотили многочисленные киоски, закусочные, торговые палатки и проч.



Но главное моё разочарование – явил Летний Сад.
Геометрическая расчерченность дорожек, обрамлённых довольно высокой металлической оградой в крупную клетку, создавали впечатление …Зоны.
Более того, беломраморные скульптуры римских богов были словно заточенными в одиночные камеры.
Я бродил по аллеям сада и не мог понять где же я всё таки нахожусь?!

"Я нёс в себе – багровый, как гнойник,
Горячечный и триумфальный город,
Постороенный на трупах, на костях
"Всея Руси" во мраке финских топей,
Со шпилями церквей и кораблей,
С застенками подводных казематов,
С водой стоячей, вправленной в гранит,
С дворцами цвета пламени и мяса,
С белесоватым мороком ночей,
С алтарным камнем финских чернобогов,
Растоптанным копытами коня,
И с озаренным лаврами и гневом
Безумным ликом медного Петра…"
(Максимилиан Волошин)

2. Люди города

"Всякое раннее петербургское утро, имеет на природу человека отрезвляющее действие.
Однако замечу, что считаю петербургское утро, казалось бы самое прозаическое – чуть ли не самым фантастическим в мире.
В такое сырое и туманное утро, дикая мечта какого-нибудь Германна (совершенно петербургский тип!), должна ещё больше укрепиться.
А в мыслях моих туман и навязчивая грёза: а что если разлетится весь этот туман, а вместе с ним исчезнет и весь этот склизлый город и останется только прежнее финское болото да бронзовый всадник для красы на жарко дышащем загнанном коне?
…не могу выразить моих впечатлений, потому что всё это фантазия, наконец поэзия, а стало быть вздор…"
(Ф.Достоевский)
 
Я вставал ранним санкт-петербургским утром и делал променад по исходящими лучами от метро "Владимирская" улицам.
У входа в метро уже маячили бабушки с нехитрым и сравнительно недорогим товаром: пучками свежей зелени, редиса, моркови, кабачками, большими пластиковыми стаканами наполненными красной и чёрной смородиной, крыжовником и грибами.
Выражение лиц бабуль было скорее бесстрастным, поведение – сдержанным, я ни разу не заприметил в нём южных ноток темперамента и настойчивого желания продать свой товар.
Служивый люд торопливо сновал по улицам, но в этой торопливости не было суетности.
Продавцы всех рангов, охранники, официанты, гостинничные служащие – главным образом молодые люди постсоветского поколения, отличительными чертами которых являются:  функционально-холодная вежливость предупредительного оттенка, быстрота реакции, ненавязчивость.
Все они цепко держатся за свои рабочие места.
Водители трамваев, автобусов, троллейбусов, такси, маршруток, строительные рабочие, полицейские , гаишники – люди среднего возраста (40-50 лет), малоподвижные, трезвые и малоулыбчивые.

Санкт-петербуржцы по-прежнему в массе своей вежливые, отзывчивые и услужливые.
На мой вопрос как пройти к интересующему меня месту, явно спешивший по своим делам гражданин, сперва уточнил свой ответ по интернету, а затем предложил довезти меня почти до самого пункта назначения.
И даже те, кто не мог дать точного ответа, смущённо улыбались, извиняясь при этом.

Как-то ранним утром, когда я проходил мимо театра Ленсовета, ко мне подошла очаровательная молодая девушка лет 22-х – 24-х и вежливо предложила почасовые услуги интимного свойства, протянув мне визитку с телефоном.
Так что дело Сонечки Мармеладовой не пропало всуе и благополучно дожило до наших времён.

"Пойдём же вдоль Мойки, вдоль Мойки,
У стриженных лип на виду,
Глотая туманный и стойкий
Бензинный угар на ходу,
Пойдём же по самому краю
Тоски, у зелёной воды,
Пойдём же по аду и раю,
Где нет между ними черты"
(Александр Кушнер)

3. Язык города

"А мы живём торжественно и трудно
И чтим обряды наших горьких встреч,
Когда с налёту ветер безрассудный
Чуть начатую обрывает речь…"
(Анна Ахматова)

Давайте говорить, как петербуржцы!
(Объявление)

Вечер.Компания молодых подвыпивших людей на Загородном проспекте.
Один парень, со свежей царапиной на щеке, нервно курит и, обращаясь к приятелю, с жаром вещает: "Да пойми ты, право, он же ****ь, понимаешь – натуральная *****!"

На асфальтовых тротуарах оживлённых улиц в центре города (Владимирский и Суворовский проспекты, Колокольная улица, улица Марата, Кузнечный переулок и т.д.), масляной краской "напечатано" множество объявлений, примерно 80% из которых следующего содержания:

- Девочки (телефон)

- Отдых с расслаблением. Аня (телефон)

- Любвь недорого (телефон)

"Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
Прозрачный, тёплый и весёлый…
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер говорит и слышат только пчёлы
Нежнейшую из всех бесед"
(Анна Ахматова)

- А-а-а, сука, сука - фордыбачит!

- Слышишь, идальго, а я ему такую ***ню заворачиваю!

Рядовое кафе. Двое молодых людей курят наргилу.
Один из них ведёт деловую беседу по ТРУБКЕ (так петербуржцы именуют сегодня мобильный телефон).

-Да, я помню, когда был у вас весной - каштаны цвели, но *** тебе грязный с отворотом, если ты мне поставки задержишь!

- Такси для каждого тебя
(Объявление)

- Нужна деньгА – иди сюда.
За 10 минут без вопросов, в "ДеньгЕ" тебе денег дадут!
(Реклама)

"Так вот он, прежний чародей,
Глядевший вдаль холодным взором
И гордый гулом и простором
Своих волшебных площадей.

О, город бледный, где же ныне
Твои туманы, рысаки
И сизокрылые шинели
И разноцветные огни?"
(Владимир Набоков)

4. Дух города

"Как в пулю сажают вторую пулю
Или бьют на пари по свечке,
Так этот раскат берегов и улиц
Петром разряжён без осечки"
(Борис Пастернак)




"Мой девственный, мой призрачный…
Навеки в душе моей, как чудо сохранится
Твой лёгкий лик, твой воздух несравненный,
Твои сады, и дали и каналы…"
(Владимир Набоков)

Эклектика властвует в смешеньях новых реалий со старыми догмами…

Наряду с театральными кассами, мороженицами, буксирами и прогулочными пароходиками, аптеками и бюстами Ленина, доминируют рекламы и названия торговых фирм на английском.
Бесчисленное множество съестных заведений от пышечных, пирожковых и чебуречных до дорогущих ресторанов, где подают свежего дальневосточного краба под соусом из голубого сыра по цене 29000 рублей (около 500 долларов).
Кстати, рубль теперь изображается, как буква Р с поперечной чёрточкой у основания ножки.

На улице Рубинштейна, в районе Пяти углов (Довлатовское место, где он прожил с перерывами с 1944-го по 1974-ый годы), я видел японский бар суши, итальянский ресторан, грузинскую шашлычную, блинную и пельменную, индийский ресторан, столовую под названием "СССР" с серпом и молотом, чешский пивной бар "Подстреленный гусь", ирландский паб и это не считая ещё нескольких ресторанов, продуктовых магазинов, отделений банков, додинского Малого драматического театра и ещё много чего иного.

Мне удалось попасть в парадное моей старой коммуналки в центре города.
Широкая лестница была устлана новым ковром, на площадках стояли кадки с фикусами и геранью, а когда-то между рамами полувыбитых окон , нёс вахту дежурный, захватанный пальцами гранёный стакан с остатками бормотухи и пахло мочой…

Санкт-петербуржцы по-прежнему ходят в театры, в музеи и на джаз.
На улицах , в переходах метро, на Дворцовой площади и у Храма Спаса на крови, я слушал уличных музыкантов.
Это были молодые мальчики и девочки, игравшие на гитарах, флейтах и даже на…лютне.
Особое удовольствие я получил от скрипичного квартета, исполнявшего Вивальди у подножья Александрийского столпа.

"Пойдём мимо пушкинских окон,
Музейных подобранных штор,
Минуем Капеллы широкой
Овальный с афишами двор

Вчерашние лезут билеты
Из урн и подвальных щелей.
Пойдём, как по берегу Леты,
Вдоль окон пойдём и дверей…"
(Александр Кушнер)

В метро всё так же читают: бумажные и электронные книги, проспекты, рекламу, газеты.
70% молодых пассажиров орудуют с мобильниками.
Один мужчина, рекламировал крючки-присоски из пластика прямо в вагоне.
Он с размаху пригвоздил крюк к вагонному стеклу, накинул верёвку и повис на ней, раскачиваясь всем телом.
Там же, в метро, витийствуют страховые агенты, просят подаяние погорельцы и слепцы, а на улицах и в подземных переходах, у храмов и супермаркетов – полно нищих стариков, канючащих милостыню…

"Над всем, что было промельком,
Негреющей свечой,
Над паутиной, проволокой,
Угрюмой толчеёй,
Над куполами, плитами,
Кругами колоннад,
Над каблуками сбитыми
В паломничествах – над
Глухой тоской острожною,
В кольце углов шести,
Мой ангел обмороженный,
Лети, лети, лети!"
(Игорь Куберский)


5. Подведение итогов

"Твой фасад тёмно-синий
Я впотьмах не найду.
Между выцветших линий
На асфальт упаду

И душа неустанно
Поспешая во тьму,
Промелькнёт над мостами
В петроградском дыму

И апрельская морось,
Над затылком снежок,
И услышу я голос:
"До свиданья, дружок!"

И увижу две жизни
Далеко за рекой,
К равнодушной отчизне
Прижимаясь щекой"
(Иосиф Бродский)

…нередко, ещё в десятых числах мая, когда уже не только напрочь сошёл снег, но и высохли лужи, и солнце всё чаще и ощутимее согревает землю, в глухих, теневых закутках дворов-колодцев, можно обнаружить чудом сохранившиеся грязно-серые ледяные катышки…

Совок приказал долго жить, он врезал дуба и склеил ласты.
От него остались лишь едва приметные "серые катышки" испитых лиц 60-65-летних граждан и гражданок, донашивающих пОльта пошива фабрики им.Володарского и калоши "Красного треугольника".
Ещё встречаются кассирши на станциях метрополитена а-ля ВОХРа "с винтовками Мосина", с никелированными зубами и злобным выражением помятых временем физиономий.

Но переориентировались те, кому к моменту развала СССР, было от 20-ти и до 40-ка, они стали мелкими собственниками и наёмными работниками среднего достатка, а главное – выросло новое поколение, не ведавшее совковых прелестей.
Это молодые, мобильные, с достаточно высокой мотивацией, ясной целью в жизни, честолюбивые, образованные, владеющие иностранными языками и компьютером, люди.

Многие вещи, как то: повальное увлечение политикой моих знакомых и родственников (в большинстве своём евреев, в прошлом – пассивных диссидентов), меня жутко раздражали.
Мне понятно, что России предстоит пройти ещё очень и очень длинный и витиеватый путь к ценностям мировой цивилизации, если, конечно,  у её народа и лидеров, достанет здравого смысла, умения мыслить широко, перестать искать мнимых врагов Отечества, анализировать и много работать.

Я получил громадное удовольствие от поездки, но при этом укрепился в мысли, что это уже не МОЙ город и уж тем паче – не МОЯ страна…

"Да не будет дано
Умереть мне вдали от тебя,
В голубиных горах,
Кривоногому мальчику вторя"...


Рецензии
Знаете, Олег... какие строки мне вспомнились, как только я дочитала Ваши "Миражи..."?
/а читала я их не сегодня - несколько дней назад/

"Мы будем скитаться мыслью
И в конце скитаний придем
Туда, откуда мы вышли,
И увидим свой край впервые." ©

Думаю, Вы помните эти строки Томаса Элиота...
Почему именно они? Собственно, я и сама не знала. Сейчас вот начинаю понимать - не случайно.

Мысль и реальность - суть разное. И через время /и расстояние/ многое видится, будто бы впервые.
Или же две временные "точки" сравниваются друг с другом, словно разрозненные слои пирога.
И возникают странные ощущения для сравнивающего. Пирог... вот он, а целостности нет.
Нарушается "вкусовая гармония". И наступает момент невольного разочарования.
Пусть даже оно спрятано в глубине сердца...

***
Сумбурно написала...) Но вы поймёте, я уверена.
Вряд ли мне так увидеть этот город. Была в нём давно, но хочу попасть ещё.
И какой будет наша встреча... не знаю...

Спасибо за экскурс.
С уважением...

Соло Бабочки   24.05.2017 15:42     Заявить о нарушении
"В прошлом и в будущем
Сознанью почти нет места.
Сознавать значит быть вне времени,
Но только во времени помнится
Миг в саду среди роз.
Миг в беседке под гулом ливня,
Миг сквозняка при курении ладана, -
Только между прошедшим и будущим.
Только времени покоряется время." ©

***
Пусть будет кусочек "десерта" от Томаса Элиота /"Четыре квартета"/
Хорошего Вам дня!)

Соло Бабочки   24.05.2017 15:51   Заявить о нарушении
"Тише: ветку сломишь невзначай,
      Не увидишь здесь
      Белого оленя у белого ручья.
      Оглянись - не наткнись - старых чар
      Не буди. Чуть спустись,
      Осторожно, не сорвись вниз.
      Погляди:
      Под гору и вверх ползут пути,
      Там отыщешь отдых,
      Где ложится серый свет на зеленый воздух.
      Молится паломник, небо в звездах"

...да, конечно я понял вас, ибо изложено вовсе не сумбурно, но эмоционально, легко и трепетно...

С благодарностью, Олег

Олег Стоеросов   24.05.2017 16:11   Заявить о нарушении
Хорошо-то как!) Рада пониманию...)

Соло Бабочки   24.05.2017 16:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.