Итоги. Лепестки сакуры. Хайку-два полюса
Подведём долгожданные итоги! К сожалению один участник не проголосовал. Но я выражаю огромную благодарность за Ваш труд всем, кто со всей серьёзностью отнёсся к заданию. Жду от Вас сообщения, кто на Ваш взгляд предоставил лучший обзор. Если нет, то приму решение самостоятельно. Итак, наши результаты:
1. Елена Анирусс
1) 10) едва различим
в куче осенних листьев
конфетный фантик
- Одним предложением.Конфетный фантик? Измазан конфетами?
Фантик от конфет- правильнее.
-Одночастное, нарушен ритм,
- (одночастное, куча осенних листьев – перебор, понятно, что если куча листьев, то осень. Два полюса слишком близкие: фантик-листья. Можно сказать, одно в другом. И какой ещё бывает фантик, если не конфетный?
- (Несколько банально, но ярко. Есть полюсность. Плоское изложение.)
- 1. 12 + 5: есть двучастность (куча осенних листьев и конфетный фантик). Есть переход от конкретного до общего (конфетный фантик и осенние листья; детство и осенняя пора). Есть простор для воображения. Очень понравилось. Оценка: 10.
2. Стихотворение соответствует понятиям формы и жанра хайку. Оценка: 5.
- А какая разница – едва различим или хорошо виден? Что фантик замаскирован в листве? Ну и что? Да мало ли что там в куче листьев… В чём идея? О полюсах и не говорю… Слово «осенних» - запрещено!
Оценка:
3+3, 7+3, 3+2, 6 + 3, 10 + 5, 3 + 3, 8+4, +5=40+ 23+5=68
2) 18) скоро новый год
на том же самом месте
кормушка для птиц
- (по японскому календарю - не скоро)))
год и кормушка - полагаю, что это - не полюса
"на том же самом" - на прежнем, на старом,
нарушение ритма.
- посыл в будущее лишний. Можно было намекнуть по-другому. Запах хвои, или пушистая ель…Два полюса новый год – кормушка. Чуть перетягивает на сенрю…
- (Слабая образность. «Скоро новый год» - условность, недопустимо. «на том же самом месте» - аналогично.)
- 1. 5 + 12: двучастности нет. Перехода от частного к общему нет, потому что Новый год – это не вещь. Хорошее трёхстишие. Действительно, год наступает новый, кормушка для птиц на том же месте. Нет недосказанности, нет образности. Оценка: 2.
2. Стихотворение с существенными недостатками по жанру хайку. Оценка: 2.
- Первая строка – запрещённый приём. На каком «том же самом месте»? Попробуйте нарисовать зримо это «то же самое место»! У меня не получается… Отбросим всё, что неправильно, остаётся только «кормушка для птиц». И о чём тут рассуждать?
Оценка:
7+5, 2+3, 6+3, 3 + 3, 2 + 2, 2 + 2, 5+2, +5=27+20+5=52
3) 25) тост за дружбу
жмутся друг к другу тесней
огурцы в банке
- Нравится. Прекрасная картинка.
- это скорей сэнрю, а не хокку)) не знаю, что ставить дружной семейке огурцов
- Очень понравилось, но сенрю! Никак не хайку.
- ( Сенрю. Полюсности не вижу. «Тост за дружбу» - определение. «жмутся огурцы» - олицетворение. 4-7-5.)
- 1. 4 + 12: нет двучастности (тост и дружба – не вещь). Для трёхстишия это хорошая находка, но для хайку, по-моему, нет. Оценка снижена за нарушения для жанра хайку. Оценка: 2.
2. Стихотворение с недостатками по жанру хайку. Оценка: 2.
- Чистое сэнрю… Даже нечего обсуждать… Только единицы ставить не хочется. Размер нарушен: 4-7-5.
Оценка:
9+5, 6+4, 9+1, 2 + 2, 2 + 2, 2 + 2, 6+4=36+20=56
2. Владимир Коробов
4) 2)лист клёна в луже
мокнет под дождём она
снова не пришла
- Разбивка искусственная. Два неоправданных глагола, которые не указывают на предметы.Хайку не получилось.
- Мокнет под дождём она" или она не пришла? Прошедшее время -"не пришла". Два глагола в хокку - многовато.
И какие полюса? Лист и дождь? Или лист и она?
- два полюса: лист и она, мокнущая под дождём. Но вот кто тогда не пришёл снова? Это третий полюс? Если она не пришла, то значит здесь и не мокнет, а если пришла и мокнет, тогда кто не пришёл? Странное ощущение. Чем больше читаю, тем больше запутываюсь. Если «мокнет под дождём» относится к листу, то большой перебор: в луже, мокнет, да ещё под дождём… Это слишком подробно. Может, лучше было бы тогда не гнаться за формой 5-7-5, а написать что-нибудь типа:
Лист в луже
Под дождём
Пустая беседка
Кроме этого по форме: отрицание, прошедшее время.
- (Образы банальны, «она» - недопустимое местоимение. Лист в луже и так мокнет, независимо от дождя. Перетекание предложения из строки в строку. Слово «снова» - сомнительно.)
- 1. По смыслу читается так: Лист клёна в луже – Мокнет под дождём – Она снова не пришла.
10 + 7: есть двучастность (она и лист клёна). Есть связанный образ (Мокнет под дождём и Она снова не пришла – из-за дождя?..). Два полюса уравновешены, есть взаимодействие частного и общего. Оценка снижена из-за отсутствия оригинальности. Оценка: 7.
2. Оценка снижена из-за нарушения ритма и за отсутствие недосказанности. Оценка: 3
- Где «киго»? Дождь может идти в любое время года. Кто мокнет под дождём? Лист, который в луже или «она»? А кто такая «она»? Так «она» мокнет под дождём или «она» не пришла? Околесица какая-то… Слова: «она» и «снова» разве употребимы?
- кто не пришел и кто мокнет? Вроде лужа…
Оценки:
2+2, 2+2, 2+2, 4 + 2, 7 + 3, 2 + 2, 3+3, +5= 22+16+5=43
5) 9) одинокое
поле и ящерицу
камень не греет
- Народная поговорка? Одинокое поле - а с кем ему ещё быть? Не совсем удачный эпитет.
Почему камень должен греть поле. Ну ящерицу- это ещё понятно. Образы не связаны.
- По смыслу получается, что камень не греет поле и ящерицу, частица "не" - не для хокку,
нарушение ритма. "одинокое поле" - а разве поля бывают семейными?
- (нашла здесь два полюса: ящерица на камне - поле. Интересно для размышления: одинокое камень не греет. Но «одинокое» - определение не желательное… Поэтому, вижу нарушение по жанру
- (Интересные образы, но нет полюсности. Перетекание смыслов из одной строки в другую – нарушение смыслового порядка. Наличие союза «и» нежелательно.)
- 1. 12 + 5: читается так: Одинокое поле – И ящерицу – Камень не греет. Нет двучастности, нет второго полюса. Возможно, автор имеет в виду, что наступила осень, работы на поле закончены, но это очень далёкое предположение. Образ интересный, не банальный – поздняя осень, даже ящерице на солнышке недостаточно тепла. Оценка снижена за отсутствие двучастности, за слишком далёкий образ. Оценка: 5.
2. Оценка снижена за недостатки по жанру хайку. Оценка: 3.
-- Сразу бросилась в глаза инверсия «Ящерицу камень не греет». Вообще вся фраза извращена и по смыслу, и по стилю. Вот «одинокое поле» - разве так выражаются? Одиноким может быть предмет. Например, одинокая сосна или одинокая птица на заборе, но чтобы поле было одиноким, это… Или с ящерицей: мне всегда казалось, что ящерица на камне просто лежит, а греет её солнце. Хотя… если камень тёплый… Но я не вижу никаких «полюсов», и смысла тоже не вижу.
- Идея понравилась. Смутило одинокое поле. По крайней меря ящерка-то есть
Оценка:
2+2, 4+2, 9+3, 5 + 3, 5 + 3, 2 + 2, 7+ 4,+5= 34+19+5=58
6) 22) брошенный камень
не оставляет кругов
замёрзли пальцы
- Одни глаголы. Прошедшее время.
гладкие камни
не оставляют кругов
зябко ладоням
- А вы пробовали бросить камень так, чтоб кругов не оставалось?
Как его ни кинь, по воде пойдут круги.
Ритм нарушен, глагол прошедшего времени "замёрзли", частица "не" .
- скованы пальцы- было бы лучше. А так –глагол прош. времени соверш. вида. Но, в этом что-то есть…
- («брошенный камень» - куда брошенный? На землю или на лёд? Или в воздух? Чьи пальцы замёрзли? Разорванность образов. Полюсов не вижу…)
- 1. 12 + 5: двучастность есть (камень и пальцы руки). Переход от общего к частному плавный и ненавязчивый (холодно, руки замёрзли, не удаётся бросить камень так, как хочется…). Образность есть, есть и место для фантазии (берег озера, моря?..). Понравилось. Оценка: 10.
2. Стихотворение соответствует понятиям формы и жанра хайку. Оценка: 5
- Меня давно мучает вопрос: вот такие фразы (отрицающие явление) имеют право быть в хокку? Я не знаю… Ну, бросил кто-то камень куда-то, неизвестно куда, в расчёте на круги (может, под глазом), но… облом! Даже пальцы замёрзли у горемыки, устал камень швырять, кругов всё нет и нет… И стиха нет.
- Понятно о чем.
Оценка:
5+4, 7+3, 9+4, 2 + 4, 10 + 5, 2 + 2, 5+4,+5= 40+26+5=71
3. Наталия Белоус
7) 1) Ветра шуршанье
Детской площадки приют
Листик на горке
- Трёхчастно. Три отдельных картинки не связываются. Если ветер шуршит, листик скатится с горки.
- Ветер сам по себе не шуршит. Если есть ветер, то листика на горке быть не должно - унесёт. Или хокку трёхчастное
или "детской площадки приют листик на горке?.
- три опоры: ветер, площадка, листик. Пересыщенность образов, олицетворение ветра, метафора проскальзывает. Читается, что приют детской площадке то ли листик, то ли ветер… Хорошо: нет глаголов вообще
- (Образы банальны. Ветер не шуршит, ветер заставляет шуршать листья, например. Метафора – «площадки приют», уменьшительные формы – «листик», «горка»)
- Где «киго»? Ветер «шуршит» в любое время года. Явная метафора «площадки приют» - чей приют? Неясно… Уменьшительное «листик». Где «полюса»? Ничего не понятно…
- нет общей картинки
Обыграли бы листик, что ли
Оценки:
2+4, 5+3, 2+2, 4 +2, 2+2, 5+2, 3+3,+5=23+18+5=46
8) 14) Тучка на солнце
Мокрых зонтов хоровод
Вдоль по проспектам
- тучка на солнце - это как? А вот вторая часть нравится.
- Тучка на солнце сушится, греется, сидит?)))
Зонты в круг встали, образовав хоровод?
- (Образы банальны, но ярки. Есть полюсность. «Тучка» - уменьшительное. «зонтов хоровод» - метафора.)
- представила тучку на солнце, гуляющую вдоль проспектов. А как это вдоль проспектов? Это слишком широкое понятие. Сразу осознать и увидеть невозможно, или мы здесь, или там. А откуда знаем, что на другом проспекте? Хоровод водят по кругу, а не вдоль вытянутых проспектов… И само странное представление тучка на солнце…
- Вроде хоровод, это хождение по кругу а не вдоль? Уменьшительное «тучка» - нельзя. А где «полюса»? Тучка – один полюс, а зонты – другой? Ещё и дождя нет, тучка только налетела, а зонты уже мокрые. Какая-то бессмыслица…
- Хоровод зонтов… Но осени нет
5+4, 7+3, 6 + 3, 5+4, 2 + 3, 8+5, 5+3,+5= 38+25+5=68
9) 27) Танец снежинок
Лужа у дома пятном
Снег на карнизе
Полюса - снежинка и снег?
Снежинки заметили лужу и решили на карниз приземлиться?
Три части.
- Три части, причём связь нарушается даже расположением частей. Я так понимаю, снег на карнизе(идём вниз далее) кружатся снежинки – и пятно лужей. Странное хайку. Даже ничего на ум не идёт… Пятно у дома к чему это? Танец – не свойственное для хайку. Полюса… у меня троится: снег, снежинки, пятно. Три состояния одного и того же…)
- ( Образы банальны и разрозненны. «Танец снежинок» - олицетворение и метафора. Полюсности нет.)
- «Танец снежинок» - никак мы от метафор не избавимся! Также и «лужа пятном» - аллегория. Три образа, каждый сам по себе… Отбросим брак, остаётся только снег на карнизе… Ну, что?
- Пляска дождя
Ручей полосой
Песня якута
Оценка:
4+2, 3+4, 1+2, 3 + 3, 2+2, 3+4, 3+3,+5=19+20+5=44
4. Фудзисан
10) 5) серый лист прилип
под дождём к стеклу такси
новый пассажир
- Не нравится - серый лист, если под дождём, то мокрый.
Вторая строка плохо читается, может надо было убрать вот это — поддождём( спотыкаешься читая)
Разбивка текста не очень хорошая. Вот так тоже можно прочитать:
Серый лист
прилип под дождём к стеклу такси
новый пассажир
- лист, он же пассажир? Или лист и пассажир? В любом случае полюсов не вижу.
"прилип" - глагол прошедшего времени
- больше похоже на сенрю. Прямолинейное заигрывание с читателем. Наличие цвета в хайку не приветствуется. Слишком много информации. Пересыщенность образов. Два полюса – весьма хорошая находка: лист – пассажир. Автор молодец! Я бы так написала:
Промокший
Лист на лобовом стекле
Жалкий пассажир
- (Метафорично и ритмично. Затрудняюсь судить однозначно…)
- 1. 12 + 5: есть двучастность (лист и пассажир такси). Есть взаимодействие общего и частного (серый лист и дождь). Красивый образ. Понравилось очень. Оценка немного снижена за слово «пассажир», которое не кажется мне поэтичным, хотя и очень уместно. Оценка: 9.
2. Стихотворение соответствует понятиям формы и жанра хайку. Оценка: 5.
- Идея классная. Понимаю автора в погоне за дуализмом. Но…сравните
Такси под дождем
Листок и пассажирка
Прилипли к стеклу
Оценка:
5+2, 4+4, 9+3, 5 + 3, 9 + 5, 8+5, 7+3,+5=47+25+5=77
11) 16) астры отцвели
в огороде проросла
зелень чеснока
- 2 глагола, к тому же, прошедшего времени.
- астры и зелень чеснока - никак не могу представить полюсами,
два глагола, причём, прошедшего времени, ритм нарушен, эмоций – никаких
- ой! 2 глагола прошедшего времени, запрет… Ведь, то, что отцвели астры, можно по-другому показать… И потом, действие переносится из сада в огород. Куда смотреть? Отцвели астры – увядший букет астр в вазе на фоне зелени чеснока…
- (Образы банальны, но выразительны. Есть полюсность. Есть ритмика.)
- 1. 5 + 12: есть двучастность (астры и огород). Есть переход от общего к частному (астры, которые уже отцвели, и свежая зелень чеснока). Есть образ осеннего огорода. Два полюса в выражении сущности вещи выражены не очень явно. Хорошее стихотворение, но нет недосказанности. Оценка: 8
2. Хорошее хайку, но с недостатками. Оценка: 4.
- Зелень не прорастает, даже у чеснока
Оценка:
5+3, 2+2, 5+2, 5 + 3, 8 + 4, 5+2, 4+3,+5=34+19+5=58
12) 26) в шкафу три зонта:
синий, зелёный, пёстрый.
серый взят женой
- Нравится. Прекрасная картинка.
- шкаф и жена или зонт и жена? цветов в хокку желательно не упоминать
- цвета в хайку? Сенрю – согласна! И очень даже неплохое! Здорово написанное! Есть над чем думать… Но где полюса? Три зонта… поэтому низкие баллы. Скрипя сердцем, стараюсь быть справедливой
- (Перенасыщенность цветами, хотя… если каждый цвет – время года? Метафоричность. Полюсов не вижу.)
- 1. 12 + 5: двучастность есть (зонты и жена). Переход от частного к общему есть (зонты, синий, зелёный, пёстрый). Образность есть. Есть простор для фантазии (серый зонт взят для того, чтобы не мешал жене, не отвлекал, или для того, чтобы слиться с дождём, например?..) Оценка: 10.
2. Стихотворение соответствует понятиям формы и жанра хайку. Оценка: 5
- Цвета, цвета. И не играют
Оценка:
6+4, 4+3, 1+3, 5 + 3, 10 + 5, 4+3, 6+4,+5=36+25+5=66
5. Шустренький
13) 3) последний лист
в падении медленном
на стылую землю
- Одно предложение. Форма - 4-7-5
- одна опора, и поэтому трудно вычленить два полюса… Хотя… Написать бы так что ли:
Последний лист
В медленном падении
Стылая земля
А что, земля куда-то падает, удаляясь от солнца, например…
- (Образы банальны. Полюсность разрушена падением листа. Если бы лист висел перед падением…)
- 1. 17: = нет двучастности, нет взаимодействия частного и общего, один образ. Оценка: 2.
2. Оценка снижена за существенные нарушения жанра хайку. Оценка: 2.
- Неужели «последний»? А так бывает? Порой некоторые листья висят до весны. Не верю автору. Но предположим, лист в падении – и что? И где полюса? Если бы лист был условно «горячим» - красным, и падал бы на стылую землю, тогда возникли бы два полюса, два противоположных образа. И так называемая «одночастность» - тоже в минус.
-Вообще не хайку – Пришло на ум бессмертное « как лист увядший падает на душу…»
Оценка:
2+2, 2+2, 4 + 4, 2 + 2, 2 + 3, 5+4, 2+2=19+19=38
14) 12) листьев охапки
подняты ветром сырым
дворник усталый
- Хорошая картинка. Вижу дворника, который опирается на метлу и задумчиво смотрит вверх на деревья. Мыслей много.
- инверсии «дворник усталый», «ветром сырым», «листьев охапки» - делаю вывод: погоня за ритмом в ущерб другому… Глагол прошедшего времени. Это минусы форме хайку. Сырой ветер не представляется, а наоборот, если поднимает охапки- то сухая погода. Полюса: охапки листьев-дворник. Размышления: не охватить, гоняйся, не гоняйся, есть над чем думать…
- (представила тучку на солнце, гуляющую вдоль проспектов. А как это вдоль проспектов? Это слишком широкое понятие. Сразу осознать и увидеть невозможно, или мы здесь, или там. А откуда знаем, что на другом проспекте? Хоровод водят по кругу, а не вдоль вытянутых проспектов… И само странное представление тучка на солнце…
- (Образы банальны. Не вижу полюсности. «усталый» вряд ли допустимо… Можно было бы заменить на «сутулый».)
- 1. 12 + 5: есть двучастность (листьев охапки и дворник). Есть переход от общего к частному (листьев охапки уже с земли подняты ветром, листья опали, осень). В общем, хорошо, но нет ничего для фантазии. Оценка: 8.
2. Это хорошее стихотворение почему-то оставило меня равнодушной. Оценка: 4
- Неужели ветер хватает листья охапками? И почему ветер – сырой? Ветер бывает сильный, слабый, но сырой?.. А где «полюса»?
- Ну не охапки же.
Оценка:
9+4, 9+2, 5+4, 4 + 3, 8 + 4, 2 + 3, 5+3, 6+3,+5=48+26+5=79
15) 21) безлунная ночь
тоскливый вой собаки
в дощатой будке
- поменяла бы первую строку с первой. Обычно первая строка отвечает на вопрос – где? Интересно воспринимается: в будке безлунная ночь… Но вой лишний…
- (Образы интересные, но полюсности не вижу. Слово «тоскливый» - под сомнением.)
- 1. 5 + 12: двучастность есть (собака и собачья будка). Переход от общего к частному меня смущает: безлунная ночь (это не вещь) и собачий вой. Образ вырисовывается, но скорее для трёхстишия, чем для хайку. Кроме того, конкурс посвящён осени. Здесь я её не увидела. Возможно, это зима. Оценка снижена потому, что полюса не интересны, образы далёкие, не связанные с собой. Оценка: 4.
2. Оценка снижена за недостатки по жанру хайку: 3.
- Если бы собака не выла, а скулила в будке, ещё можно было бы поверить… Но ради чего всё это? Не вижу «полюсов»… Хотя, формально, всё вроде правильно изложено.
- Очень мрачно
Оценка:
7+4, 9+4, 5 + 4, 4 + 3, 5 + 4, 6+4, 3+3,+5=39+26+5=70
6. Арина Шик
16) 4) сосновый лапник
над обрезанной лозой
снова изморозь
Хорошая картинка. Смущает слово — снова. Почему снова? Двухчастно и читается двояко:
1-2 2-3 Понравилось.
- Лапник и изморозь - сомневаюсь, что это полюса, лапник и мороз -да.
ритмика нарушена.
- (Образы интересные. Слово «снова» - сомнительно)
- 1. 12 + 5: есть двучастность (обрезанная лоза и изморозь), есть взаимодействие общего и частного, красивый образ, дающий простор для воображения! Понравилось очень. Оценка: 9.
2. Оценка снижена за небольшое нарушение ритма. Оценка: 4.
- Тут полюса появились: лапник и обрезанная лоза. Лоза мёрзнет, а лапник греет. Первые две строки хороши, но третья всё испортила, хоть и является «киго», но смысл единства лапника и лозы не обрисован. Изморозь, это временное явление, это ещё не причина. Но идея неплохая. Только слово «снова» вряд ли употребимо, пусть знатоки подтвердят.
- Неточность – Лапник сосновым бывает? над - на. И почему снова? Необоснованно
Оценка:
8+5, 5+4, 7 + 3, 9 + 4, 5 + 3, 10+5, 5+3,+5=49+27+5=81
17) 13) под хрустящим льдом
карась в анабиозе
хлебные крошки
- Начало хорошее. Слово АНАБИОЗ вряд ли подходит к японской классике. В третьей строке:
под хрустящим льдом
карась в анабиозе
нет хлебных крошек
карась и крошки - понятно, но зачем спящему карасю еда?
лёд и крошки - тем более не понятно и почему хрустящий - на коньках, что ли? :)
ритма тоже нет, так же, как и 5-7-5 нет
- (Образы оригинальны, но полюсности не уловила. Скорее, несоответствие одного образа другому. «в анабиозе» - медицинский термин.)
- 1. 12 + 5: двучастность есть (карась и хлебные крошки). Есть переход от частного к общему (карась и анабиоз). Интересные образы, недосказанность. Понравилось! Оценка: 10.
2. Стихотворение соответствует понятиям формы и жанра хайку. Оценка: 5.
- Наверное, это сэнрю? Надо разобраться… Значит, замороженная тушка карася лежит на витрине в судке под грудой колотого льда? А причём тут хлебные крошки? Не понял юмора… И вообще не понял, к чему всё это. И «анабиоз» имеет право здесь находиться?
- Карась хорош
Оценка:
3+3, 3+3, 5 + 4, 10 + 5, 2 + 3, 8+4, 8+ 4,+5= 39+26+5=70
18) 24) шляпка жёлудя
среди хвойных иголок
домик бобыля
- К сожалению, всё сказано. Нет места для раздумий. Но красиво!
- Не знаю, кто такой "бобырь" и потому трудно говорить о полюсах
и снова ритм..
- (Нет слов…)
- И как это шляпку жёлудя занесло на хвойные иголки? А сам жёлудь куда девался? Удивляюсь изобретательности поэтов! И какого-такого «бобыля» имеет в виду автор? Совершенно ирреальная картинка!
- 1. 12 + 5: двучастность есть (шляпка жёлудя и домик бобыля). Образы связанные, есть место для фантазии (какой он, домик бобыля, чего ему не хватает?..). Есть осень – осыпались жёлуди и хвойные иголки). Оценка: 10.
2. Стихотворение соответствует понятиям формы и жанра хайку. Оценка: 5.
- натянуто. Слово бобыль понравилось
Оценка:
7+5, 7+4, 9 + 5, 2 + 3, 10 + 5, 7+4, 4+4,+5=46+30+5=81
7. Надежда Туманова.
19) 7) журавлиный клин
над опустевшим лесом
песнь прощания
- Скучновато, нарушение ритма
- песнь прощания – метафора не свойственна для хайку, Два полюса – песнь и клин, или клин и лес? Размытое… И сама «песнь» - не видимое, придуманное
- (Образы интересные, но не вижу полюсности. «песнь прощания» - метафора.)
- 1. 12 + 5: нет двучастности. Есть взаимодействие общего и частного (журавлиный клин и песнь прощания). Однако, это часто встречаемый образ, нет оригинальности, нет недосказанности. Оценка: 4.
2. Оценка снижена за недостатки по жанру хайку. Оценка: 3.
- Если бы не «песнь прощания»… Она всё испортила. Русскому поэту без метафор – смерть)) Но и «опустевший лес» - тоже нелепость. Как там у Некрасова? «Лес обнажился, поля опустели…» Понятно, что автор наметил полюса: журавлиный клин – песнь прощания. Но это всё наши, русские метафоризмы. А в японском восприятии, наверное, всё не так. А как? Пусть знатоки скажут…
- Не хайку. банально до тошнотиков
Оценка:
7+4, 2+3, 5 + 3, 4 + 3, 2 + 2, 5+3, 2+2,+5=27+20+5=52
20) 17) летит мотыльком
яркий кленовый листок
закладка в книгу
- Понравилось. Если б не нарушение ритма...
- прямое сравнение не красит хайку, заставляет так думать, навязывает – слишком прямолинейно. И потом, мотылёк может быть ярким? Но вот, последняя строка – блеск! Одно из моих понравившись на этом конкурсе хайку!
- (Образы банальные, но яркие. Перенасыщенность. «летит мотыльком» - метафора.)
- 1. 12 + 5: есть двучастность (кленовый листок и книга). Есть интересный переход от частного к общему (листок кленовый, закладка, листы книги). Образы соединены (летит мотыльком кленовый листок), есть простор для воображения (роман?, томик стихов?..). Использованы минимальные средства для поэтического произведения. Отлично! Оценка: 10.
2. Стихотворение соответствует понятиям формы и жанра хайку. Оценка: 5.
- Неужели закладки в книгах тоже умеют летать мотыльками? )) Или есть намерение ухватить кленовый листок для закладки? А лететь мотыльком – это значит размахивать крылышками. У кленового листа есть эти «крылышки»? Не знаю, не могу представить эту сюрреалистическую картинку… Не верю! – как сказал бы Станиславский. И опять же, где «полюса»? Четыре предмета: мотылёк, листок, закладка и книга! Туго набито образами…
- Мотылек на мой взгляд, перегружает.
Оценка:
8+4, 9+4, 5 + 3, 10 + 5, 2 + 3, 9+5, 8+4,+5=51+28+5=84
21) 23) одного цвета
хризантемы в инее
палитра зимы
- К сожалению, ритм нарушен и скучновато
- палитра зимы – не свойственно для хайку. Слишком отстранённый образ. Но обсцвечивание мне нравится… Есть над чем думать)
- (Образы хоть и банальны, но зримы. «палитра зимы» - определение, метафора. Полюсности нет.)
- 1. 12 + 5: двучастности нет. Переход от общего к частному понятен – таковы краски зимы. Однако, палитра зимы – это не вещь, что противоречит жанру хайку. Хорошее трёхстишие, поэтичное и трогательное. Оценка снижена за нарушения для жанра хайку. Оценка: 2.
2. Стихотворение с недостатками по жанру хайку. Оценка: 3
- «Палитра зимы», это обобщение. Не имеет права быть, как и слово «зима». Отбрасываем последнюю строку – что остаётся? Неужели и синие, и белые хризантемы под инеем – одного цвета? Кто-нибудь видел такое? О чём речь?
- Хризантемы всегда одноцветны. Но задумка хорошая
Оценка:
8+4, 9+3, 4 + 4, 2 + 3, 2+2, 7+3, 6+4,+5=38+23+5=66
8.Мохша
22) 6) чёрный стог сена
на белом снежном поле
крошка на столе
- Образы неплохие. Крошка на столе с чем связана?
Сено и хлеб разные вещи. Тогда надо было писать - соломы.
Крошка на столе - это не сезонно опять же. Если осенью поле убрано, то на столе каравай, а не крошка.- Стог и крошка - перехода плавного нет, "белое" и так понятно, что снежное
- белом снежном – масло масляное. И почему стог чёрный? и крошка тогда тоже? Обозначение цветов не свойственно хайку. Но сама задумка понравилась. Есть над чем думать…
- 1. 12 + 5: двучастность есть (стог сена и крошка на столе). Есть взаимодействие общего и частного. На мой взгляд, всё отлично. Оценка: 10
2. Стихотворение соответствует понятиям формы и жанра хайку. Оценка: 5.
- Два полюса: стог и крошка. Картинка такая: сижу за столом, сморю в окно и вижу стог на снежном поле. Перевожу глаза: на белой скатерти крошка хлеба. Там – стог травы, здесь – хлебная крошка. Внешняя аналогия и по содержанию: там отходы производства, и тут отходы питания. Совет автору: объединить «белом снежном» на «белоснежном», и никто больше не придерётся. Жаль, что всем нам хочется ещё и чувства. Но японцы – народ чёрствый и рассудочный. Поэтому, тут хокку настоящее, японское.
- натянутая ассоциация. Где тот стог и где тот стол.
Оценка:
6+4, 5+4, 6+3, 10 + 5, 8 + 4, 4+3, 5+3,+5=44+26+5=75
23) 11) цветок увядший
лежит на мокрой земле
дождь смывает сор
Два глагола. Как-то не вяжутся две части. Слишком мокро и дождь ещё.
Но какой сор он смыват с земли? Куда смывает? Если с асфальта- то ещё понятно.
Моросящий дождь.
Голову клонит к земле
увядший цветок.
Нарушен ритм, два глагола,
- слово «лежит» лишнее, мокрая земля и дождь – повторение одного и того же… Два полюса не увидела: дождь-цветок, дождь-сор? Ведь сор – не только цветок, поэтому получается больше полюсов. Слишком много действий, показалось. Дождь смывает – олицетворение: идёт, смывает, задержался
- 1. 12 + 5: Есть двучастность (цветок и сор), но полюса не интересны, банальны. Нет недосказанности. Переход от частного к общему есть. Оценка: 3
2. Как трёхстишие, это хорошее стихотворение, однако, оно с существенными недостатками по жанру хайку. Оценка: 3.
Оценка: 3 + 3- Вроде полюсность есть: цветок и сор, две противоположности, но участь одна. По части хокку не вижу изъянов, но я не спец, поэтому подстрахуюсь, поставлю «3»…
- С кого или чего смывают сор? с цветка-покойничка???
Оценка:
3+4, 7+3, 2+3, 3+3, 6 + 3, 5+3, 3+3,+5=29+22+5=56
24) 20) спелые плоды
на широком подносе
заброшенный сад
- Интересная картинка:
на широком подносе
заброшенный сад
В таких случаях лучше поставить знаки препинания.
- Красиво, но возникает вопрос - откуда поднос в заброшенном саду? Принесли?)))
Ритм нарушен
- если заброшенный сад, откуда поднос? Не верю. Имеется в виду не буквальный поднос? Но я привыкла видеть то, что описывают
- 1. 12 + 5: есть двучастность (спелые плоды и сад). Есть плавный переход от частного к общему (спелые плоды на подносе и заброшенный сад). Есть образность (заброшенный сад), место для фантазии (плоды на подносе, а сад заброшенный, какой он, почему так?..). Отлично. Оценка: 10.
2. Стихотворение соответствует понятиям формы и жанра хайку. Оценка: 5
- Неужели сад забросили на поднос? Это как? Автор захотел «полюсности» (аналогии между подносом с плодами и садовой поляной, покрытой яблоками). Всё это я понимаю, но сформулировано как-то нелепо… Эскьюз ми.
- Какие плоды, давно ли в саду? И кто туда поднос забросил
Оценка:
7+3, 7+3, 6+5, 10 + 5, 3 + 3, 8+5, 3+3,+5=44+27+5=76
9. Татьяна Баракина
25) 8) Дрожит на ветру
Последний случайный лист.
Надежда уходит.
Два глагола.Последний лист не может быть случайным, он последний.
Надежда уходит- метафора, которая не совсем подходит к первой части.
Дрожит на ветру
Последний кленовый лист.
Думы о весне.
- Почему "случайный" лист? Почему уходит надежда, если лист всё ещё висит на дереве.
Помните О Генри ? Два глагола - многовато, да и вообще, Надежда - женщина?
Если нет, то нарушение правил хокку.
- «надежда» - слово недопустимое, как время, счастье… слишком подробно: последний, случайный. Два глагола – не очень хорошо. Два полюса: надежда-лист? Да, не очень
- (Образы банальны. «Надежда уходит» - метафора. «случайный – нелепая характеристика по отношению к листу.)
- 1. 12 + 6: нет двучастности. Строку «Надежда уходит» не могу принять за второй полюс. Надежда – невещественное существительное. Оценка: 2.
2. Оценка снижена за недостатки по жанру хайку. Оценка: 3.
- Надеюсь, что Надежда – дама сердца, а не отвлеченное понятие, которому в хокку не место. Хотя имена собственные тоже – в корзину… И лист – «случайный», это как понимать? Стих развалился…
- Надежда – категория. Да это бы ладно, непонятно чья и на что…
Оценка:
6+3, 5+2, 5+2, 4 + 3, 2 + 3, 2 + 2, 5+3, 3+3….
26) 15) Тёмные ветки
Небеса рассекают -
Тоскует душа.
- По форме нормально, но взаимосвязь не очень прослеживается. Нет сезонного киго.
- Два глагола, чувства напрямую показаны. Хокку - созерцание. Душу созерцать не могу,
вобщем, смущает сильно третья строка. Ритма нет.
- душа- запретное слово для хайку, если только не верить, что душа и есть сам человек, материальный, тогда согласна. Тогда слово «тоскует» не подходящее, в хайку не говорят: любит, тоскует… в хайку вызывают эти чувства другим образом, показывая, описывая вещественные предметы. Голые ветки были бы лучше, понятно, что тёмные. Но как могут ветки рассекать небеса? Пишем просто, а тут, метафора…
- (Образы банальны. Нет полюсности. Слова «рассекают» и «тоскует душа» - метафора и аллегория.)
-- Тоскующая душа – запретный образ в хокку. И где «полюсность»? Всё испортила «тоскующая душа», а можно было бы сложить пазлы… Например: «тёмные ветки/рассекают небеса/ решётка окна»
- 1. 12 + 5: двучастность есть (тёмные ветки и душа человека). Образы связанные, есть место для фантазии, размышления. Оценка снижена потому, что не раскрыта тема конкурса – осень. Просто тёмные ветки могут быть в любое время года. Оценка: 6.
2. Есть недостатки по форме и жанру хайку – нет киго. Оценка: 3.
- Душа – это не для хайку.
Оценка:
4+4, 5+2, 2+2, 3 + 3, 2 + 3, 6 + 3, 5+2, 3+3….
27) 19) Седая трава
Не может стряхнуть иней.
Сковано сердце.
- Глагольные формы- будущего и прошедшего времени.
- "Сковано сердце" - не по хокковски
Частица "не", ритм нарушен, два глагола
- Сковано сердце- это не в теме хайку. И потом, если седая трава от инея, тот упоминание о нём – лишнее. Скорее сенрю. Отрицание – не для хайку
- (Слабая образность. «трава не может стряхнуть» - олицетворение. «Сковано сердце» - метафора.)
- Мда… Трава «не может» - трава разве одушевлённый предмет? Мало того, что она «не может», ещё и стряхнуть»! Пытается, но никак не может… А сердце – чьё? Травяное?
- 1. 12 + 5: двучастность есть (седая трава и скованное сердце). Образы связанные, есть место для фантазии (морозец сковал сердце человека, осень, как время года или как время жизни?..). Понравилось очень. Оценка: 10.
2. Стихотворение соответствует понятиям формы и жанра хайку. Оценка: 5.
- Сердечная трава, однако.
Оценка:
5+2, 5+2, 5+1, 3 + 3, 2 + 2, 10 + 5, 5+2, 4+3…..
Итоги конкурса:
1-е место: №17 - 84 балла (Надежда Туманова)
2-е место: №4 и №24 - 81 балла (Арина Шик)
3-е место: №12 - 79 баллов (Шустренький)
4-е место: №5 - 77 баллов (Фудзисан)
Итак, насладимся ещё раз:
1-Е МЕСТО
17) летит мотыльком
яркий кленовый листок
закладка в книгу
2-Е МЕСТО
4) сосновый лапник
над обрезанной лозой
снова изморозь
24) шляпка жёлудя
среди хвойных иголок
домик бобыля
3-Е МЕСТО
12) листьев охапки
подняты ветром сырым
дворник усталый
4-Е МЕСТО
5) серый лист прилип
под дождём к стеклу такси
новый пассажир
Баллы победителям переведены:
Надежда Туманова отказалась от призовых баллов в пользу развития конкурса. Спасибо ей!
661 08.11.2016 17:35 Перевод автору Шик Арина -612
660 08.11.2016 17:34 Перевод автору Шустренький -204
659 08.11.2016 17:31 Перевод автору Фудзисан -102
Ещё раз поздравляем победителей. Завтра, 9 ноября, будет поощрён лучший разбор. Жду Ваших предложений!
Свидетельство о публикации №116110706119
17) 8+4, 9+4, 5 + 3, 10 + 5, 2 + 3, 9+5, 8+4,+5=51+28+5=84
4) 8+5, 5+4, 7 + 3, 9 + 4, 5 + 3, 10+5, 5+3,+5=49+27+5=81
24) 7+5, 7+4, 9 + 5, 2 + 3, 10 + 5, 7+4, 4+4,+5=46+30+5=81
12) 9+4, 9+2, 5+4, 4 + 3, 8 + 4, 2 + 3, 5+3, 6+3,+5=48+26+5=79
5) 5+2, 4+4, 9+3, 5 + 3, 9 + 5, 8+5, 7+3,+5=47+25+5=77
А теперь я попробую немного уточнить… Во первых, зачем эта приплюсованная нарочито пятёрка «5»? Какую смысловую нагрузку она несёт?
И давайте посмотрим на расчленённый результат:
17) 51+28 = 79
4) 49+27 = 76
24) 46+30 = 76
12) 48+26 = 74
5) 47+25 = 72
Хочу обратить общее внимание на стих 24). По технической характеристике он набрал больше очков, чем все остальные, даже больше, чем стих-победитель. А по смысловой – меньше всех.
Давайте выстроим стихи по категориям оценки.
По смысловой части: 17), 4), 12), 5), 24).
По технической части: 24), 17), 4), 12), 5).
Какие напрашиваются выводы?
24-й – самый полюсный. (Заметим, что тема у нас была – полюсность).
Самые стабильные показатели у стихов 17) и 4), и они по праву занимают 1-е и 2-е места.
А вот дальше, по стабильности (гармоничности) уже больше подходит на 3-е место стих 12).
Что же касается стиха 24), он оказался самым противоречивым.
Давайте на него посмотрим:
шляпка жёлудя
среди хвойных иголок
домик бобыля
Оставим в стороне смысловую часть, которая оказалась хуже всех. Посмотрим лучше на технику хайку, которая оказалась лучшей. Наверное, тут есть пища для размышлений и полезный опыт.
Спасибо за интересный конкурс! С интересом жду продолжения!
С уважением,
Фудзисан 08.11.2016 10:00 Заявить о нарушении
Постаралась учесть ваши замечания: http://www.stihi.ru/2016/11/08/4174
Не возражаю против новых замечаний.
Спасибо вам всем. С уважением, Н.
Наталия Белоус 08.11.2016 11:54 Заявить о нарушении
Добавленные "5 баллов" хоть и не имели значения для призёров, но смею заметить, что на конкурс были представлены работы не по схеме 5-7-5, однако им не удалось набрать за счёт другого необходимое количество баллов. Следующий конкурс как раз, я думаю, очень даже покажет эту необходимость. Увидите.
По конечному результату. Не думаю, что не надо обращать внимание на оценку за технику. Диапазон ей был предоставлен вдвое меньше. Поэтому полюса - имели возможность перетянуть одеяло на себя, что и произошло в некоторых случаях. Но, оценка за технику, лишь уравновесила результат ради справедливости. Иначе могли бы в призёры попасть явные сенрю.
По №24. Считаю, отношение Ваше сугубо субъективным, не совпадающим с мнением большинства. Поэтому, не считаю необходимым останавливаться на этом вопросе. Здесь имеет дело чувство восприятия, особый вид фантазии или отсутствие оной...
Простите, зарываться в цифры особо не могу в силу того, что надо идти дальше, и кроме этого конкурса, есть ещё и другие задачи.
С уважением лично к Вам, Фудзисан, а также равно ко всем участникам.
Всем спасибо! Жду Вас на новом конкурсе! Пусть наша команда даст прекрасные результаты!
Клуб Золотое Сечение 08.11.2016 13:08 Заявить о нарушении
Татьяна, Вы поторопились с ответом.)
Я здесь ни слова не сказал о своём личном мнении.
Я указал на объективные показатели результатов. И попросил обратить внимание на то, что есть стихи с явным преимуществом по обеим оценкам, а есть такое стихотворение, которое по одному показателю - лучше всех, а по другому - хуже. Хотя по СУММЕ очков имеет высокий показатель.
Может быть, имеет смысл всё же разграничивать итоговые оценки?
Фудзисан 08.11.2016 14:35 Заявить о нарушении
1) по общей сумме баллов
2) по основному заданию
3) по технике
И везде по четыре места? Или по три? Или везде только один победитель. Или мне строить громоздкие таблицы, что весьма затруднит моё участие в виде ведущей. Видите ли, мне хотелось бы оставить время и для собственного творчества и участия в других конкурсах...
Не лучше ли сделать выводы каждому отдельно, если необходимо, и при написании стараться учитывать все рекомендации в целом, чтобы добиться хороших результатов. И потом, место в конкурсе - это весьма условно. Ведь голосуем мы сами, как правило, в большинстве случаев, руководствуясь своим ИМХО, что очень хотелось бы исключить, но увы... Конкурс учебный.
Почему я сказала, что по №24 у Вас субъективное мнение, потому что только у Вас было открытое недоумение и непонимание сей работы. Может, я и не права. Извините. Но не всё можно увидеть за цифрами...
С уважением к Вам и благодарностью за Ваше неравнодушие.
Просьба, предлагайте конкретно.
Клуб Золотое Сечение 08.11.2016 16:01 Заявить о нарушении
- К сожалению, всё сказано. Нет места для раздумий. Но красиво!
- Не знаю, кто такой "бобырь" и потому трудно говорить о полюсах
и снова ритм..
Кому-то всё ясно, и нечего думать, но зато красиво...
Другой к опечатке придрался и ритм не понравился...
Выходит, что такие комментарии менее субъективны, чем мой?))
Татьяна, я начал рецензию с похвалы в Ваш адрес. И мне совсем не хочется Вас перегружать. Понимаю Ваше раздражение. Но согласитесь, что в моём наблюдении есть зерно. Можно кое-как слепить хайку, но поразить воображение ярким образом, и все ахнут. А можно написать чётко по правилам, но с тусклыми образами, и всем станет (как ту один рецензент сказал) скучно "до тошнотиков". Поэтому, я и предлагаю ввести две оценки. Пусть будут два победителя - по одной номинации, и два победителя - по другой. Надеюсь, этого будет достаточно.
Вот, моё хайку завоевало 4-е место, и какая мне радость?)) Пусть я останусь со всеми остальными. Зато победители будут настоящими.
Например, двое, завоевавшие большее количество баллов - просто призёры, без мест.
За лучшую технику - двое, и за лучшую образность - двое. И из них - один суммарный.
На примере сегодняшних победителей:
За образность: 17-й (51) и 4-й (49).
За технику: 24-й (30) и 17-й (28).
По сумме: 17-й (51+28).
И наглядно, и понятно, у кого какие достижения. И никаких таблиц не надо.
Я, конечно, могу махнуть рукой: хозяин - барин, что мне больше всех надо...
Просто я отметил особенность, а уж Вы сами решайте.
С уважением,
2. Стихотворение соответствует понятиям формы и жанра хайку. Оценка: 5.
- натянуто. Слово бобыль понравилось
Оценка:
Фудзисан 08.11.2016 16:39 Заявить о нарушении
Фудзисан 08.11.2016 16:42 Заявить о нарушении
Поэтому, прошу, не винить только меня во "всеобщем" грехе субъективности.)
Фудзисан 08.11.2016 16:48 Заявить о нарушении
Насчёт оценок подумаю... Спасибо.
Клуб Золотое Сечение 08.11.2016 16:58 Заявить о нарушении
Представьте автор пишет хайку, нарушая все каноны и рекомендации, и вообще это не хайку, а сенрю, - наплевать, главное задание. И выполняет задание как можно лучше. Остальные не имеют право занижать оценку за форму и жанр. И что? Выходит вперёд и получает приз! Бессмыслица. Если не соблюдать в комплексе всего остального - какой смысл в задании? Остаётся установить цензуру и не допускать на конкурс... Тупик.
Для этого я и ввела 10-ти и 5-ти бальные системы, чтобы сделать акцент на задании, и чтобы восприятие формы не подавляло основное... Вполне справедливо, чтобы помочь всем балансировать и держать равновесие. Пока так, а потом посмотрим...
Кстати, поздравляю Вас с призовым местом! Вполне заслуженно. С уважением и признательностью к Вам лично. Татьяна Игнатова.
Клуб Золотое Сечение 08.11.2016 17:51 Заявить о нарушении
Я предложил только считать отдельно баллы за технику и за художественность.
Кстати, Вы их и так подсчитали отдельно. Осталось только выявить лучшего по разным показателям. Не понял, зачем людям что-то запрещать... Пусть каждый оценивает в меру своего понимания. Но если конкурс всё же учебный (как Вы сказали), то как же мы научимся чему-то, если мы результат будем смешивать, а не анализировать его?
Всё! Больше не буду Вас донимать. Просто я сегодня заглянул в Сады Рёандзи. Там сейчас идут обсуждения прошедшего конкурса. И такие же вопросы, и такие же отклики. И в основном: "просто понравилось, и всё". )) Хотелось бы всё-таки работы головного мозга, а не спинного...
Спасибо, извините за отнятое время.
Фудзисан 09.11.2016 00:13 Заявить о нарушении