Этика и несвобода системы
Ничто не существует в изоляции, но обязательно в системе. Системой я называю любую структуру, которая состоит из двух и более элементов, сосуществующих и функционирующих по принципу целесообразности. Целесообразность трудно отнести к области этики. Поэтому и говорим, что система не строится на этических началах, а только на принципе целесообразности, что отражено в определении системы.
Этические понятия не являются, и не могут быть, системообразующими.
Целесообразность как понятие может частично совпадать, иметь общий сектор с понятием справедливости. Платоновская софросина принадлежит области души, это самопознание как познание Божественного в человеке, но также и принцип познания добра и зла. Реалия самобытия, она имеет лишь тень, представление (идею себя) в предметном мире.
Добро и зло не могут быть причиной или целью действия.
Так, начиная обучение ребёнка в школе, родители рассчитывают на то, что полученные знания пригодятся ему в будущем. Он может обратить эти знания, как себе в добро, так и во зло, но прогноз не есть цель, выходит за рамки цели, и тем более не может рассматриваться в качестве причины принятия решения.
В здоровой, нормально функционирующей системе свобода есть осознанная несвобода.
Необходимость несвободы, связанности, встроенности элемента в систему осознаётся как возвращение в Египет, но это уже другой Египет - не яма, но Синай.
Без этого возвращения, без осознания, любая "борьба за свободу" есть не что иное, как бунт в яме. Яма - вместо восхождения на гору для преображения.
7 ноября 2016 г.
Свидетельство о публикации №116110712566