Каждый ученик- это целый мир...

Тридцать с лишним лет тому назад в 3 классе одной из Зеленодольских школ ТАССР, на уроке чтения ученики проходили произведение В.Маяковского «Кем быть?».  По теме урока учитель задал на дом, показать в рисунке свою будущую профессию. Большая  часть класса нарисовала врачей, несколько учащихся нарисовали в рисунках поваров и водителей автобусов. А одна девочка нарисовала человека, стоящего у пианино. Когда учитель задал вопрос:  «Кем же ты хочешь стать?», девочка несмело сказала: «учителем музыки». За своей спиной она  услышала  насмешки.  В силу своей детскости и излишней скромности, спорить не стала, но для себя твердо решила: «Я обязательно стану учителем музыки»…Прошли десятилетия с выпуска этого класса. Одни стали бизнесменами, бухгалтерами,  токарями на заводах, мастерами  на фабриках,  другие медсестрами, парикмахерами и домохозяйками. А одна из выпускниц этого класса стала УЧИТЕЛЕМ МУЗЫКИ. Этой девочкой, нарисовавшей учителя у фортепиано,  была я… Конечно, путь к этой профессии очень долгий: от музыкальной школы, музыкального училища до Педагогического института, но он этого стоит.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов»,- говорил видный пианист и педагог Г.Нейгауз, имея в виду,  что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.
 И я преклоняю свое колено перед учителями, которые помогли мне сделать этот выбор и перед родителями, которые прошли весь этот путь со мной. Это, во многом, благодаря им, я не сошла со своего намеченного пути и не потеряла интереса к великому искусству. И теперь  уже я  задаю такой вопрос своим ученикам: «Кем хочешь стать?» И хоть редко да слышу в ответ: «учителем музыки» или «певцом».  Эти слова слышать от своих учеников дорогого  стоят. И что самое дорогое: видеть своих учеников на больших сценах и слышать их голоса  по радио, видеть их на встречах выпускников школы и на  праздниках. Помню и поддерживаю связи со всеми своими учениками, даже если наше «общение» в силу жизненных обстоятельств было недолгим. Ценю и люблю в учениках  такие качества как: трудолюбие и желание узнать много нового, а также  усидчивость - потому как  лишь они, по моему убеждению, преимущественно дают  результат в нашей совместной работе. А  главное качество - бесконечную  любовь к музыке,  я как педагог, всеми силами стараюсь привить  детям.
Дети. Ребенок. Ученик. Переступив порог моего кабинета, он стал моим…ребенком.
Первая встреча с учеником …Она так волнительна и для него и для меня.  В первый раз неизбежно мне придется предстать перед ним, как человек, которого  он обязательно будет сначала рассматривать, разглядывать, изучать мою фигуру, рост, прическу, одежду. Он прислушивается к моему голосу, к манере общения. Эти минуты первого знакомства очень важны – они часто решают судьбу наших дальнейших встреч. И мне не все равно как он сегодня себя чувствует, сыт ли он, не мерзнет ли, какую оценку получил в школе и все  ли, хорошо дома. И как любая мать, готовая  для своего ребенка отдать все,  я готова помочь  моему ученику и в познании мира, людей,  и ………музыки. Уже изучив  своих учеников,   на  мой вопрос: «как дела»? ученик не готовый еще к разговору сухо ответит: «нормально». В конце урока, после плодотворной работы или под впечатлением  исполненной или услышанной музыки, он раскроется и сам начнет разговор о планах, мечтах и самом сокровенном. Каждый ученик- это вселенная, каждый ученик – это целый мир. Он  расскажет, попросит совета, иногда просто выговорится …
И мне, лично, очень важен этот момент сотрудничества и доверия. Я понимаю,  что этот самый  момент ученик, может, запомнит  на всю жизнь, и когда-нибудь он расскажет о нем своему приятелю, родителям или своим детям.  Ведь мой предмет- это полет творческой мысли, фантазии, развитие таланта, духовного совершенства, УРОК ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ. К сожалению, наша  образовательная система слишком сильно увлеклась результатами, развитием конкурентоспособности чуть ли не с начальной школы. При этом мы совершенно забыли, что в музыке  нельзя все мерить результатами - процесс часто важнее. Из школы уходит творчество  - его вытесняет  натаскивание ребенка на результат. Ох уж эти конкурсы! Кто только  сейчас не проводит туры, отборы, прослушивания, фестивали?  Конкурсы стали нашей повседневностью. Наверное, по-другому и нельзя. Выявить настоящий талант можно только в настоящей борьбе, в сравнении с другими, такими же устремленными личностями. Наши дети постоянно участвуют в творческих соревнованиях, просмотрах, прослушиваниях, привыкая к повышенным требованиям современности. Но, все, же учиться музыке нужно не для того, чтобы победить в новом конкурсе, поступить в музыкальный вуз, а просто так, ради удовольствия. Жизнь большинства моих учеников не будет связана с музыкой как профессией. В каждом из них разовьются те способности, которыми наградила мудрая природа. Но я верю, что в их душах всегда будет звучать настоящая музыка, не ожесточатся сердца и открытыми останутся для любви, милосердия и сострадания. И моя роль в этом воспитании будет решающей…
 2014год.
http://www.stihi.ru/avtor/hisamova


Рецензии
Моё уважение за самоотверженность при выполнении своего долга перед людьми-пусть даже эти люди-маленькие дети...

Владимир Джамбинов   22.08.2018 00:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир.

Резеда Хисамова   22.08.2018 21:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.