Гёте и Гита
Интересно отметить, что похожая концепция прафеноменов есть в индийской философии, в частности, в Бхагавад-Гите, где Кришна говорит совершенно отчётливо во многих местах: "О завоеватель богатств, нет истины высшей, чем Я. Всё покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить. О сын Кунти, Я - вкус воды, Я - свет солнца и луны, слог "ом" в ведических мантрах. Я - звук в эфире и талант в человеке. Я - изначальный аромат земли, и Я - жар огня. Я - жизнь всех живущих, и Я - тапасья всех аскетов." 7.7-9. И ещё множество подобных высказываний, где Кришна говорит, что Он и есть тот или иной прафеномен. При этом было бы верхом невежества переводить Гиту или Упанишады, к примеру, в том духе, что де Кришна, как Брахман стоит за светом Солнца и Луны, или за вкусом воды... Он, как таковой и является, и светом Солнца и Луны, и вкусом воды, и много чем еще... И в Гите же Кришна говорит, что то, что ввергает человека в изумление - и есть Он в качестве многообразных прафеноменов: "Знай, что все изумительные, прекрасные и славные создания возникают лишь из искры Моего великолепия." 10.41. Более того, подобные тексты Гиты соотносятся со средневековым спором об универсалиях и говорят в пользу того, что философия Гиты ближе к реализму или концептуализму, чем к номинализму. Но это - уже отдельная история.
Свидетельство о публикации №116110606472