Лепестки инея-3
Действие 1
Сцена 1
Вечер в замке. Мотив замкА слышен теперь в приемном зале. Вроде бы тот самый, но что-то неуловимо изменилось: мелодия чуть крикливее, навязчивее, резче. Анна, Альбина и Стражник сидят втроем за столом со скудным ужином: вино, вода, хлеб, масло, зелень. Над камином за ними наблюдает с портрета Инесса. Она немного в тени, поэтому кажется, что Графиня иронически улыбается, словно подтрунивая над опечаленными обитателями замка. Стражник при полном параде: ярко начищенная кираса нелепо выглядит за столом, зато шлем с пышными перьями придает фигуре Стражника нечто рыцарское и потому более чем уместное за столом знатной дамы. Он грустно качает головой, поглядывая на Альбину. Анна в темном платье с белыми манжетами и белым воротником, строга и сосредоточенна, - она никак не может решиться на что-то, что вызывает дерзкую улыбку на ее лице. Альбина, впервые за столько недель одевшись как подобает знатной даме, в темно-синее платье из парчи и шелка, давно вышедшее из моды, но не утратившее роскоши, задумчиво смотрела сквозь бокал вина на огонь в камине. Ее немного знобило, она куталась в тонкую белую шаль, отчего становилась удивительно похожа на Инессу на портрете.
Где-то близко пробили часы. Все вздрогнули. Кряхтя, вошел Ростовщик.
Ростовщик
Ох, жарко, хоть и вечер, этим летом.
Пришел я, как договорились, за ответом.
Альбина встала, отошла к камину, обернулась к Ростовщику и, скрестив руки, гордо вскинула голову.
Альбина
Непросто выбрать между двух огней.
Но, если вариантов нет, я думаю, скорей
мне согласиться с тем, что неизбежно.
Гадать и колебаться - бесполезно.
Ростовщик
Разумный выбор ваш…
Анна (в восторге)
Какая власть и сила!
Альбина
Прошу простить.
Я - не договорила.
Полупауза
Хоть замок этот слаб,
Не может отразить
Заемщика атак, -
Он жив и хочет жить.
Хозяева его
живут в душе моей.
Так пусть благословят
Наш брак для светлых дней!
Ростовщик
(привстал)
Но ведь они мертвы?!
Альбина
Ничуть – в душе моей.
Что для богатства смерть?
Так, мелкий эпизод.
Заемщик вдруг ушел?
Расписочка живет.
Наследникам его
Кредиты отдавать.
Вас долго почитать,
Отсрочки умолять.
Я, маму повидав,
С сияющим лицом
И с легкою душой
Введу вас в этот дом.
(иронически)
Явите силу злата –
Умножьте этот вклад.
Ростовщик
(в сторону)
Вложил я столько, так велик заклад,
Что глупо было б пятиться назад…
(Альбине)
Н-да…Сомнительный выходит дивиденд.
Инессу не призвать в один момент.
Альбина
Каков товар – такая и цена.
Анна
(в сторону)
А рядом - идеальная жена.
Ростовщик
Я больше по деньгам, я в дУхах не силен.
Любой я забываю утром сон.
Но, если Там, как нас монахи учат, Горний свет,
А сообщения прямого с нашим – нет,
Должны связные быть. Для вас их я найду.
А если не найду, ну, что ж, ни с чем уйду.
Однако, если выполню обет,
Не сможете вы мне ответить «нет!».
Стражник
Альбина слову своему верна,
Уж вы поверьте, крепче, чем стена.
Ростовщик
Позвольте же откланяться! Еда
У вас скудна, вельможи-господа.
Сцена 2
Ростовщик уходит. Стражник снимет кирасу, с облегчением умащивается в кресле у камина. Альбина, нервно хмыкнув, садится за стол и лихорадочно ест. Анна отходит к двери.
Стражник
Смотри, наш гость забыл какой-то кошелек.
Анна
(поспешно)
Альбина, отнести? Догнать, вернуть его?
Альбина
Пожалуй, догони. Он в ярости ушел.
Анна, с готовностью кивнув, убегает.
Стражник
Да, ловко вы его…Как алебардой – в пол.
Сцена 3
Вечерний парк Анна легко догоняет медленно идущего Ростовщика. Он замечает Анну, жестом дает понять свите из двух дюжих слуг, чтобы прошли немного вперед. Анна подает ему кошелек
Анна
Забыли вы у нас. Возьмите!
Ростовщик
Вот так-так!
Другой бы промолчал.
Ведь я вам сущий враг?
Анна
(нервно)
Смотря – кому. Вот мне
Не враг вы...
Ростовщик
…И не друг.
Анна
Могли бы другом стать,
Как любящий супруг.
Ростовщик
Как любящий – кого?
Анна
Как любящий – меня.
Ростовщик
У госпожи отбить
Супруга среди дня…
Анна
Сейчас почти что ночь,
И вы ей не супруг.
Ростовщик
И я ей злобный враг,
Чья сущность зла, темна….
Анна
А рядом – идеальная жена
Пауза.
Ростовщик (серьезно, медленно)
Уверен в этом. Но ведь титул, льготы, власть
Мне даст лишь Альба. Ну, а Анна - что ?
Анна
Анна будет прясть.
Ростовщик
(с неожиданным пылом, поет)
Свей нить покрепче и сотки сукно
Так, чтобы никогда не прорвалось оно!
Сошьем мешок, богатство спрячем в нем,
Поселимся в лесу. Построим скромный дом.
Ты будешь прясть, я …
(пауза, смена тона, медленнее, раздумчиво)
Брошу накопительство, устану, пить начну,
И в бедности безделья дня не протяну.
Любовь исчахнет в камнях мелких дрязг.
Рассоримся навек под чашек дробный лязг.
(Решительно)
Да, вся судьба с тобой предрешена.
Анна (дерзнув, идет до конца)
Зачем, скажите, прятать нужно будет нам богатство?
Ростовщик
Оно Альбину хочет в жены. Замок. Герб.
Остановившись, Ростовщик сжал кулаки стукнул ими в ствол дерева в бессильной злобе, отдышался, и молча, быстро пошел прочь, позвякивая кошельком.
Действие 2
Сцена 1
Анна одна в парке. Она в отчаянии, унижена и разочарована. Ей слышен затихающий звон монет, сопровождающий Ростовщика. В него вплетается мотив замкА. Ветер шелестит листьями деревьев, шебуршит кроны, и эти звуки вплетаются в мотив замкА и в звяканье-перепев монет. Анна, почти решившись на что-то недоброе, невольно заслушивается, останавливается. Сжимает кулаки.
Анна
Вы ждете смерти? Нет, ее не будет.
(монолог)
Хотела уважения, любви…
Как обманулась! Бизнес на крови:
Обман, предательство и кривда – это жизнь.
Не удивительно, что Альба ей не дорожит!
А я, наивная, искала честных чувств,
Когда любовь и страсть не тонкости искусств,
А нечто большее.
Успешен тот в любви, кем двигает расчет,
Заведомо пропал, кто, веря, счастья ждет.
Так вот каков он есть, сей дивный, яркий мир!
Кто верит, тот слепец, ведь лжив любой кумир.
Кто слаб всегда неправ, кто беден – с ходу глуп.
Кто сильный, всяк тому охотно лижет пуп.
Никчемности в шелках, а честность в нищете.
Сгорают мдрецы, запутавшись в тщете.
И гаснут мысли свет как искры. Всюду мрак.
О светлый, яркий мир! Всегда здесь будет так.
Ловчилы из ловчил и глупость в большинстве.
И нет причин скорбеть приличьям о вдовстве.
О чести, истине удобно говорить
в высоких залах, но ужасно жить.
Прокладывает путь сквоь заросли змея,
Колючки обходя, как водная струя.
Кто ж рвется напролом, открыв колючкам грудь,
Тот, раны получив, пройдет ли нудный путь?
Достигнет цели? Восстановит силы?
Окажется на ребрышке могилы?
Возможно все. А что змея?
Давно на солнышке она,
достигнув своего, разнежилась сполна.
Что делать мне? Смириться. Ждать, пока
Мне не блеснет любовницею стать Ростовщика?
Сбежать от жизни ран в смиренную обитель?
Но что я там найду? Интриги и погибель.
Утешит ли меня Всесильный избавитель?
(пауза)
Мой муж- не муж, н венчаны мы с ним.
Наш призрачный союз развеялся как дым.
(пауза)
Потеряна навек, как жухлая трава,
Себя бы мне вернуть. Но…все-таки…жива.
(со злостью)
И все-таки я – Анна, значит, буду драться
За счастье и за месть, за славу и богатство.
Анна уходит, не оглядываясь, поэтому не видит, как из-за дуба на нее смотрят Ростовщик горящими глазами и призрачный, сочувствующий Гаспар.
Сцена 2
Приемный зал замка, вечер. Альбина одна. Подходит к портрету Инессы, пристально смотрит на него.
Партия Альбины у портрета
Альбина
(поет)
За миг один с тобой
Я жизнью заплачУ.
Во встречу верю я,
Надеюсь – и молчу.
Пусть думают, что я
Спасти дворец хочу.
Закрыты Небеса
Застежками из звезд.
И тьма слепит глаза.
Лишь воет лунный пес.
Ползет змеей слеза.
Мой голос в землю врос.
Мой голос заперт сном,
И болью, и тоской.
Мой голос – певчий дрозд,
С изломанной душой.
Услышишь ли меня там,
Где навек – покой?
Сцена 3
Альбина, Инесса, Ростовщик, Медиум. Помещение Медиума: обычная комната в обычном городском доме, мебель, стол, кресла, неизменный очаг, часы на стене, три стены драпированы алой тканью. Медиум встречает Ростовщика и Альбину поклоном. Он одет в подобие монашеской рясы серого цвета, с капюшоном. В дальнем углу – столик с фруктами и остатками жаркого в тарелке на подносе. Анна, дав понять жестом, что не хочет входить, остается за пределами комнаты.
Медиум
Знакомы мне незримые миры
И духи-невидимки. До поры
я был у них в учениках сто лет.
На ваш вопрос лишь я и дам ответ.
(поет)
Партия Медиума
Хотите вы таинственную сеть,
Что нас окутывает, сей же час узреть?
Хотите – заплатите!
Хотите вы проникнуть в тайны мира,
И обрести незримого кумира?
Хотите – заплатите!
Хотите знать, что было и что будет,
Чем успокоитесь и кто не обессудит?
Хотите – заплатите!
Хотите одолеть свои напасти
И укротить бушующие страсти?
Хотите – заплатите!
Хотите тени вопросить былого,
Чтоб избежать коварства злого?
Хотите – заплатите!
Анна
А если денег нет?
Медиум
Так, значит, не про вас
И тонкие миры, и зеркало Гиас.
Ростовщик
(уязвлен, поет на мотив Медиума)
Ответ Ростовщика
Пронзая острым взором тонкий мир,
Хотите сытно есть, и сладко пить?
Хотите – потрудитесь!
Взыскуя мудрости небесной и земной,
Хотите оплатить и дом, и сад, террасу над рекой?
Хотите – потрудитесь!
(речитатив, низким голосом)
Монеты в кошельке затихли. Ждут.
Беритесь за дела. Оплачен будет труд.
Медиум начинает сеанс с заклинаний, вертится вокруг нарисованной на полу пентаграммы, окуривает себя ароматным сиреневым дымком, задергивает тяжелую бархатную штору на окне. Ничего не происходит. Ростовщик нетерпеливо дергает рукой, в которой зажат округлый кошелек. Альбина грустно улыбается: она была уверена в успехе своей затеи, но и опечалена, что не встретится с Инессой. Вдруг на фоне бархатных портьер возник сизоватый, как дым, силуэт женщины в длинном платье. Ростовщик застыл, вытянул шею, вздрогнул, поежился и тихонько вышел. Медиум растерянно проговорил: «Кто здесь?»
Инесса теперь видна полностью и мало чем отличима от обычного человека во плоти. Разве что вокруг нее сиреневатый тонкий нимб. Она как будто утомлена, печально осматривает комнату. Медиум пятится в угол и садится на низкую скамеечку. Альбина, погрузившись в свои мысли, только сейчас заметила странную тишину в комнате, посмотрела на портьеры – и вскрикнула.
Альбина
О, мама! Ты явилась, как живая.
Инесса
Кто звал меня? Зачем? Забыть бы поскорее
Всю жизнь, уйти в покой по сумрачной аллее.
Альбина
(дрожащим голосом)
О, мама, ты меня не узнаешь?
Я так ждала, а ты вгоняешь в дрожь.
Инесса наконец узнает Альбину. Она заторможена, как человек в глубоком сне, как лунатик. После слов Альбины щеки Инессы вспыхивают алым, глаза сверкают, она подходит к Альбине.
Инесса
(ласково)
Альбина, одинокая душа.
Несчастна ты, как листья камыша.
Течет, струится чистая вода,
Бежит – да все не для тебя,
Все мимо.
Альбина
(глухо)
Камыш хотел засохнуть – не дают.
Зазеленеть не может.
Инесса
Почему?
Вода, земля, и солнца теплый свет, -
Все есть для роста. Вот тебе ответ.
О жизни – у живых проси совет.
О смерти – скорбью не открыть Тот свет.
Альбина
Ах, мама, слов других я от тебя ждала.
Инесса
Зачем слова? Костер сгорел дотла.
Альбина
И не скорбишь, что рано умерла?
Инесса молча, пристально смотрит на Альбину. Она излучает красоту и абсолютный покой, рожденный, быть может, знанием. Это завораживает и ужасает одновременно.
Медиум
Не стоит продолжать.
Альбина
Нет, стоит. Я хочу
Покаяться, как жертва палачу.
Она ушла, исчезла, умерла?
Во мне живут и мысли, и дела.
Костер горит.
Инесса
Костер сгорел дотла.
Ты говоришь, жалеть, что умерла?
За чем же? За тираном-мужем,
За жизнью в замке, под корой камней,
Где ты кому-то ровно столько нужен,
Чтоб, иссушив до дна,
вмиг вышвырнуть взашей?
Устала я бороться. И ушла.
Альбина
Во мне остались мысли и дела!
(смена тона)
Чего ты хочешь? Что тебя гнетет?
Альбина
Уйти с тобой, прервать дней скорбных лет.
Испепелить мосты дотла.
Медиум
Ох, жуть! Как будто не Инесса, а Альбина умерла.
Инесса после этих слов задумчиво, словно только что узнала нечто новое для себя, смотрит на Альбину. Альбина медленно опускается на колени.
Дуэт Инесса-Альбина
Тонкий лучик света падает на нее, когда Альбина начинает первый куплет, и постепенно гаснет к последним его словам.
Альбина
Припев
Не хочешь быть со мной?
А знаешь ты, кто я на самом деле?
Откуда я к тебе пришла?
Первый куплет
Смерть – лекарство верное, дарует покой.
Не за что держаться мне в замке над рекой.
Воды Леты темные, воды забытья
Исцелят огромные раны бытия.
Может быть, вечернее солнце лучше тьмы,
И кто покой отчаялся средь живых найти,
Ищет тропку тонкую и готов уйти
В сумерках по древнему звездному пути.
Инесса
Припев
Ты хочешь быть со мной?
А знаешь ты, кто я на самом деле?
Откуда я к тебе пришла?
Второй куплет
Инесса
Что кому назначено, сколько лет и зим –
Не узнать. Неведомость. Финиш недвижим.
Не держись за прошлое! Мертвых не вернуть.
Не грусти! Отыщется твой по жизни путь.
Третий куплет
Альбина
(на коленях, смотрит на Инессу)
Значит, нет прощения? Тяжкий, тяжкий грех.
Улыбаться, мучаясь, и влачить свой крест.
Бездна беспощадная, слезы льда внутри!
Яда ароматами скорбь мою сотри.
Забери меня в вечерний сумрак,
Уведи меня, моя душа.
Не оставь одну в холмах безлюдных.
Счастлива я буду, не дыша!
Инесса садится с Альбиной, берет ее за руку, гладит по голове и пристально смотрит в глаза. Альбине не по себе от этого взгляда.
Припев Инесса
Ты просишь дать ответ?
А знаешь ты, кто я на самом деле?
Откуда я к тебе пришла?
Четвертый куплет
Инесса
Если тлеет искорка, глупо торопить
Смерти чашу горькую. Жить тебе и жить!
Альбина
Что осталось ценного? Прошлые года,
Брызги драгоценные, мертвая вода.
Инесса поднимается с пола, жестом просит Альбину выпрямиться.
Инесса
Жизнь – как лето красное, смерть – зима, зима.
Дочь моя ненастная, выбирай сама.
Альбина что-то видит в сиреневой мгле, там, куда указывает Альбина. Пытается это «что-то» получше рассмотреть.
Альбина
Стылое спокойствие. Мерзлые слова. .
Сквозь печаль безмолвия режется трава
Как кинжалы острая, мертвая, как сталь,
Обрамляет озеро и кромсает даль…
Как же сладко-холодно! Я и есть зима.
Припев, вместе
Припев
Ты хочешь быть со мной?
А знаешь ты, кто ты на самом деле?
Откуда ты ко мне пришла?
Инесса (речитатив, распев, затихая)
Сквозь стену тонкого стекла…
Сквозь стену тонкого стекла…
Сквозь стену тонкого стекла…
Финал дуэта
Инесса и Альбина стоят, обнявшись, в луче мягкого света среди сиреневой клубящейся тьмы. Инесса тает, исчезает, и скоро Альбина замечает, что обнимает воздух. Сиреневая мгла рассеивается.
Медиум
(дрожащими руками наливает вино из графина в высокий бокал)
Какие страсти! Жуткие дела.
И все-таки…Инесса здесь… была?
А как же та актриса, что она?
Медиум, махнув рукой, пьет вино. Возвращается Ростовщик, кладет кошелек на столик Медиуму, трогает за руку Альбину, он молча выходят.
Действие 3
Сцена 1
Альбина, Ростовщик, Анна возвращаются в замок. Их сопровождает Стражник. Стоят на улице.
Ростовщик
Альбина, сделка честная совершена.
Хочу напомнить, названа была цена.
Альбина
Цена! Вот слово крепкое, как костяной крючок,
Попавший в горло. Волю крепко запер на замОк.
Ростовщик
Когда по счету будете платить?
Альбина
Чего хотите: тела, титула, души?
Ростовщик
При вашей бедности, все варианты хороши.
Приму любой актив, чтобы закрыть пассив.
Альбина (деловито)
Формально титул – ваш. Но каково носить?
И о душе моей не стоит говорить.
Осталось тело: кожа, кости, кровь.
Берите!
Анна
Госпожа, а вы?
Альбина (спокойно)
Со мной – моя любовь.
Сцена 2
Приемный зал замка. Зелень увядает. Альбина ходит по помещению, срывает листья и бросает на пол. Портрет Инессы на прежнем месте, над камином. Стражник, кряхтя, вносит поднос с едой, ставит на стол. Альбина замечает, садится, Стражник неловко накладывает ей еды, наливает воды в бокал.
Альбина
Увидела я маму. Голос услыхала.
Но не могу сказать, что сильно полегчало.
Мне кажется, что я ее не знала.
Стражник
Но брак с Ростовщиком она благословила?
Альбина
Забыла я спросить. Решать теперь самой:
В супруги иль в могилу.
Дуэт Альбина-Стражник
Альбина
Уплаты долга требует немедля Ростовщик.
Стражник
Припев
Не стоит беспокоиться! К отсрочкам он привык.
Альбина
Он не красив и строг, не знатен, слишком стар,
Но, сколько ни зови, не оживет Гаспар.
Стражник
Припев
Не стоит беспокоиться! Он от любви отвык!
Альбина
Вернется Терция и отберет именье.
Нет, выйду за него без промедленья.
Стражник
Припев
Не стоит беспокоиться! Решится все само.
Что хуже и что к лучшему, предвидеть не дано.
Альбина немного успокаивается, Стражник, видя это, уходит. Потрескивает огонь в камине, в стекло окон барабанит дождь. Где-то в далекой комнате торопливо говорит с кем-то Анна, но Альбина смотрит на портрет Инессы, на который попадают отсветы огня. Слышится мотив замкА. В него вплетается едва слышный голос Инессы.
Инесса
Жизнь моя не сорвана, если ты живешь,
Кровь моя, любовь моя. Остальное – ложь.
Сцена 3
Второй сон Альбины
Альбина засыпает. Ее сон – воспоминание о сеансе у Медиума. Приемный зал в сиреневой подсвеченной дымке удивительно пуст. Во сне Инесса выходит из портрета. Она совсем не похожа на Инессу с портрета и на ту Инессу, которую играла актриса у Медиума: юная девушка с сияющими серыми глазами, пепельными волосами, в легком струящемся платье, и сама удивительно легкая, светлая. Она зябко обхватывает плечи, огладывается, на миг задерживается на своем портрете, подходит к камину, к столу, останавливается возле склонившейся на стол спящей Альбины.
Инесса
Я умерла – дела живут.
И после смерти нет покоя.
Альбина
(просыпается)
О, мама! Что я слышу? Что такое?
Инесса
(зло, как от сильной боли, вспомнила что-то тяжкое)
Другие ожидала ты слова?
Да, я пришла. Но я не ожила.
Альбина
Теряю смысла солнечную нить…
Скажи, могу тебя я оживить?
Инесса
(злость в голосе сменяется глубокой печалью)
Что ж ты не спросишь, хочу ли я
Вернуться в эти серые края?
(задумчиво)
Сейчас молчу, молчу, молчу.
Никто не спросит, что же я хочу.
Альбина
Чего ты хочешь?
Инесса
Не поверишь – жить!
Творить, страдать, сражаться и любить!
Какое счастье мысль и чувство, речь!
Меняться и менять, ходить, смеяться, петь!
Однако, я к тебе не для таких речей…
Зачем меня звала?
Альбина
Нет жизни, без тебя,
Нет жизни, хоть убей!
Инесса
(сухо)
Не мне судить, как тут идут дела.
Альбина
Себя виню, что ты так рано умерла.
Инесса
Не от тебя – от мужа я ушла.
Его любила искренне, душой,
Пожертвовала жизнью и собой.
На самом деле, я была мертва
Задолго до могилы.
Альбина
Страшные слова…
Инесса
И если удалось немного мне пожить
Благодаря тебе, не давшей загасить
Тот робкий огонек, что тлел в моей груди.
Прошу, не повторяй ты моего пути!
Альбина
Грозит мне нищета, я потеряю честь…
Инесса
(решительно)
Бери дороже, ты – ценней всего, что здесь.
Альбина
Мне омерзителен в супруги Ростовщик!
Инесса
Тебе шипом не жгли язык.
Альбина
Прости меня, я глупо о своем….
О жизни спрашивать у мертвой.
Инесса
Ты о чем?
Я, сбросив оболочку, ожила!
Душа моя свободу обрела.
Альбина
Кажетуся тебе ничтожными мои терзания.
Инесса
Нет, не совсем. Другое просто понимание
Для дел земных, житейских, бытия….
Ах, как же по тебе скучаю я!
Альбина
Мне стыдно за мои последние слова
Я предала тебя
Инесса
Опять ты не права!
Альбина
Тебя без боя смерти уступила я!
Позорно отпустила. Вот вина моя.
Предательство. Ни вникнуть, ни простить…
Инесса
(легко)
Ты приговора ждешь? Так вот: живи с виной.
Альбина
Мне жить со скорбью без тебя?!
Инесса
На это осуждаешь ты себя.
Альбина
А ты?
Инесса
Как я могу судить, любя?
Когда-нибудь мы встретимся навек
И ты поймешь, как слаб бывает человек.
Альбина
Вину осознаю и принимаю казнь,
Но, как свинья найдет и в церкви грязь,
Я снова той же трусостью грешую
(пауза)
Прости, родная! Тихо ухожу.
Скажи лишь, что могу я сделать здесь,
Что было б для тебя в той области Небес
Приятно или в пользу?
Инесса
Ты о чем?
Альбина
Как мы ни тщимся духом воспарить,
Себя улучшить, в чем-то чище жить,
Лишь изредка бывает результат.
И то на время. Ты и сам не рад,
но суть твоя сильнее побуждений,
И благость чаще порождает прегрешенья,
Чем самое отъявленное зло.
Казню себя, но изменить того,
Что было в черный час совершено.
Сегодня о себе напомнило оно.
(пауза. Плачет, громче)
О, мама, заслужила свет, покой,
А я тебя недрогнувшей рукой
призвала ради глупых детских страхов!
Покойся с миром! Все беды никнут прахом.
Инесса
(грустно)
Тебе придется очень тяжело
Альбина
Готова ко всему и всем исправить зло
Инесса
Добро и зло…Мелькает жизни нить.
Палач и осужденный…Надо просто жить.
Палач не нужен – будет Высший суд.
Альбина
Тебя, родная, каждым вздохом помяну.
Инесса
Живи, дыши, сражайся и люби!
И помни, я – всегда немного ты!
Альбина просыпается. Уже глубокая ночь. Дождь прошел, огонь в камине погас. На столе почти оплыла толстая свеча, там, где во сне Альбина видела Инессу. Альбина взяла свечу и вышла из зала твердой походкой человека, наконец-то решившего сложную задачу и успокоившегося.
Сцена 4
Альбина, Анна. Гостиная в личных покоях Альбины. Корзина со свадебными цветами. Над ними, прямо на стене, как гобелен, висит белое платье. Альбина сидит перед зеркалом, Анна примеряет ей белую фату. Обе боятся заговорить: Анна потому, что опасается нагрузить Альбину, которая, по ее мнению, сдерживается из последних сил, а Альбина, глядя сквозь зеркало, обдумывает то, что вызывает у нее дрожь и грустную улыбку.
Анна
Вот-вот придет жених..
Альбина
Жених еще не муж.
Придет – поговорим.
Ростовщик
А я уж тут как тут!
Анна
Чего не спится вам?
Ростовщик
Я быстрый, словно уж.
Песня Альбины
Альбина
Ужасен плен, тюрьмы могильный тлен,
И все же, нет тюрьмы страшней,
Чем сами мы для наших же идей.
Я – пленница! Навек заключена
в броню из тела, в клетку родословной
и, чувствуя себя преступницей сословной
хотела б знать, в чем же моя вина
и почему платить так дорого должна.
Ростовщик
Имение заложено, имение…
Заплатите вы все без промедления.
Альбина
Я тело в возмещенье отдаю,
В уплату долга Терции лукавой…
Священник обвенчает с плотью плоть,
на души лишь Господь имеет право.
Ростовщик
Имение заложено, имение…
Взыскаю с вас я все без промедления…
Альбина
Я пленница, отбыть весь срок должна.
Приятнее в шелках, чем на соломе.
Я буду дни считать до смерти в доме,
Где жизнь мне улыбнулась в час рожденья,
Как весна.
Ростовщик
Колеблемый жарой иссохшийся листок
Я, может быть, хочу совсем простых вещей:
Не потерять заклад, проихзвести детей
И ттулом труды под старость увенчать
Чтоб не любя меня учились уважать.
Альбина (Ростовзщику)
Я вам должна. Но дешево купить
За старый замок жизнь мою жотите вы.
Беите камни. Рощи и поля
И то, что дарит труженик. Земля,
Но не меня.
Ни телом ни душой
Я не могу быт вашею женой.
Ростовщик
Ну, что же, нет – так нет.
Альбина
А съеду сей же час.
Ростовщик и Анна, вместе
Куда?
Альбина
Куда-нибудь,
подальше от всех вас,
где боль не режет грудь.
Мне жаль, что вас пришлось
Так сильно огорчить.
Ростовщик (растерян)
Желалось – не сбылось.
Что ж, так тому и быть.
Анна
Альбина, стой! С тобой
Альбина
Нет, нет, никак нельзя!
Альбина стрекм тельно уходит, сдернув с вешалки шерстянрой плащ. Свадебное платье покачнулось на стене, корзинка с цветами перевернулась.
Анна
Она ушла, чтобы найти себя.
Ростовщик улыбается Анне
Ростовщик
Еще невесты есть – или иссяк поток?
Стражник (ходя)
Нашел, видать, свой дом
Колеблемый листок.
Акт 4 Осень
Действие 1
Сцена 1
На сцене темно. Звучит мотив закрытой двери (замкА), скоро в него вплетаются сначала приглушенные, затем все более резкие звуки большого и оживленного города, к ним присоединятся вспышки рассеянного света. Когда вспышки сливаются и сцена обретает свет, мы видим рыночную площадь с пересохшим фонтаном в центре. Осень. Палые яркие листья на крышах, немного листьев между пустых прилавков под навесами. Лишь кое-где стоят торговцы. Покупателей достаточно, чтобы было шумно, но мало для толпы. В одном из более ухоженных уголков рынка, у каменной лавки, бойкий продавец расхваливает подогретое вино, нежное и согревающее, наливает напиток в глиняные кружки. К нему подошли двое и, взяв порцию вина, случайно столкнулись и узнали друг друга.
Питт
Вот так дела!
Виктор
Как, это вы, мой друг?
Питт
Вы были на войне? Уехали так вдруг…
Но что же это я. Пойдемте хоть в трактир.
Кто друга встретил – вновь обрел весь мир!
Сцена 2
Нельзя сказать, что Питт и Виктор рады друг другу, куда больше похоже на то, что они смущены. В поисках места оба заметили небольшой навес возле фонтана, прошли туда. Трактирщик, заметив господ, накрыл им стол скатертью, поставил еды и бутылки вина, принес маленькую переносную печку.
Питт
Сто лет не видел вас
Виктор
Да полно! Года три.
Питт
И это время вы…?
Виктор
Приехал я с войны.
Ох, был и жаркий бой!
Об этом после..Как ты?
Что с тобой? И с городом, страной?
Питт
Живу, мирюсь, немножечко дерусь.
Да так, пустяк. Как сплю и не проснусь.
Виктор
(поколебавшись)
Добыл Альбину?
Питт
Нет. Она исчезла. «И рассвет поник».
Недолго плакал Ростовщик.
Она ему женой быть обещала.
Виктор
Кому? Она?! Я ничего не знал…
Питт
Но вышло так, что Анна ею стала.
И ныне Анна – безутешная вдова.
Виктор
Она богата?
Питт
И красива, молода.
Виктор
Вот это да!
Питт
(увлеченно)
Признаться, приударил бы за ней,
Но есть жена. (пауза) Да, так оно верней.
(деловито)
Владеет замком Анна. Там живет
По смерти мужа. Все Альбину ждет.
Мне Стражник говорил. Он с экономкой в браке.
Виктор
Когда б не знал я честность вашу,
Сказал бы – ложь. Ну, что ж…
Такие новости. Такие чудеса!
Не знаю, я в аду, на небесах?
Питт
Да полно сокрушаться об Альбине!
Давайте лучше лихоимца помянем.
Он жестким, но и честным был!
А Анне отдал чувства пыл,
Что много лет копил.
А вы? Что делать будете?
Виктор
Не знаю.
Дуэт Виктор-Питт
Припев
Виктор
Отсутствовал недолго... Как приснилось!
Ну до чего же все здесь изменилось!
Как мне за временем поспеть!
Как все успеть!
Первый куплет
Виктор
Вернулся я домой как на чужбину.
Родное все, но много не узнаю.
Кто мне ответит, что здесь приключилось?
Укажет тропку кто мне в прошлое мое?
Второй куплет
Питт
Мой дорогой, я тоже удивляюсь:
События несутся, как снаряд.
Выведывать я тайну не пытаюсь,
Ловлю осколки, кто, где что сказал.
Припев
Питт
Отсутствовал ты долго…Как приснилось!
Не правда ли, тут так все изменилось!
Как мне за временем поспеть!
Как все успеть!
Виктор
Остаться ли мне в этом новом мире?
Другими стали люди и дома.
Я, рыцарь, чувствую себя приманкой в тире.
Какой-то всем чужой, как без корней трава.
Припев
Виктор
Отсутствовал недолго. Как приснилось!
Ну до чего же все здесь изменилось!
Как мне за временем поспеть!
Как все успеть!
Третий куплет
Питт
Не по себе и мне, хоть я не уезжал далеко.
Какая-то вокруг вихрится суета,
затягивает липко и глубоко
и жизнь уже не та, совсем не та.
Виктор
Что изменилось, в толк я не возьму.
Приволье прошлое похоже на тюрьму.
Питт
Все ищут выгоду, а честь и герб – товар.
За рыцарство положен гонорар.
Вместе
Движенье – жизнь, но слишком все стремительно.
Для благородных очень утомительно.
Пьют свое вино, наблюдают суету рынка, не замечая стремительных осенних сумерек.
Действие 2
Сцена 1
Ночь. Кладбище. Терция, крадучись, пробирается к могиле Ростовщика. Выходит полная Луна. Терция оглядывается, сбрасывыает капюшон белого плаща. Он странно светится в свете Луны, словно фосфоресцирует. Терция подходит к могиле Ростовщика, сбрасывает капюшон, плащ распахивается сам собой. Терция попадает в столб лунного света. Она очень красива, ее красота, подчеркнутая свечением плаща и Луны, завораживает. С тех пор, как мы видели Терцию в последний раз, она явно преуспевает: ее длинное платье из серебристого бархата густо расшито драгоценными камнями, на руках – кольца, в прическе толстые золотые шнуры. Терция несколько секунд смотрит на свежий холмик, на временный деревянный крест, затем впечатывает свою ногу в него, торжествующие улыбается и, воздев обе руки к небу ритуальным жестом. В одной руке дрожит листок бумаги, - расписка. Помедлив, она рвет расписку. Клочки белыми хлопьями сыплются на могилу, на бумажные цветы.
Терция
Наконец-то я свободна. Смерть – какая силв!
Противный крохобор, тебя перехитрила.
(вздыхает)
Покончено со скукой и провинцией унылой,
превращена в столичную миледи я твоей могилой.
Пауза, ее эмоции начали остывать. Терция, обессилев, садится на скамейку возле могилы.
Терция
Немного жаль, что не увидишь моего ты торжества
И роскошь свадьбы твоего не вздернет естества,
И я не полюбуюсь на твое ничтожество…
Как видишь, воплотила я пророчество.
От толстого дерева справа отделяется едва различимая серая Тень. Терция, поежившись, запахивает плащ, оглядывается и замечает Тень, вскакивает, пытается бежать, цепляется за какой-то выступ, с трудом удерживается на ногах, хватается за свежий крест Ростовщика. Тень появляется вновь.
Терция
Неужто демон вырвался из ада?
Тень молчит.
Молчи. Молчанию я только рада.
Скаль зубы, сыпь огнем в ночи,
Крутись змеею, - только замолчи.
Тень, в свою очередь, вступает в столб лунного света. Это Альбина.
Альбина
(грозно)
Пришла я к другу – встретила врага.
О, Терция, как ты мне дорога!
Мы здесь одни. Клянусь своей душой,
Ты больше не нарушишь мой покой!
Терция внезапно улыбается, Делает шаг к Альбине и вдруг, запрокинув голову, начинает выть на Луну. Тень-Альбина исчезает. Была ли она? Терция улыбается тихо, затаенно. Она в этот миг убийственно прекрасна. Глубоко вздохнув, словно проснувшись, Терция проводит рукой по лбу, передергивает плечами от холода и уходит прочь с кладбища.
Сцена 2
Кладбище. Раннее, удивительно свежее и радостное утро. Роскошной яркости осенние деревья. Пронзительно-синее стылое осеннее небо. В могилке теперь нет ничего зловещего и мистического. Грустный холмик с поникшими бумажными цветами. К нему подходит женщина в черном плаще. Это – Анна, румяная, свежая. Анна садится на скамеечку. Ей не по себе, невольно она косится на деревянный крест.
Анна
Хоть год сиди и жди – ни слова, ни совета.
О, дорогой, за что мне мука эта?
Песенка Анны
Под шум дождя, под завыванье вьюги
Мы были вместе, жили друг для друга.
Мы были – целое, здоровая семья.
Сейчас обломки: сын, богатство, я…
Не знала, что могу так привязаться,
Что здесь, с тобой захочется остаться.
Чтобы не заплакать, Анна оглядывается и замечсет печальную фигуру в сером – Альбинину.
Анна
Мерещится от горя…Госпожа?
Альбина
(стылым голосом, широким жестом на могилы, затем – на небо)
Здесь нет господ и все в Господней воле.
Анна
Госпожа….
Альбина
Ты не служанка, я не госпожа.
Анна
Но как же…Как? И в чем я провинилась?
Альбина
Равна ты мне и мне окажешь милость,
когда позволишь рядом поскорбеть.
Мне жаль его. Не все он смог успеть.
Анна
Благодарю, Альбина! Тяжкий крест.
Сиротам грустно жить, и пить, и есть.
Любовь или привычка – все равно,
Мы с ним повсюду были заодно.
Прикасается к холмику на могиле, поет.
Дуэт Альбины и Анны
Анна
Что есть любовь? Мне хорошо с тобой,
пусть страсти не было, но был покой.
Что есть разлука? Клетка для страстей.
Не можешь быть со мной? Меня убей!
Что есть небытие? Стихание печали.
Не роза, а шиповник черной стали.
Альбина, пока Анна поет, тихонько садится рядом с ней, грустно смотрит на холмик, кладет на могилу искусственную розу из черного бархата с серебряным напылением, как иней.
Альбина обнимает Анну, обессиленную пением, поет. Пока Альбина поет, Анна плачет.
Альбина
Что дружзба есть? Когда всегда с тобой
Та, с кем готовы в ад, и в Рай, и в бой.
Что есть любовь? Презрение всего, \
Что отделяет от тебя его.
Анна порывисто обнимает Альбину.
Вместе поют
Чем можем горе победить?
Страдая – жить, воюя – быть.
Пауза. Анна, выплакавшись, утирает слезы, берет Альбину за руки, рассматривает.
Анна
Чудесные дела!
Мы думали – Альбина умерла.
Альбина
Не будем о плохом.
(показывает на холмик)
Позволь мне с ним побыть,
Наедине, вдвоем.
Анна отходит и видит острую фигуру Терции. Анна колеблется, не зная, что предпринять: дать знать Альбине или проследить за Терцией. Решается проследить.
Сцена 3
Терция идет к зарослям шиповника. Днем она выглядит похуже, как во всем разочаровавшаяся женщина, вынужденная играть роль красавицы-простушки.
Терция
Жалобы Терции
Закончила я здесь свои дела. И ночь
Покрыла покрывалом все, что было.
Зачем вернулась я? Себя не превозмочь,
Не все сказала я того, что говорило
Во мне.
Пауза
Без силы и коварства нам не преуспеть.
Лгать, подличать и низменность терпеть.
И у меня был муж, и сын, - семья.
За что живу в порожней бездне я?!
Припев
Зверь, что внутри, -
Питается он кровью.
Не покорить, не усмирить
Его любовью.
На цепь не посадить,
Не подобрать слова.
Он там живет – а я давно мертва.
Поет, бродя меж гранитных памятников.
Как быстро лето пролетело!
Как вмиг состарилась душа.
Хоть бы какое чувство тлело!
Лишь боль от лезвия ножа.
Зла поневоле? Или воля к злу?
Источник от рождения – яд от жизни?
Развитие нутра – или по свету тризна?
Кто там, в гранитных зеркалах?
Под ними прах, над ними – страх.
Кто там, в гранитных зеркалах?
Припев
Зверь, что внутри, -
Питается он кровью.
Не покорить, не усмирить
Его любовью.
На цепь не посадить,
Не подобрать слова.
Он там живет – а я давно мертва.
Я – не я. Забытое вернулось.
С дна памяти те листья всколыхнулись,
что инеем подернулись давно
И умерли…Довольно! Все равно!
Хоть дам обет, но все начну сначала.
Убью опять, как раньше убивала.
(пауза)
Кого? Зачем? Здесь все вокруг мертвы.
Им не сломать и жилки у травы.
Припев
Зверь, что внутри, -
Питается он кровью.
Не покорить, не усмирить
Его любовью.
На цепь не посадить,
Не подобрать слова.
Он там живет – а я давно мертва.
Анна, в ужасе от увиденного, тихо, осторожно отступает.
Анна
(уходя)
Преступница и жертва, мрак и свет.
А в ком из нас, хоть в малой доле, а такого нет?
Сцена 4
Альба над могилой Ростовщика.
Альбина
Тебе я отказала – ты прощен.
Ты никогда не будешь разорен.
Твои богатства Анна преумножит,
Твой след здесь снег не запорошит,
Твой сын, твоя жена останутся верны
Тебе, каким ты был. До будущей весны.
Возвращается Анна.
Альбина
Твоей я милости прошу.
Анна
О, госпожа…
Альбина
Забудь про госпожу!
Позволь мне в замке побывать!
Здесь негде мне заночевать.
Действие 3
Сцена 1
Мы снова в замке, в приемном зале. Зал так вычищен, что напоминает декорацию на ярмарке. Все то же, что и в предыдущих действиях, но обивка кресел сильно новая, гобелены на стенах режут глаз крикливым сочетанием цветов, посуда сияет, стол ломится от вкусной еды. Посреди стола ваза с цветами. Над камином портрет Альбины в новой дорогой позолоченной раме. Анна и Альбина, в траурных черных платьях, входят в зал. Из других дверей им навстречу идее Стражник. Он пополнел, стал медлительным, его одежда такая же новая и яркая, как и обстановка приемного зала.
Стражник
Так тосковал…Пришел как в молодость
(замечает Альбину)
Дела!
Вернулся я – им госпожа пришла.
Альбина
В свой час все возвратилось на круги своя.
Как будто вновь графиня и хозяйка – я.
Анна
Всегда моею госпожой
Быть лишь тебе.
Садись. Поешь!
Альба
За упокой?
Нет, мне не по себе.
Слышна мелодия замкА. Судя по реакции, ее слышит только Альба, она замолкает и прислушивается.
Альба
Прошу похволить мне пойти к …к себе.
Альб уходит. Анна садится за краешек стола, сначала нехотя, затем с аппетитом ест и пьет. Стражник, не дождавшись приглашения, последовал ее примеру. К Анне вернулся ее румянец, глаза заблестели.
Анна
Как вкусно есть у теплого камина.
Жизнь – хороша!
Стражник
(вставая из-за стола)
А смерть – неутомима.
Сцена 2
Лестница к подвалу из первого акта. Дверь с поющим замком. Он и сейчас чуть-чуть поет. За Альбиной тихонько идет Страждник. Она его не замечает.
Альба
Мелодия, что с детства здесь звучала,
Едва-едва слышна. Но бьется. Не пропала.
Альба
(поет)
Волшебник-время
От прошлого остался палый лист.
Цветы увяли, инеем прикрылись.
Как я сбежать ни торопилась,
Ни с ним ни без него я жить.
Припев
Волшебник-время, раны сном залей.
О, почему, чем дольше – тем больней?
Стражник
От прошлого остались только вы
В вас все сошлось: и прошлого пути,
И день текущий, и грядущего тропинки
Вы не торгуйтесь с прошлым –
Не на рынке.. Себя умаете
С собою в поединке.
Припев
Альба
Волшебник-время, раны сном залей.
О, почему, чем дальше – тем больней?
Стражник
Мне так же тяжко. Много дней ношу
В душе печаль свинцовую как ношу.
Вчера, казалось, прошлое я сброшу,
Но сложно это: сила здесь нужна.
А есть ли сила у меня? Есть сила у меня?
Припев, вместе
Волшебник-время, разорви ремни,
Пусть прошлое само освободит.
Вместе, на мотив мелодии замкА
Прощаемся с хорошим мы,
Прощаемся с плохим.
Сквозь память никнет прошлое,
Развеется, как дым.
Сцена 3
Приемный зал. Альбина сидит за столом и с аппетитом ест. Анна, сытая и немного сонная, забывшая на время о своем горе, дремлет в кресле. Стремительно входит Терция, также в черном платье. В отличие от Альбины и Анны, ее черное платье обильно расшито камнями, серебряными шнурами и вышивкой.
Терция
Пируете? Хозяйку пригласили?
А здесь ведь власть моя.
Анна
Владетельные силы!
Формально замок – мой,
По вашей закладной.
Терция
Реально замок – мой.
Расписки – нет.
(наливает вино в бокал, поднимает его)
Я пью за упокой!
Стражник
Расписки нет. Так что же?
Свидетелей найдем.
Не твой здесь дом.
Терция быстро пьянеет.
Терция
На что это похоже?
Скандалят и бузят.
А с ними – дочь моя.
Альба
Не дочь, а смерть тебе,
Коварная змея.
Терция кривит губы.
Терция
Зачем же от змеи
Вы ждете доброты?
Ведь злом змея сильна.
Без яду ей не жить.
Никак не преуспеть,
не завести семью.
Стремитесь вы к тому.
В чем осуждать змею?
Альба
Змея тем и сильна,
Что вкралась в души всем.
Кто смог прожить без зла?
Кто чист во всем и всем?
Стражник
Убив змею, ее освободим
От сущности, от зла.
Иссякнет яд с зубов,
Уйдет источник зла.
Анна
Да пусть подохнет тут:
В камнях, среди теней!
Ей некого кусать.
С ума сойдет скорей.
Терция
(очень пьяна)
Ха. Ха! Убила я
Инессу. Яд в вино.
И граф дорогой той
Ушел. Как повезло!
Альбине
Ты умная, ушла.
Тебя искала я.
Но нынчек – не уйдешь.
Давно ищу тебя.
Анна
Бей, скорей, скорей!
Стражник
Я дверти отворю.
Альба-Терции
Ну, что же ты? Убей.
Закончи свою месть.
Терция
За счастье, мир, покой
убью тебя.
(поднимает очередной бокал)
за честь!
Терция замахнулась ножом на Альбину, Анна бросилась к Альбине, Стражник воздел меч. Внезапно стало темно, затем вспышка ослепительного света, грохот, гром и вот взметнулись, как алые змеи, языки пламени. Снова тьма.
Действие 4
Сцена 1
Слышен мотив замкА. С каждой нотой становится светлее и светлее. В сером рассеянном свете мы видим руины массивного здания. Кажется, они безлюдны. Занимается рассвет. Слышно, как кто-то чихнул. Из руин встает обгоревшая девушка. Есть в ней что-то и от Анны, и от Терции, и от Стражника, больше всего – от Альбы и Инессы.
Девушка
(поет на мотив замкА)
Иные небеса и новая земля.
Ушло, пропало все.
Жизнь начата с нуля.
Девушка равнодушно смотрит на руины, даже не пытаясь отыскать в них что-то, потом оглядывается вокруг, словно ищет, куда идти. Но всюду тот же серый рассеянный свет, подсвеченный встающим Солнцем.
Где путь мой, что искать,
Кто я и кто со мной?
Эпилог
Действие 5
Сцена 1
Виктор и Питт осматривают руины, встречаются. Ранняя весна. Пробивается первая травка.
Питт
Зря шел. Здесь не на что смотреть.
Виктор
Бывает, чтобы жить, потребно умереть.
Питт
И вы здесь? Встрече рад.
Виктор
И я. Печальный дом!
Питт
Кто думал? Вышний гром
Испепелил их всех:
гостей, хозяев, дом.
Питт
(поет)
Призраки прошлого
Призраки прошлого, спите спокойно, - ночь так красива!
Призраки прошлого, будьте достойны и незлобливы.
Тени минувшего, неприкосновенны да будут руины
Мертвого прошлого славной хозяйки Альбины.
Припев
Бывает, чтобы жить, полезно умереть.
Виктор
Призраки прошлого, спите спокойно и нас берегите.
Призраки прошлого, тайны свои вы надежно храните!
Тени минувшего, неисчислимы сокровища ваши,
Тките нам сны, вдохновения свет сквозь стихи в яркой чаще.
Припев
Бывает, умерев, необходимо жить.
Питт
Призраки прошлого, ждите спокойно …часа.
Призраки прошлого, будьте достойны ….
Тени минувшего, будущим будьте довольны,
Прошлое в будущем живо, пока мы свободны.
Припев
Бывает, смерть как жизнь, но жизнь – не значит смерть.
Виктор
Но говорят, что ночью, средь руин,
Цветет огнем цветок,
Всегда один, один.
Хоть жарок он на цвет –
Морозны лепестки.
Все в инее они.
Питт
Лекарство от тоски
Виктор
Да, правда. Кто сорвет
Цветок – уйдет тоска.
Но лишь один его сорвал.
Пока…
Fin
06.04-02.10.2016 года
Первая часть http://www.stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl
Вторая часть http://www.stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl
Свидетельство о публикации №116110406308