Хорошо темперированный клавир
Увидел случайно не так давно ник «Хорошо темперированный клавир» на стихи.ру и призадумался. Знает ли обладатель этого ника, на что он замахнулся – ведь псевдониму нужно в какой-то мере соответствовать, а не выбирать просто так, поскольку псевдоним накладывает определённый, а иногда весьма существенный отпечаток на характер и действия его обладателя. Я не критикую этот ник, просто хочу кое о чём напомнить.
К носителю ника предъявляются требования, соответствующие или приближённые оригиналу. Ник так же накладывает отпечаток и на судьбу его обладателя. Яркий недавний пример – мажорка Диана Лебедева, внучка Платона Лебедева (ЮКОС). Её ник в сетях – “Леди Ди». Как и принцесса Диана она погибла в автомобильной аварии.
Владелец пишет, что «ник выбран случайно». Хочу напомнить о том, что «В этом мире случайностей нет, каждый шаг повторяет след. …. И крайне редки совпаденья» – слова из песни «Право» «Машины времени» второй половины семидесятых годов. Слова этой песни родились у Андрея Макаревича после приятного разговора с супругой. В этой песне есть строки «... На то, что слева и на то, что справа ...». Естественно, явно звучит: «Идти налево или направо». Но это не опубликуешь. Так же как в песне «Разговор в поезде» из альбома «Реки и мосты» 1987 года на виниле есть строка: « …. И каши из них не сварить … ». Тогда как в ранее вышедшем магнитоальбоме и компакт-дисках после распада СССР она звучала: « … Когда больше нечего пить … ». Та же история.
Относясь с уважением к творчеству Андрея Макаревича я, мягко говоря, не поддерживаю его гражданской позиции. На память сразу приходят слова графа де ла Фер по прозвищу Атос из книги «Двадцать лет спустя»: «Неблагодарность – не недостаток и не грех, а порок, что гораздо хуже». Так можно охарактеризовать его отношение к стране, давшей ему образование и возможность творчества.
Года три назад, выбирая себе псевдоним, определил его основные критерии: а) первая буква должна совпадать с первой буквой моего имени б) псевдоним должен быть кратким в) в псевдониме не менее половины букв должно совпадать с буквами моего имени г) псевдоним не должен быть избитым. Выбрав псевдоним (слово ник как-то не очень популярно среди людей моего весьма молодого возраста), прокатив его по различным разделам, пришёл к выводу, что я ему не соответствую – это слишком громкое руническое имя и ко многому обязывает. Поменяв местами пару букв, успокоился – теперь всё в порядке и псевдоним меня не обременяет.
С названием произведения «Хорошо темперированный клавир» впервые познакомился лет пятьдесят назад и с тех пор оно мне не попадалось в литературе и вообще. Может быть потому, что уже примерно столько же не читаю никакой литературы, кроме как по специальности или по своему хобби.
Весьма интересно при этом окунуться в экскурс веков касательно звуковоспроизведения. Дело в том, что этот псевдоним становится очень актуальным, если перенестись в начало восемнадцатого века и обратно. Ведь «Хорошо темперированный клавир» Баха затрагивает начало революции в области звуковоспроизведения, поскольку темперация – это правильное соотношение, соразмерность. Опуская детали, скажу только о главном – 12 квинт стали точно равны 7 октавам (для понимающего достаточно). Первым на практике это применил немецкий органист Андрей Веркмейер примерно за пятьдесят лет до написания Бахом «Хтк». Бах был первым из великих композиторов, принявших эту революцию. А «Хтк» гениальный Бах писал в течении двадцати двух лет, завершив только за шесть лет до своей кончины. Но не всегда это нововведение устраивало композиторов – например, Скрябин заменял промежуточный звук трелями.
Для прослушивания творений Баха, которые не всегда услышишь на концертах, хочется слушать это и дома, необходимо иметь соответствующую аппаратуру. Ведь Баха нет смысла слушать на «бумбоксах» - громыхалка для гетто по-американски, так как они не могут полноценно воспроизводить нижние регистры органа. Любитель Баха должен быть пуристом или, как минимум, продвинутым аудофилом. Категория меломана здесь уже не катит.
Тут мы подходим к одной из последних революций в области звуковоспроизведения, имевшей место быть в конце прошлого века. Слушать Баха полноценно дома можно, используя только полностью аналоговый тракт звуковоспроизведения, без цифровых включений. Ведь звук по своей природе непрерывен, а цифровые включения придают ему дискретность. Поэтому, к каким бы ухищрениям не прибегали при записи фабричных компакт-дисков, всё равно слышна неестественность звука. При этом пропадают высшие обертона. А без них, к примеру, «плачущая гитара» Эрика Клэптона звучит ощутимо беднее. Никогда не стану слушать компакт-диск, записанный в системе DDD – весьма неестественный звук (с этим я уже познакомился ещё двадцать лет назад). Даже компакт-диск, записанный в системе AAD, звучит хуже, чем запись на аппаратуре класса High End непосредственно с винила. Ведь наше ухо – не идеальная акустическая система – тут гармонию алгеброй не поверишь. Да и жизнь – не набор математических формул. Как показывает жизненный опыт, от перемены мест слагаемых сумма может измениться, иногда и весьма значительно. Несмотря на весь прогресс, люди, хоть немного разбирающиеся в звуке, всегда предпочтут винил. Но есть и приятные исключения – лучшие песни «Машины времени» на 4-х компакт-дисках, вышедшие в 2009 году. В этих звуках присутствует тепло винила. При этом нужно отметить, что звукорежиссёр выпуска – бас гитарист группы Александр Кутиков, предпочитающий слушать дома музыку с аналогового тракта (исключение транзисторный фонокорректор – данные 2008 года).
Вот к каким мыслям меня привела случайная встреча с этим псевдонимом. А вообще – удачного плавания под флагом «Хорошо темперированный клавир».
На фото мне 9 лет.Гемания. Ауэ.
Свидетельство о публикации №116110404003
Благодаря Вашим достаточно серьёзным увлечениям и осведомлённости,
я получила очень интересные сведения. Надеюсь, они будут полезными.
С уважением и пожеланием всех благ, доброго здоровья, удачи в делах и увлечениях!
Наталья Вишневецкая 06.08.2024 12:08 Заявить о нарушении