Z-мир. 2. Цивилизация и стремление к совершенству1

Из всех известных мне интересов в качестве наиважнейшего я с полной определенностью выделяю один – это стремление к полносистемному совершенству (которое, к слову сказать, я за 50 лет исследования так ни разу ни у кого и не встретил).

Стремление к совершенству в одной-двух сферах деятельности – случай нередкий. Но даже когда Чехов писал, что в человеке «всё должно быть прекрасно», то в это «всё» он включил всего лишь три субстанции: тело, душу и мысли. А ведь это всего лишь маленькая толика от всех субстанций (сторон) человека! При узкой профессиональной специализации, практикуемой в современном мире, даже выдающиеся достижения, если они сделаны лишь в одной области человеческого бытия (или субстанции) не позволяют дать высокую оценку личности в целом (снисхождения заслуживают разве что люди, совершившие высоконравственные поступки, однако один лишь нравственный героизм обеспечить устойчивое поступательное развитие цивилизации не может). Люди, добившиеся высоких результатов в чем-то одном, обычно малоинтересны во всем остальном. Первоклассный профессионал, как правило, похож на плохой автомобиль, в котором только один узел (например, двигатель) сделан добротно. Впрочем, в отношении автомобиля люди прекрасно понимают, что такое отличный автомобиль, а вот в отношении самого себя, своего Я…

Но попытаемся распространить принцип стремления к совершенству на ВСЕ субстанции человека, на каждый элемент его деятельности и на каждый целевой продукт. Тогда окажется, что характеристики такой кибернетической модели человека, общества и мира (я называю его Z-миром) имеют с сегодняшней человеческим миром (или А-миром) мало общего. Можно даже сказать, что два указанных мира оказываются антиподами. Так, если в Z-мире нет ничего проще, как каждому и всем жить счастливо и в достатке, то для подавляющего большинства людей А-мира такая цель остается принципиально недостижимой.

Системное ВЗАИМОдействие этических, интеллектуальных и управленческих (кибернетических) критериев порождает систему ценностей и критериев (Z-ценности), кардинально выходящих за пределы общеизвестных (А-ценности).

Вот, в моем представлении, самые определяющие Z-ценности:

1. Принципиальное отрицание своего совершенства во всем;

2. Стремление к ПОЛНОсистемному совершенству и своего Я, и производимого продукта, и технологии реализации целей («производства»);

3. Сознательная ревизия ВСЕГО своего знания, включая логику мышления;

4. Использование специфического критерия истины (см. главу Критерий истины);

5. Посильные усилия в обеспечении вечного существования человечества (и, следовательно, в обеспечении полноценной собственной семейной жизни). (Замечу, что перестановка местами этих двух целей уже не обусловливает их взаимозависимости: забота о полноценной семейной жизни совсем не обязательно увеличивает устойчивость развития человечества.)


Сопоставим два мира (А и Z) с позиции Z-ценностей. Заодно наметим и основные характеристики Z-цивилизации, которая, надеюсь, все-таки когда-нибудь придет (должна прийти!) на смену сегодняшней.

В области духа. Поведение А-человека определяется системой потребностей (и инстинктов), выбранными НЕ ИМ самим, а привнесенными в его сознание извне. Поведение же Z-человека определяется, в первую очередь, ценностями и установками, выбранными им САМИМ.

В области этики. В А-мире господствует безжалостная конкуренция, нередко с применением любых средств. Конкуренция же в Z-мире имеет лишь игровой и воспитательный характер, а отношение к другим людям определяется, в первую очередь, степенью их ответственности перед семьей и обществом.

В области сложного труда. В А-мире ценность работника определяется, в первую очередь, его знаниями, в Z-мире – его умением; А-человек обычно узкий профессионал, Z-человек подготовлен разносторонне.

В области потребления. Потребность человека превзойти себе подобных имеет великое множество разновидностей и форм проявления (властолюбие, тщеславие, конкуренция, спортивный азарт, соревнование, ревность и т.п.) и является едва ли не самой главной для А-человека. Именно эта потребность (если она у человека имеется) стимулирует безудержный рост и многих других потребностей. А-человеку нужно выглядеть самым богатым, самым сильным, самым умным, самым красивым, а то и самым добрым. И т.д.
У Z-человека эта потребность трансформируется в превосходство (победу) над самим собой и над негативными силами природы и общества. Или иначе: удовольствия являются не стержнем жизни, а приравой к ней.

В области интеллекта. А-человек в редких случаях ставит себе задачей совершенствование своего интеллекта, и если ставит, то лишь в отношении какой-то одной сферы умственной деятельности. В Z-обществе развитие интеллекта в разных областях деятельности является непременной задачей каждого человека.

В области управления. Современные работы по управлению мне больше напоминают художественные произведения, нежели серьезную науку. Да и само слово «управление» используется как синоним слова «власть», которая является скорее антиподом управления. Настоящее же управление начинается со знания методики построения самОй конечной цели (и сверхцели).

В области экологии. А-человек относится к природным ресурсам как к безграничным. И даже защитники экологии своими действия больше наносят вреда, нежели пользы. В Z-мире используются только восстановимые природные ресурсы, а экономика развивается в основном по замкнутому циклу.

В области образования. В А-мире отсутствует обучение самой главной профессии – быть полноценным ЧЕЛОВЕКОМ. В Z-мире это является задачей всеобуча первостепенной важности, охватывающей не только вопросы приобретения профессиональных знаний, но и организации семейной жизни, воспитания детей, обеспечения безопасности жизни, экономного ведения домашнего хозяйства, бесконфликтного общения и т.д.

Другие сопоставления будут приводиться в процессе изложения материала. А пока вернемся к характеристике А-человека.

***
Интересно приоритетное отношение между потребностями, привнесенными в сознание извне, и потребностями, порожденными сознанием по собственной инициативе. Противоречие между этими двумя видами потребностей столь велико, что делает почти невозможным их одновременное удовлетворение. Основной причиной такого непримиримого противоречия является наличие у А-человека потребности в превосходстве над другими людьми (которая с позиции Z-ценностей является просто абсурдной). Хотя потребность в превосходстве весьма тесно переплетается с другими потребностями и не сразу поймешь, какая из потребностей является средством, а какая самоцелью, тем не менее одно понятно: для удовлетворения потребности в духовно-интеллектуальной деятельности превосходство над другими людьми не является необходимым. А вот, к сожалению, для достижения превосходства, власти и т.п. умственная деятельность является весьма важным средством. (Здесь остается надеяться лишь на то, что рост интеллекта может привести к пониманию нелепости потребности во власти.)

Подытожим: у властолюбивого А-человека умственная деятельность есть слуга его психики. У Z-человека разносторонняя умственная деятельность есть наиважнейшая самоцель, а ее наличие является первостепенной потребностью. Описанное соотношение между двумя видами потребностей и легло, на мой взгляд, в основание известного афоризма Сократа: «Люди живут, чтобы есть; я же ем, чтобы жить».

***
Одной из характеристик А-человека является та, что он, как правило, доволен самим собой, своим Я. Конечно, он может сетовать на свои внешность, здоровье, характер, память, иногда даже на знания и профессиональные навыки; исключительно редко он выражает недовольство своим интеллектом, и НИКОГДА – своей системой ценностей (а если такое вдруг случается, то он фактически выпадает из А-мира).

С кибернетической точки зрения сущностное свойство А-человека состоит в том, что он (его Я, его цели) является ОДНОЗНАЧНОЙ функцией обстоятельств (генетики и воспитания). А-человек реализует ту программу, которую в него заложили. Программа эта может быть плохой или хорошей, но отступить от нее А-человек не может (возможно, поэтому Л.Толстой утверждал, что нет в мире виноватых, коли всё предопределено). И не в том беда, что программа может оказаться плохой, а в том, что и в случае хорошей программы сам А-человек в ее выработке не участвует. Следовательно, направление "развития" А-цивилизации предопределено, причем, как об этом пишут многие аналитики (в частности, М.Веллер), в сторону самоуничтожения. А всё возрастающий темп технического прогресса спасти человечество от гибели не может, ибо и этика, и логический интеллект и особенно управленческий интеллект А-человека по существу не меняется. Когда же водородной бомбой забавляются безответственные политики, то рассчитывать на поступательное развитие цивилизации не приходится.

Окончание следует.


Рецензии