354. Тюмень

 Тюмень.       
В возрасте от 7 до 11 лет, по праздникам родственники собирались вместе за праздничными столами по очереди, то у одних, то у других. Достаток у каждой семьи был разным, но на стол подавалось всё самое лучшее и привлекательное на вид и на вкус, чтобы гости были довольны. Спиртное употребляли всегда до тонуса расслабленности и веселья. По правде говоря, бывало всякое. После чего, как правило, пели русские протяжные исторические песни. Мне, нравились буквально все, особенно про Ермака. Не нравилась только про Разина. Всегда разочаровывался и не одобрял атамана, когда бросал тот за борт турецкую княжну. После песен шли разговоры о предках. Здесь уж слух мой был острее любой бритвы. Гордился, тем, как предки   Петрушины - Лазарята, садились в лодки и пели песни, отправляясь на рыбалку. У каждого был в этом хоре свой голос. Андрей Степанович был запевалой и, песни их эхом разносились резонансом на многие километры долины реки Паченки - Бачкимы. Сестра деда - Анна Трофимовна говорила, что старушки, сидевшие в деревне на лавочках, плакали, слушая эти песни. Её голос был не таким высоким, но очень сильным и поставленным, словно у профессионала - певца. У мамы, голос высокий, не сильный, но из общего хора, выделялся особым дискантом. Нигде, никогда, ни у кого, в жизни такого слышать мне не приходилось. Она всё время говорила, что поёт вторым голосом. Я её не поправлял, полагал, что голоса определяются, относительно высоты. Высокий первый, ниже второй. Не специалист по вокалу, но мне кажется, если бы мама была артисткой, то карьера певицы ей была бы обеспечена не менее Зыкиной. После чего переходили всегда к разговору о дедах и прадедах. Пащни их находились от южной окраины  деревни, чрез дорогу, что пролегает на деревню Маслянку - за бугром на расстоянии около километра. А, ещё правильнее; основная эта дорога идёт с Востока на Запад, а потом крутой изгиб её резко поворачивает на Юг, метров на триста и снова поворот на Запад. Пашни и, находились справа этого изгиба. Дом семьи - Петрушиных, в два этажа, стоял в центре деревни на южной стороне соборной площади. На северной стороне её находится мостик через буерак. Чтобы найти место, где он находился дом, нужно от мостика провести на Юг прямую линию, ныне, чрез магазин, там в настоящее время из этого погреба выросло большое дерево. Это и означает южную границу соборной площади деревни Пченки. На ней собирались крестьяне деревень: самой паченки. Курьи - Курьянской. Сосновки тавдинской. Маслянки и Шелконоговой. Рано утром крестьяне идут пахать, сеять на свои делянки. На земле видят отпечатки тех, кто уже ушёл работать на поля раньше их и они - крестьяне говорят: «Это Лазарята прошли» Так, как следы их ног были больших размеров. Прабабушка Сигклитикия петь не могла, но за столом всегда находила со смыслом такую реплику, что мгновенно все взрывались от хохота. Вот, в такие моменты я запоминал без всякой записи все их разговоры о предыдущих поколениях. В 12 лет, чуть более года побывал в АБАКАНСКОЙ ДЕТСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ. Выпустили из неё в конце июня 1952 г. В 14 лет места себе не находил, всё хотелось побывать в деревне Паченской. Она снилась почти каждую ночь и всегда, после таких сновидений вставал бодро, словно, каждый раз был у меня день рождения. Звала, звала милая - моя Малая Родина. Не вытерпел, двинулся в путь. Не остановила меня дорога до этой деревни расстоянием в ста км. Двинулся от дома - одноэтажного деревянного барака, что стоял по улице Мостовая дом № 8а. Сейчас на том месте стоит дом в пять этажей.   Автобус. В г. Тюмени, на тот период времени ходил только один автобус маршрутом: «Железнодорожный вокзал - улица имени Толстого» Подходишь на его остановку и спрашиваешь у ожидавших его людей: «Где автобус» Получаешь ответ: «Он находиться на улице им. Толстого. Определяешь: « Стоит ждать или нет» Так и шёл от дома, где жил, пешком до деревни Парфёновой и далее, до самой Паченки. Не доходя до Велижан, развалилась обувка на ногах. Сбросил её и далее пешком. Не встретилось людей ни встречных, ни попутных, ни машин, ни конных повозок. В походе по деревням узнал многое для себя.  В 1986 году, осеью, приехал с Камчатки и решил работать по документам своих деревень Нижне - Тавдинского района. Оказывется, что архив находится,  в трёхстах метрах от моего жилища. Обрадовался. Работал с утра до окончания рабочего дня. Тогда он работал до пяти часов вечера. Сидел в читальном зале один. Редко, кто заходил в него. Разве, кто из студентов или церковных служащих. Письменно запрашивал РГАДа. Ездил на поезде в Тобольский архив. Никто не препятствовал, никто не мешал. Через год скопилось документов полностью на восемь деревень на одно село и Тавдинскую слободу. Уже стал задумываться: «Может книгу, как - то издать?» 
               


Рецензии
Значит моя-Золотая жена
Не была мертва.
Значит она-Золотая была
Снотворным напичкана.

Владимир Прокопьевич   18.11.2022 07:16     Заявить о нарушении