Поэзия это поиск счастья. О Цветаевой и Ахматовой

http://www.stihi.ru/2015/05/09/341
http://www.stihi.ru/2015/02/16/10671
http://www.stihi.ru/2015/05/12/3306

http://www.stihi.ru/2016/09/03/9274
http://www.stihi.ru/2015/05/09/435
http://www.stihi.ru/2015/03/08/4831


Почему Цветаева оказалась мне ближе?
Ну во-первых, слово-творчесво, смысло-творчество и плюс поиск.
Вот понимаешь, в чём дело… «Мечтать и искать».
В ней (то, что я проповедую теперь в обучении),
казалось бы взрослый, уже поживший, седой человек,
а Марина по-прежнему всё старалась найти внутри себя смыслы,
она боялась жизни, и все смыслы «вытаскивала» изнутри…
И если бы ещё не внутренняя трагедия, я уже не говорю о том,
что семью всю "распластали", плюс ещё мировая война,
которая загнала её дальше некуда, аж до Камы.
Устояла, хотя она совершенно не бытовой человек.
Даже то, что она вообще дожила до 41-го года…
Человек эстетический, идейный, культурный и прочее…
Она вполне могла бы прожить на Западе,
но тут у неё  личная трагедия из-за мужа,
он не любил детей. В общем, «декабристка наоборот».
Декабристки поехали в Сибирь, а она поехала в Европу.
Вернулась ради детей. Никого спасти не смогла,
даже себя спасти не смогла.
Поэтому… просто трагическая судьба женщины, как образ такой.

- Она тебе близка по своему творчеству, или по биографии..

- В первую очередь по творчеству. Я знал, что
Марина Цветаева писала стихи. Первое, что я нашёл
(а я очень долго не мог найти произведения Марины Цветаевой),
это была поэтизированная проза. «Мой Пушкин».
Это была проза экзальтичная, эмоциональная, но это была проза.
К стихам я пришёл уже значительно позже.
Просто доступа было мало, Марину Цветаеву очень мало
при жизни печатали.
Причём, сначала были известны только её слабые сборники,
которые тоже, кстати, восхищали.

«Идешь на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!»
               
Это она о смерти…

«Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.»

Начать с «Идёшь на меня похожий…»
«Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.»

«— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.»

Такой наивный, я бы даже сказал, такой наигранный вариант,
девичий вариант, и куда всё девалось…
Вообще масштаб человека делает время.
Хотя и человек тоже делает своё время.

- Делает или показывает?
- Нет, он смотрит сквозь призму своего времени.
У каждого человека есть возможность как бы проехать
за счёт собственных возможностей,
если человек пытается найти себя в этой жизни,
он тратит самого себя, а если пытается «заретушироваться»,
то может прожить также в общем-то неплохим человеком,
и при этом не тратить себя беспощадно.

- У тебя есть также по крайней мере два произведения,
  посвящённых Анне Ахматовой.
- С Ахматовой сложнее. В России вообще никогда не было
написание стихов «женским делом», потому что считалось,
что для этого нужны другие качества.
Вот Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт…».
Народ нужно вести, вождями быть. Хотя у той же Ахматовой,
в её слабостях её же сила. Потому что у нее, начиная с того,
что «в смятении на правую руку надела перчатку с левой руки»,
чисто женский аспект восприятия и изложения.
И ещё:
«Я научила женщин говорить,
О, господи, кто замолчать заставит…»

Как она была петербуржанкой, так она ею и осталась.
Цветаева  это московско-калужская барышня, она всё-таки
от этих холмов.
Ахматова же, хотя Анна Горенко не родилась в Питере, она родилась
всё-таки на Украине, петербуржанкой стала в процессе.
Весь стиль, весь образ, всё впитано, Ахматова это псевдоним.

Каждый поэт является выразителем какой-то прослойки, группы,
страты интеллигенции. Даже если это просто кружок любителей
изящной поэзии. Человек не может абстрагироваться от жизни
до такой степени, чтобы не выражать отношения, т.е. относиться
к жизни как к чему-то потустороннему и не зависящему от нас никак.
Пытается как-то в этом участвовать, если не оценочно,
то хотя бы эмоционально.

Больно в разных степенях, одна оценочная шкала жизни - боль.
Поэзия – это преодоление боли, поэзия это поиск счастья.
Счастье – это та самая птичка, которая когда садится нам на плечи,
мы её не почувствуем, а узнаем, что она была, когда её уже не будет.

Собственно в этом мудрость жизни, ведь если бы мы добивались этой птички,
то не исключено, что старались бы держать её в  клетке.


Рецензии
" на правую руку..." - описка - НА отдельно Успехов в творчестве!

Наталия Бабанова   03.11.2016 14:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталия за внимательное прочтение и подсказку!
И Вам творческих успехов!

Зима Владимир Иванович   04.11.2016 01:00   Заявить о нарушении