Апулей
всё здесь было..."
Апулей "Метаморфозы, или Золотой осёл"
Век блистательный и порочный,
век патрициев и бомжей...
ты оставил в наследство потомкам
в "Золотом осле", АПУЛЕЙ!
В Лету канули и нероны,
и калигулы, и лжецари...
над Империей воцарились -
мир, спокойствие... до поры.
Возвеличены пУрпур и золото.
Набирала Империя вес:
и в политике, и в экономике,
только, все ж, не бывает чудес.
Став ослом, а не птицей вольной,
одержимый страстями ЛУций,
распознал Рима нрав фривольный,
как участник событий невольный.
Процветали вовсю в Империи:
страх, насилие и нищета,
сладострастие и коррупция,
и идейных исканий тщета.
И расцвет оказался недолгим,
а затем прозябанья века!
Так, история Древнего Рима -
в назиданье потомкам дана.
Кто не глуп, провести параллели
не составит большого труда.
Коли нет благородных целей,
всяк Империя обречена!
Сюжет:
В книге рассказывается о невероятных похождениях беспутного знатного римского юноши Луция, увлечённого женщинами и колдовством; повествование ведётся от его лица. Оказавшись в греческой области Фессалия, считавшейся в античности родиной магии и славившейся своими ведьмами, он решил испытать на себе местное чародейство. Он узнал, что Памфила, жена хозяина дома, в котором он квартирует, — ведьма. Её служанка Фотида спрятала его на чердаке, и на его глазах Памфила с помощью волшебных мазей обратилась в сову и улетела на свидание к возлюбленному. Фотида достаёт ему мазь, которая должна обратить его в птицу, но путает баночки, и вместо того, чтобы стать птицей, Луций превращается в осла.
В обличье животного Луций попадает к различным хозяевам, претерпевает всякого рода унижения, в основном связанные с тяжёлым трудом, становится жертвой сексуальных домогательств одной знатной дамы и видит жизнь многих слоёв позднеантичного общества — от земледельцев и разбойников до жрецов Кибелы и богатых горожан, всюду наблюдая падение нравов. Изнурённый и доведённый до отчаяния Луций просит богов о помощи, и на его молитву откликается богиня Исида. По её указанию Луций съедает цветущие розы и снова превращается в человека. Отрёкшись от прежней порочной жизни, он проходит обряд посвящения и становится пастофором (жрецом Осириса и Исиды).
Справка: Немного достоверных сведений сохранила история об одном из самых замечательных писателей II века н.э. - Апулее. Нет точных дат его рождения и смерти, отсутствует хронология его творчества, неизвестно даже полностью его имя (Апулей - это только родовое имя, нечто вроде фамилии). И всё же можно отчётливо представить этого человека; понять его страсти, его привязанности и антипатии. Вся его сложная и противоречивая натура, равно как и его творчество, поддаётся истолкованию и объяснению. Это определяется двумя обстоятельствами: яркой индивидуальностью писателя и типичностью характера Апулея для его времени. Он плоть от плоти своего века, любимый сын его, он впитал в себя всю ту эпоху со всеми её достоинствами и пороками, старческой мудростью и детской наивностью, жестокостью и сентиментальностью.Он - близнец своего века, до такой степени они схожи. Имя Апулея по достоинству стоит рядом с именами крупнейших писателей мировой литературы.
Свидетельство о публикации №116102707878