Лерма. Год 31-й. Поэмы. 1
Поэма имеет посвящение, которое едва ли не сильнее самой поэмы. Это два восьмистишия, адресованные другу, как отметил и сам автор… Тональность посвящения – всё та же: жалобы на жизнь и людей, особенно друзей. Приведу почти целиком:
1
Бывало, для забавы я писал,
Тревожимый младенческой (!) мечтой;
Бывало, я любовию страдал (!)
И, с бурною пылающей ( !) душой.,
Я в ветреных стихах изображал
Таинственных видений милый рой.
Но дни надежд ко мне не прИдут вновь,
Но изменила (!!) первая любовь!..
2
И я один, один был брошен в свет,
Искал друзей – и не нашел людей;
Но ты явился: нежный твой привет
Завязку снял с обманутых (!!) очей….
Интересно, что у экзистенциалистов прошлого века было почти то же: все утверждали, что они «вброшены в мир», а бог их потом оставил, - так и живут «брошенками».
После эпиграфа из Байрона (!): «Когда такой герой будет жить вновь» (перевод "от ред." звучит плохо, - куда вернее по-русски это бы звучало так: «Когда еще такой герой появится опять») -
идет длинное описание природы:
Увы, под властию чужой
Склонилась гордая страна…
и опять длинное романтическое описание сей страны. Но вот выходим к костру, вокруг которого сидят «шесть юношей» и один старик: «они славяне!» Воины скорбят и даже каются, что меч подняли: «Победы мы не встретим вновь» - плохой русский уже у самого автора, но это от романтических грез и сожалений. Вот один встал и обратился к старцу с просьбой спеть что-нибудь для друзей. И зовут его Вадим.
Старец – нето скальд, нето славянский «боян», но явно со скандинавским именем Инглелот (а что нам, молодым, - назовем как хотим!) поет целую сагу:
Собралися люди мудрые
Вкруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном
(и потому князь вещает слабым голосом «норманнскую историю» Государства Российского:
«Край наш славен – но порядка нет!...
и призывают славяне варяг володать ими. Рурик со товарищи поклялись служить славянам, но «Обманулись вы, сыны славян!»: Рурик завладел «НовогОродом» и чинит бесчестие.
Послушав Гостомысла, тридцать (!!) юношей пошли мстить варягам. Славно режут их, пока те спят. Но многие проснулись, однако, и почти перебили отважных героев, и осталось только шестеро, кои и сидят у костра теперь. А Вадим не сдается, он ОДИН пойдет на бой с ворогом. (Вот оно влияние американских фильмов, даже Лерме передалось!)
Сей «последний сын вольности» новогородской вскочил в ладью, а за ним и друзья. Доплывают. Высаживаются. И следует лирика по-романтически:
Вадим любил. Кто не любил?
И зовут ее Леда! ( Леда-то была у греков, но да что нам до них!?) Прекрасна «Леда, как звезда на небе утреннем», но вот казус: не полюбила она Вадима.
«… но с тех пор
Он всё любил, он всё страдал» …
Узнаете, в кого воплотился Лерма?! Правильно! Мы всё о себе, даже если и обличье и «звание» сменим. И сюжет будет идентичным: Герой полюбил, - Она отвергает, не любит..
Вадим велит себе забыть ее, но Память проклятая отказывается. Вот и страдает! И теперь для него важна одна «триада»: «Свобода, мщенье и любовь».
Рурик воюет. Поджигает славянский город. А в это время Леда в Новогороде сидит при лучине, прядет пряжу… Потом засыпает и видит тревожные сны (и так мелькают страницы сей поэмы). Но настает праздник Лады, на котором блистает Леда. Рурик положил на нее свой зверский глаз. И не спрашивая Леду, забирает ее честь. Мать ждет дочь, и та приходит в слезах и позоре: «Он вырвал у меня любовь», - говорит она матери...
Как славно это звучит у романтика юного! Не у него ли позаимствовал образность такую Генрих Боровик в «Интервью в Буэнос-Айресе»? Там бравый красавец-фашист говорит про насилие его роты над матерью и дочерью: Мои юные воины «подарили им свою любовь»!
Но Леду никто не жалеет:
«С жестокой радостью детей
Смеются девушки над ней,
И мать сердито гонит прочь…»
И дева исчезает куда-то. На две страницы идет философско-лирическое отступление Автора… А в то же время Вадим и Старец бредут лесами. Вадим произносит длиннущую речь о Свободе и Мщении… А потом они находят окоченевшее тело Леды.
И к мертвой подошел Вадим…
Но что за перемена с ним? -
(Лерма особым образом выделил последнюю строку, и в книге она набрана курсивом. Это нужно ему для театрального эффекта)
Затрясся, побледнел, упал….
(Этим можно восхищаться только от безбрежной любви к Лерме, - да простят мне наши Леди! А по сути, это классицистско-романтическая ходульность, в которой Лерма пока видит высокую трагичность… Но мы-то…)
Потом Вадим произносит агромадный монолог перед спутником, затем копает мечом могилу и погребает Леду. А спутник призывает его смириться перед Судьбой.
А у Рурика – пир. Народу – тьма. И вдруг звучит РОГ: Рурика вызывают на бой! Это уже Вальтер Скотт пошел по новогородской земле! Да, и что бы вы думали: Рурик-то бой принимает… И Вадим погибает в этой схватке, как «ПОСЛЕДНИЙ ВОЛЬНЫЙ СЛАВЯНИН! (опять курсив у Автора).
В грустном эпилоге один старец несет на себе мертвое тело Героя. И всё венчают строки из Байрона.
Нет, решительно пока поэмы Лерме не даются. А поэмища занимает аж 30 страниц! Думаю, слез над ней юный автор пролил премного….
Простите, дамы, но от этой драмы рыдают пусть гиппопотамы! А мы-то видим, что тут полнейший произвол Автора, который никак не выйдет из образа героя-одиночки!
(Этот циник Карин)
Свидетельство о публикации №116102701577
Прости меня, Курицу глупую, но как же ты повеселил меня на этот раз своим "цинизмом"! какое удовольствие доставил мне этой лекцией! Слушала тебя, разинув рот, схватывая каждое слово, каждый оттенок голоса, восхищению радостному не было конца. Восхищение тобой, а не , увы, Поэтом и его поэмой. Ах, как ты умеешь! Знатный оратор! Даже жалко, что лекция закончена. СПАСИБИЩЕ!!!
Здравия тебе и сил! БУДЬ!Обнимаю,
Эмилия Нечаева 2 30.10.2016 01:08 Заявить о нарушении
1) Почему я перешла на "ВЫ". Я не переходила, так написалось. В моём "ВЫ" нет никакого отдаления от тебя, и в "ТЫ" нет никакого панибратства к вам)) Они равнозначны, уважительны, добры, дружески приветливы.
2) Ты спрашивал, всё ли из Лермонтова я люблю. Нет, не всё. Благодаря тебе узнала, что многое и не читала, как например, и первые поэмы, о которых ты говорил, так и эту. "Боярин Орша" и "Сашка" что-то не особо глянулись. Выделяю и люблю "Мцыри", "Демон", Песня о купце Калашникове"(по моему уму это вообще шедевр)и некоторые стихи. Но, даже если бы и этого у него не было, а только "Парус" и "Выхожу один я на дорогу", моя любовь к нему была неизменна. Эти 2 стих-ния - мои!!!
А впрочем мы с тобой оч. много говорили и обсуждали его произведения: и "Демона", и "Маскарад", и "Песнь...", и стихи. И где-то то у тебя всё это должно быть. Я искала, но нашла только то, что подтверждает, что ЭТО БЫЛО. См. здесь http://www.stihi.ru/rec.html?2014/08/23/1140
А вот где велись наши беседы -? Но нет у меня времени перелопачивать всю твою стр-цу)) Мож, потом когда-нибудь, когда перестану "отключаться"))
Эмилия Нечаева 2 30.10.2016 01:07 Заявить о нарушении
ОЧень раз ТЕБЕ! Дело в том,что я часто пишу Ты с большой буквы - решпект, уважуха, как это теперь трактуется.... Но Ты моя самая близкая теперь подруга, чего я тебе буду выкать, Эм?!
Ну, вот пока, по возможности! Целую ручки, обымаю! Твой И.В.
Игорь Карин 31.10.2016 02:07 Заявить о нарушении
Обнимаю и желаю всех благ вашему ВГИКу! Здравия и всего того, что самим хочется!
Эмилия Нечаева 2 31.10.2016 12:33 Заявить о нарушении