Стр. 88 искусство ремонта гитары. настройка гитар
НАСТРОЙКА ГИТАР_2.
+ ниже мной / Корнев и Смелостев/ дан небольшой фрагмент из уже упомянутого трактата Антонио де Марки – Искусство изготовления скрипки.
Так Вам будет проще понять течение моих мыслей, и чем я руководствовался, переделывая описываемые гитары.
+ рис.83, предыдущий рисунок, что иллюстрирует мои рассуждения, когда я только думал, как гитару переделать!
….Из трактата де Марки…Пойдем дальше и исследуем несколько случаев, чтобы понять, может ли мастер преодолеть трудности, которые стоят перед ним, не только относительно самого инструмента, но и тех людей, которые будут судьями. Мне прислали из Модены скрипку Амати для замены верхней деки. Я тщательно изучил старую верхнюю деку, чтобы сделать новую с такими же параметрами, что я и сделал в конечном итоге. Когда я послушал эту скрипку с новой декой, то обнаружил, что струны Ми и Ля / 1, 2 на скрипке?/невыносимо резки, и басы такие же; другими словами, скрипка производила больше шума, чем звука. Я был в ужасе, слушая такой плохой звук, что решил сделать некоторую коррекцию, но один мой приятель сказал, что такой звук может нравиться людям. Ну, я и отослал инструмент без коррекции звука. Через некоторое время я получил ответ и моё сердце замерло, когда я стал читать его, опасаясь, что получу упрёк. Но всё было совершенно наоборот: я получил огромную БЛАГОДАРНОСТЬ.
НЕКОТОРОЕ ПОЯСНЕНИЕ.
Скрипичные струны, так как и гитарные настраиваются, а точнее Натягиваются до Определенной ноты. Это довольно Хитрое понятие –настроенная гитара, остановимся на этом подробней. Допустим – у Вас в сей момент есть гитара! Но Все гитары и довольно сильно отличаются в том отношении, что, банально струна ВСЕГДА настроена НЕ ТОЧНО В ноту! Можно настроить инструмент в ноту – если это, скажем 100. 4 Герц? Это поймешь лишь на практике и постоянно играя, и как я имея несколько инструментов. У всех у них ШЕСТЬ струн, но когда то я не мог понять:
- Почему у них такой Разный звук?
Для этого не нужно исполнить какую то сверх сложную музыкальную пьесу! Просто проведите по Открытым струнам, то есть по не прижатым сверху внихз! Ну во первых, различный звук получается и по тому, что он ТАКИМ И ДОЛЖЕН быть на разных гитарах! Пока я имею в виду обычную акустику. Все зависит от КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ инструмента. Если у вас одна или две гитары по размеру схожи, то это будет не так заметно, но я уже примерно знаю как будет звучать гитара – просто взяв ее в руки. Определяю я это – исходя банально – из ее веса! Вы эту разницу, даже если по весу инструменты отличаются грамм на 20 определите! У тяжелого инструмента ПО ИГРЕ на нем более ТРУДНЫЕ тонкие струны. Все просто! Я Вам сейчас построю такое заключение»! Чисто логически можно представить, что КАЖДОЙ из шести струн принадлежит какой то КУСОК объема корпуса. Ну можете провести линии по верхней деке карандашом между струнами! Это примерно полоски в 10 мм, что равняется расстоянию между струнами в среднем! И это логично, так как по всей длине корпуса инструмента разницы нет! Сначала у всех струн – это верхний клец! Это брусок, что имеет Одинаковую толщину, равную примерно 10- 15 мм.
Потом идет некоторая разница, так как голосник круглый и соответственно верхняя дека под разными струнами может иметь разницу в длине примерно 70- 90 мм, такой диаметр голосника у разных гитар! Так как струнодержатель Симметричен, то для каждой струн и его влияние одинаково! Потом от него и до нижнего клеца в вибрации или резонансе участвует Одинаковое количество древесины! Тогда – почему считается, что отдача от больших и тяжелых гитар больше от толстых струн, а от тонких – так себе? А БОЛЬШАЯ МАССА ГИТАРЫ И ГЛУШИТ МЕНЕЕ МОЩНОЕ ЗВУЧАНИЕ ТОНКИХ СТРУН. Вспомните звук, что проходит через Тонкую или Толстую стены, и Какие Частоты при этом теряются!
Я не хочу повторяться, что звук зависит от конструкции струнодержателя! Так, если он самодельный, то вы и я то же могу в первых изменять его, струнодержателя – МАССУ,УМЕНЬШИВ ЕЕ! что я и сделал на Втором Орфее, и могу с уверенностью сказать, что гитара стала звонче! А что это значит.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИТАР.
Все это можно понять и постичь методом Рассуждений, потом исполнения того либо другого рассуждения! Сейчас поясню!
При изготовлении гитар и их ремонте, конкретно в конкретный момент, когда начинается новая операция, например изготовление грифа, струнодержателя ли, то решать вопросы, а иногда и приходится идти на компромисс, когда что то не можно сделать так, как хотелось сделать первоначально! И делать подобное, но и меняя что то! И так – Орфей и в нем дыра от оторванного струнодержателя! Естественно нужно Простыми приспособлениями сжать верхнюю деку и в вырыв что то положить! Ну раньше я сказал, что я можно сказать “ заварил”эпоксидным клеем вырывы в верхней деке, а заполнил: где тонкими кусочками фанеры или даже добавив пыль от наждака! Я просто знаю свойства эпоксидного клея и не думаю, что от этого сильно изменились резонансные свойства в вержней деке! И именно ее центре! НУ НЕ НОВУЮ ЖЕ ДЕКУ ДЕЛАТЬ! Не Ломать же гитару! Сделал – звучит! А две одинаковые гитары Орфей звучат по разному!
1. по тому что у Орфея этой гитары, очень свой Широкий струнодержатель и он довольно надежно ПРИСАБАЧЕН и клеем, не хуже эпоксидного! Оторвать деталь, приклееную с помощью этого клея можно– только сломав ее!
2. Сразу – Первое измение! Наверно я бы мог вырыв под струнодержателем просто заполнить кусочками тонкой, однослойной фанеры и сверху приклеить Новый струнодержатель. Но эта гитара – Орфей отличается от многтх гитар тем, что под струнодержателем не бруска, обычно из бука он делается, имеет площадь и размеры как основание у струнодержателя и толщину где то около 3 мм. Можете прощупать вашу гитару изнутри, ослабив или сняв струны. Я решил это брусок приклеить и на первом и на втором Одинаковом переделанном Орфеях. Просто я делаю так, что бы потом не думать:
- оторвет или не оторвет струнами струнодержатель?! Так как в домашних условиях трудно соблюсти пропорцию эпоксидка + отвердитель, и иногда получается клей после затвердевания или очень Жесткий, как твердая пластмасса или гораздо пластичнее. По тому у меня часто струнодержатель укреплен 2 или 3 шурупами, а ввертывать их в деку, это ненадежно! Нужно добиваться того, что бы шуруп завертывался на Всю силу и не срывался! Именно , и только по этому в первый раз я под струнодержатель, не спутай, изнутри корпуса к Верхней деке и приклеил брусок, точно такого же контура. ОНИ ОБРАБАТЫВАЛИСЬ ВМЕСТЕ ЗАЖАТЫМИ В ТИСКАХ, И ВСЕ ОТВЕРСТИЯ ТОГДА ПРОСВЕРЛЕНЫ БЫЛИ И ШУРУПЫ ВВЕРНУТЫ. После в деке шилом намечались отверстия ! Иначе как все это собрать? Потом все это собиралось на клей и стягивалось! Но! При этом ДЕКА СТАЛА в месте под струнодержателем Масивеней и гитара более Сильного удара по струнам требовала! Это первый переделанный Орфей! делаем вывод! На гитару влияет Сильно Конструкция струнодержателя – в частности его Масса! По этому у второй – Точно такой же гитары Орфей я сделал все, что бы струнодержатель Облегчить хоть грамм на 20! Прочитав внимательно ты со мной согласишься, что ЗВУК гитары можно менять, но я еще более подробно разобрался с конструктивными особенностями струнодержателя на этих гитарах, и дальше я намерен рассказать КАК ЕЩЕ МОЖНО СМЕНИТЬ звучание гитары, лишь незначительно изменив конструкцию этого узла, и у меня где то есть интересная фотография, что мою мысль наилучшим спообом проиллюстрирует!
- -88-
Свидетельство о публикации №116102608629