Размышления из под стола III

Жизнь человека парадоксальна. В нас вложено осознание себя самих, как чего-то отдельного. Нам дан ум и сказано: делай что хочешь. Ум способен нивелировать любой смысл, обратить его в свою противоположность. И потому любое действие как бы не имеет смысла. Как и любой смысл, ради которого стоило бы действовать - всего лишь построение ума. Если это - тупик эволюции, то почему человечество стоит у руля? Или, быть может, мы вовсе не у руля стоим, а своим типом сознания и действия лишь уничтожаем окружающий мир? Но что заставляет нас верить, что так и должно быть: что ум - это дар, а наши деяния - имеют смысл? Может, эта внутренняя убежденность сродни древним инстинктам выживания, сродни непреодолимому влечению заняться сексом, когда это совсем не желательно с позиций ума? Ум человека чужд его же инстинктам выживания и вместе с тем именно ум превратил нас в доминирующих существ, во власти которых не только жизнь других, но и жизнь нас самих и всей планеты. Ум, для которого любой ориентир, смысл, инстинкт - лишь игрушка. Ум, творящий и разрушающий по прихоти, без очевидной цели и авторитетов.
Стоит ли удивляться, откуда такое устойчивое желание взять ум под контроль? Отыскать внешнюю, авторитетную силу, в которой был бы смысл и которой можно было бы дать на откуп все деяния? И если такой силы нет, ум сам вообразит ее, закрывая глаза на очевидный развод. Ум будет сопротивляться ее предписаниям, но вместе с тем, будет подкармливать, четче вырисовывать ее образ. Лишь бы можно было утвердительно ответить на вопрос: смысл, есть ли он вообще?

Такие вопросы не мотивируют к поиску ответа. Это не вопросы по сути, а констатация очевидной абсурдности. Это то, что если и не вгоняет в депрессию, то делает безучасным, циничным, холодным. Как будто бы вокруг безжизненное пространство, поле, на котором не суждено взойти ни одному саженцу. Это жестокая тюрьма, пусть даже имя ей - жизнь. Говорят: что посеешь, то и пожнешь. Но в этом-то и есть трагедия.  Если и существуют программы эволюции, то зачем нужна такая, которая работает лишь на себя? Такая, которую и писать-то некому? Я бы пожертвовал любой свободой выбора, будь у меня ответ, способный разрушить мои же выкладки. Свобода выбора - это абсолютная несвобода - и с этим жизнь теряет смысл.

Но как тогда живут другие? Кто-то просто не знает: они, как дети, не отдают себе отчета, в какие игры втянуты. Кто-то, однажды задав вопрос о смысле, ушел в слепую веру. У кого-то достаточно другой движухи, у них ум занят не тем, и подобные мысли, как и мысли о смерти просто не умещаются в голове, они не приживаются.

В редкие моменты я как-будто что-то понимаю. Проступают неясные образы. Но они, как ни одна кристалльно чистая выкладка ума о смысле бытия, вдыхают недосягаемый уму смысл. И это даже не вера, и не надежда. Это как внешняя программа, в которую я вдруг начинаю вписываться в качестве элемента. Эта программа очерчивает круг изысканий ума и степеней свободы. Она стоит вне меня и выше меня и потому ее авторитет и внушения неоспоримы.  Она всегда была здесь, но я все никак не мог настроится на ее волну, всегда проскакивал узкий диапазон среди шума множества других подвешенных в воздухе, оторванных от источника и никому ненужных мыслей, эмоций. Как если бы до этого момента я был сложным механизмом, который использовался примитивным образом не по назначению из-за неразвитости операторов. Или навигатором без GPS сигнала. В моменты этой тихой причастности к "своей" программе возникает ощущение наполненности, умиротворение и вместе с тем особого тонуса, способного подавить любой пессимизм и любые болячки. Любое логичечкое противоречие более не ставит в тупик, а извечный вопрос о смысле и мотивах сметается уверенным жизнеутверждающим "так должно быть".


Рецензии