Александр Лаврухин, или Когда звучат Коробейники
http://clck.ru/AECaN
Когда звучат «Коробейники», кажется, что тебя с головой накрывает волна неимоверной силы и ты попадаешь в водоворот такой восхитительно - страстной стихии, в которой хочется находиться как можно дольше, потому что пока это море музыки поёт, и переливается, и сверкает, искрясь оттенками и полутонами, ты сидишь, вжатая его мощью в кресло, вдыхаешь в себя оттенки и полутона, растворяешься в их неземной красоте и, задыхаясь от восторга и головокружения, слова вымолвить не можешь, потому что сейчас, когда звучат «Коробейники», не существует ничего вокруг, и даже тебя не существует, настолько ты сейчас не имеешь никакого значения, просто совсем никакого значения не имеешь ты сейчас, потому что в это самое время, пока звучат «Коробейники», есть только их божественная музыка, рожденная необыкновенным чудом, название которому Оркестр русских народных инструментов.
А ты идёшь вечером после концерта и думаешь о том, какое это счастье... Город еще не остыл после суматошного дня, но потихонечку затихает, погружённый в неоновую слепоту, приправленную терпким ароматом осенней листвы, собранной дворниками в лохматые кучи и прибитые полуденным дождём. Промозгло и сыро, но этого не замечаешь, потому что ты ещё там, в той чарующей бездне оркестрового звучания, среди балалаек и домр, в окружении баянов и бубенцов, и голосистых, слегка охрипших трещоток, и хрустальных колокольчиков с серьёзными бубнами. Ты – в магическом звучании волшебных гуслей, под голос которых возносишься куда-то высоко-высоко и растворяешься в вышине октябрьского неба.
Действительно, как это здорово, что в прошлом веке появился у нас талантливый музыкант-энтузиаст, который очень захотел, чтобы великие «Коробейники» зазвучали и на рязанской земле. Имя этому большому музыканту и доброму человеку, Заслуженному работнику культуры РФ Александр Иванович Лаврухин.
Его в городе любят, и это – истинная правда.
Я услышала так много добрых слов о нём, столько восторженных отзывов от его коллег, что не рассказать о нём было бы большой несправедливостью.
«Нет, конечно, он на репетициях, бывает, и кричит – ведь шепотом, понятно же, никто не услышит, когда оркестр играет. Тут поневоле погромче нужно. Это – нормально. Главное, не то, что кричит, а то, что злости в этом крике нет. Просто звук сильнее. Ну и эмоции, если кто «лажает» *, естественно... святое дело… тут уж не до шёпота. Но вы посмотрите на него – душа человек. И отзывчивый он – всегда и понять может, и помочь…».
Об этом же мне сказала Галина Николаевна Разутова, когда я заговорила о Лаврухине: «Очень хороший человек Лаврухин, очень – добрый, искренний, бескорыстный. И музыкант первоклассный.»
Когда в оценке человека многие, помимо его высоких профессиональных качеств, в один голос говорят о том, что он – добрый, это не может быть случайностью.
– Родился я 70 лет назад в маленьком калужском городке Людиново в простой крестьянской семье: две сестры умерли во время войны, осталось нас трое. У меня было самое обыкновенное послевоенное детство, со всеми невзгодами и радостями. Случилось чудо: в наш маленький провинциальный городишко приехали два выпускника калужского музыкального училища для создания детской музыкальной школы. Так я стал учиться игре на баяне. «Чтобы собак не гонял», - сказали мне дома, когда отдавали в школу. Понравилось мне заниматься музыкой, с отличием я окончил школу и поступил в Калужское музыкальное училище имени С.И.Танеева, а конкурс был – двенадцать человек на место. Это сейчас мало идут в музыканты, а тогда..., - вспоминает Александр Иванович.
Потом была Нижегородская консерватория имени М.И.Глинки, потому что без музыки Александр Лаврухин себя уже не мыслил.
– Курс у нас в училище оказался сильным, четыре баяниста выпустились, а трое поступили учиться дальше. Консерватория – это совершенно другой этап жизни и музыкального образования, – особенный этап. Таким это было счастьем – учиться в консерватории! - продолжает Александр Иванович.
Добрым словом вспоминает он своих консерваторских преподавателей: куратора Николая Чайкина, преподавателя по специальности Ю.П. Агафонова, педагога по дирижированию Г.П. Муратова – главного дирижёра горьковской оперы, который потом стоял во главе оркестра пермского театра оперы и балета.
– Как Вы попали в Рязань?
– В 1973 году мой консерваторский однокашник С.В. Нилов, который после окончания консерватории возвращался домой в Рязань, позвал и меня с собой на оркестр баянов. В то время такого коллектива в городе ещё не было, а у меня – специализация дирижёра оркестра баянов, потому что тогда в нашей консерватории был только оркестр баянов. Разрастался контингент Рязанского училища: приглашалось много педагогов, увеличилось количество поступающих, сформировалось два оркестра: русских народных инструментов и оркестр баянов.
Вся моя жизнь в дальнейшем оказалась связана с оркестром. Пришлось создавать репертуар, и теперь у нас целая библиотека для оркестра баянов. Нашими инструментовками пользовались и в вузах, а оркестр был на хорошем счету: в 1988 году мы заняли первое место в конкурсе оркестров музыкальных училищ московской зоны. В училище я вёл и сейчас веду класс дирижирования и класс специальности (баян), выпустил много хороших музыкантов, которые окончили консерватории и успешно работаю и в Рязани, и за её пределами. В оркестре и сегодня играют мои ученики – прекрасные музыканты: Дмитрий Козырев, который сегодня имеет свой коллектив «Рязаночка», Вячеслав Норенко, Сергей Аникин. Много лет играл у меня Сергей Ваньков – нынешний директор первой музыкальной школы, прекрасный баянист, руководитель ансамбля русских народных инструментов «Ока». У нас классический академический оркестр Андреевского образца, в котором есть ещё и баяны. Если есть необходимость в духовых, то приглашаем из симфонического гобой и флейту.
В конце шестидесятых – начале семидесятых в Рязани уже был симфонический оркестр, но к этому времени в городе появилось много хороших музыкантов «народников». Почему бы не создать оркестр русских народных инструментов? Вот такая мысль пришла в голову Александру Лаврухину. Помнил он слова Фёдора Шаляпина, с которыми тот, в присутствии императора Николая II, обратился к Андрееву – создателю первого российского оркестра русских народных инструментов: «Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир.» Не забыл Александр Иванович и о том, что сам император поддержал создание в России первого ОРНИ. С этим и отправился преподаватель Рязанского музыкального училища на поклон в Управление культуры города, где и получил, как это водится, чиновничий отказ на своё благое и, как он считал, необходимое есенинско-русскому городу, дело. Понятно, что не царский размах и уровень у наших чиновников от культуры, не всегда хорошо они видят и слышат, а потому не отчаялся музыкант и пошёл в Клуб «Красное знамя», где очень успешно работал кружок русских народных инструментов. Поговорили с директором Клуба и решили создавать оркестр. Проще простого, когда на энтузиазме-то! В первую очередь откликнулись педагоги ДМШ № 3 города. Занимались по воскресеньям, после трудовой рабочей недели. Разумеется, бесплатно, как это бывает по обыкновению, когда на энтузиазме.
Вот так и появился в Рязани любительский оркестр русских народных инструментов, в котором играли очень крепкие профессионалы.
А длилась эта «самодеятельность» до 1993 года. Коллектив, в репертуаре которого сегодня более пятисот произведений, существует тридцать девять лет, но снова и снова… оркестр держится на энтузиазме, любви и хорошем климате внутри коллектива.
– Мы играм классику, - говорит Александр Иванович, - у нас много тематических программ: к 70-летию Победы, к 120-летию С.Есенина (Звени, златая Русь!) джаз играем. К Году литературы состоялся концерт оркестра по произведению А.С.Пушкина "Метель" на музыку Г.Свиридова. С нашим оркестром выступают юные виртуозы Рязани, в репертуаре оркестра программы романсов. Украшение оркестра – певица Галина Разутова, работать с которой – истинное наслаждение, потому что она – профессионал самого высокого достоинства. Молодые наши талантливые вокалисты – Наташенька Нелюбина и Алексей Свиридов. Большим счастьем было встретиться и поработать с народным артистом СССР, профессором Саратовской консерватории имени Собинова Леонидом Сметанниковым. Мы – дипломанты Фестиваля профессиональных оркестров в Липецке, но хотелось бы съездить на конкурс и ещё раз, потому что коллективу оркестра это было бы под силу, есть, что показать публике и жюри.
Александру Ивановичу очень дороги лауреатские победы его учеников, о которых он может рассказывать долго и увлеченно, потому что в каждой из них – большая часть его бескорыстного труда, и тепло щедрой души, и волнение неравнодушного сердца, ибо он отдаёт музыкантам не просто своё рабочее или личное время, но ещё что-то неизмеримо большее, перед чем слова, как бы хорошо они не прозвучали, останутся просто словами, которые всегда бледнеют рядом с настоящим делом. Дирижёр и преподаватель по классу баяна в Рязанском музыкальном училище имени Пироговых Александр Лаврухин, Заслуженный работник культуры – человек дела, сумевший создать первый в городе оркестр русских народных инструментов, ставший неотъемлемой частью есенинской Руси, которой выпала честь оказаться на земле рязанской, а потому …
когда звучат «Коробейники», не существует ничего вокруг,
потому что в это самое время, когда звучат «Коробейники»,
есть только божественная музыка,
рожденная обыкновенным чудом,
название которому
Оркестр русских народных инструментов под управлением Александра Ивановича Лаврухина.
19 – 21.10.2016
31 января 2024 года Александра Ивановича Лаврухина не стало.
Фото Владимира Илюхина
* «лажает» - от «лажа» - ложь, подделка; что- л. нежелательное. муз. жаргон – фальшивое исполнение
"НОВАЯ ГАЗЕТА", № 43 от 3 . 11. 2016
Репетиция оркестра (фотографии и видео)
http://clck.ru/AECaD
М У З Ы К А Н Т Ы
1. Не стало Елены Образцовой
http://www.stihi.ru/2015/01/12/7145
2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229
3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712
4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429
5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766
6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035
7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655
8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545
9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279
10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459
11. Анатолий Лебедев
http://www.stihi.ru/2010/09/10/654
Свидетельство о публикации №116102611545