Урок чистописания
Урок чистописания...
Пёрышко ползёт медленно по бумаге тетрадки, выводя буковки и крючочки. Под правой рукой подложена розовая промокашка. Левая рука спокойно придерживает тетрадь. Ручка - деревянная красная, чернильница - коричнево-бордовая, пластмассовая, с рифлёным краем. Непроливайка. Чернил налито столько, чтобы перышко, доставая до дна, было увлажнено до половины, но не чрезмерно набрало чернил – иначе клякса неминуемо отметит твою чистую работу. На дне чернильницы не должен быть осадок или сгусток старых чернил, осевшие пылинки, ведь тогда непременно на кончике пера будет «сидеть» плюха, которая испортит всю так старательно сделанную прежде работу.
Когда всё отлажено, процесс написания сладок и приятен, неторопливо рождаются буковки, слова, предложения. Это прекрасное состояние погружения в сотворение тайны – мысль запечатлевает себя на бумаге – так же чисто, как пришла. Мне надо, чтобы каждая буквичка являла себя во всей красоте и ясности - чётко и ровно вставала на своё место. Расстояния между буквами, их наклон – всё важно и нет мелочей. Так идёт жизнь письма. Чернила – фиолетовые - отливают, высыхая, солнечным блеском. Я склоняю голову набок, смотрю на этот блеск, улавливаю, как влажные чернила меняют свой оттенок и начинают сиять. Я к этому таинству причастна!
О! На кончике пера, которое раздваивается при лёгком нажатии и послушно выводит то тончайшие лёгкие всходы, то, с нажимом, падения моей живой тайнописи, оказывается пылинка. Я беру перочистку – кругляши, вырезанные из ткани без ворсинок, сшитые вместе в центре. Перочистка сантиметров пять в диаметре. Пёрышко ныряет в перочистку и «козявка» поймана. Можно продолжать работу…
Сохранилась в семье тетрадка чистописания за 1 класс московского школьника - моего мужа, она пролежала 70 лет - изумительные ровные строчки. Тогда шла закладка учёного-изобретателя и талантливого человека, закончившего школу с медалью, а потом институт.
Мне жаль, что утрачено обучение чистописанию, как процесс ввода ребёнка в самосознание, оно имело огромный смысл. Это был неторопливый медитативный настрой ребёнка на обучение, на способность быть в согласии с собой и на развитие в нём творческого потенциала.
ПОЧЕМУ ИСЧЕЗЛА КАЛЛИГРАФИЯ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ БУКВАРЕЙ
Статья из интернета:
Когда я стала изучать учебники Букварь за 1959, 1962 , 1980 и 2011. Я увидела тенденцию, что каллиграфию просто исключили из учебного процесса. Тогда я задалась вопросом, ПОЧЕМУ? И вот что я нашла в интернете:
В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.
Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.
Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.
Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.
Более подробно вы можете почитать здесь »> http://calligraphyschoolspb.ru/?p=1280
Ниже представлены различные старинные и современные прописи.
А это ссылка на старинные прописи »>http://expositions.nlr.ru/rusautograph/propisi/
Литература по каллиграфии »> http://moonreflection.ru/node/326
Свидетельство о публикации №116102405764
Элизабет Стайнер 28.10.2016 02:46 Заявить о нарушении
В ЛИТО сразу отбила охоту ходить красноречивая карикатурная сцена с Валентиной, я ярко увидела в действии устав социального центра, где "милосердная" вседозволенность, никому нет запрета посещения и всем дают слово, даже выживающим из ума бредовым бабулям, будет обязательно тягомотное и пустое времяпрепровождение. Здесь обязательно была бы польза от других сторон общения, но ещё и факт удалённости. С тобой вот мне любо здесь.
Боженька даст случай наполниться и подучить литературную ТОРУ, если на то сгожусь тарой.
Светлана Кременецкая 28.10.2016 09:13 Заявить о нарушении
Элизабет Стайнер 29.10.2016 18:37 Заявить о нарушении