Сравнение в поэзии
Сравнение - прием, широко используемый в художественной речи. Он выявляет сходство, соответствия, параллели между природными явлениями и жизнью людей, между людьми - закрепляет разнообразные ассоциации, возникающие у автора произведения.
Сравнения нередко создают единый ассоциативный ряд, необходимый для возникновения образа. Например, в стихотворении А.С.Пушкина «К морю» море вызывает у поэта целый ряд ассоциаций с человеком вообще и «гениями» - Наполеоном и Байроном. Эти ассоциации закреплены в сравнениях. Шум моря, с которым прощается поэт, сравнивается с «ропотом заунывным» друга, его «зовом... в прощальный час»: «Как друга ропот заунывный, / Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный / Услышал я в последний раз!». В личности Байрона поэт видит те же качества, что и у «свободной стихии»: могущество, глубину, мрачность, неукротимость: «Твой образ был на нем означен, /Он духом создан был твоим: / Как ты, могущ, глубок и мрачен, / Как ты, ничем не укротим». В первом сравнении Пушкин подчеркивает сходство между морем и человеком, другом, во втором - сходство Байрона с морской стихией. Основной смысл высказывания меняется (в первом случае - море, во втором - Байрон), но в результате создается впечатление, что и море, и Байрон - как бы существа, имеющие одинаковую природу: гордые, свободолюбивые, волевые, стихийные и неудержимые.
В народной поэзии широко используются так называемые устойчивые сравнения, то есть сравнения, опирающиеся на традицию, применяемые в одних и тех же ситуациях. Как и постоянные эпитеты, такие сравнения не являются индивидуальными, а берутся из запаса, который есть у народного сказителя или певца. Это образная модель, легко воспроизводимая в нужной ситуации. Разумеется, и поэты, опирающиеся на фольклор, используют устойчивые сравнения, например, М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»: «Вот нахмурил царь брови черные, / И навел на него очи зоркие, / СЛОВНО ЯСТРЕБ взглянул с высоты небес / НА МЛАДОГО ГОЛУБЯ сизокрылого».
Итак, сравнение - один из способов осмысления действительности, одна из форм художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один язык, а особенно ярко, выразительно и эмоционально они проявляются в языке поэзии.
Интересно рассмотреть как используют троп сравнения отдельные поэты, например, М. Цветаева - все цитаты ниже взяты из ее произведений.
Что является предметом сравнения у М. Цветаевой?
1. Предмет сравнения - абстрактные понятия
а) время:
"...временем, КАК ОКЕАНОМ
Прокрасться, не встревожив вод..."
б) жизнь и по контрасту к ней - смерть:
"Вся жизнь КАК КНИГА для меня" ;
"Это жизнь моя пропела - провыла -
Прогудела - КАК ОСЕННИЙ ПРИБОЙ -
И проплакала сама над собой".
"Жизнь выпала - КОПЕЙКОЙ РЖАВОЮ..."
"Жизнь подобна кораблю:
Чуть испанский замок - мимо!
Все, что неосуществимо,
Я сама осуществлю".
"Смерть - ЧЕРВОТОЧИНОЙ".
"Смерть в каждой щели. В каждой выемке пола - ЯМКОЙ".
в) этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость:
"Ты дал мне детство - ЛУЧШЕ СКАЗКИ"
"КАК ЗМЕЙ НА СТАРУЮ ВЗИРАЕТ КОЖУ -
Я молодость свою переросла"
г) времена суток: день, ночь, утро, вечер и единицу времени - час:
"Дни мои, КАК МАЛЕНЬКИЕ ВОЛНЫ,
На которые гляжу с моста"
"Черная, КАК ЗРАЧОК,
Как зрачок, сосущая
Свет - люблю тебя, зоркая ночь".
Абстрактные понятия Цветаева часто сравнивает с конкретными осязаемыми предметами. Причем о днях М. Цветаева говорит, смотря на них со стороны, ставит определенную границу между своими днями и самой собой “гляжу с моста”). А о ночи, наоборот, говорится как о чем-то, принадлежащем человеку, как о части его внутреннего мира. М.Цветаева ощущает ночь как бы внутри себя. Ночь для лирической героини - внутреннее состояние, определенный настрой души:
"...НАПОДОБИЕ КРОВИ
Хлынула ночь!"
А вот “час” ассоциируется у поэта часто с голосом или рассказом. Он как бы управляем человеком, согласуется с ним:
"О, этот час, на подвиг нас - КАК ГОЛОС,
ВЗДЫМАЮЩИЙ ИЗ СВОЕВОЛЬЯ ДНЕЙ!"
-
д) "звук”, "слово”, "голос”, ”речь” :
"Слово странное - старуха:
Смысл неясен, звук угрюм,
Как ДЛЯ РОЗОВОГО УХА
ТЕМНОЙ РАКОВИНЫ ШУМ".
Здесь звук сравнивается с другим звуком, но все равно неожиданно: звук слова сопоставляется с шумом морской раковины. Причем признаком сравнения является не только звучание, но и смысл слова. А вот сравнение, где предмет и образ совершенно идентичны друг другу, они сравниваются на основе чисто количественных различий:
"У тонкой проволоки над волной овсов
Сегодня голос - КАК ТЫСЯЧА ГОЛОСОВ".
Таким количественным сравнением подчеркивается не только и не столько сила голоса, но и его важность, значительность того, о чем он повествует.
Почти во всех случаях звуки у М.Цветаевой сравниваются с чем-то конкретным, материальным:
"Два слова, ЗВОНКИЕ, КАК ШПОРЫ.
ДВЕ ПТИЦЫ В БОЕВОМ ГРОМУ".
"“Нет”, - ТОЧНО ЛЕД ТРЕСНУЛ".
"Слова - тяжёлые, КАК КАПЛИ".
е) выражение различных эмоций и чувств:
"Любовь - ещё старей:
Стара, КАК ХВОЩ, стара, КАК ЗМЕЙ,
Старей ЛИВОНСКИХ ЯНТАРЕЙ,
Всех ПРИВИДЕНСКИХ КОРАБЛЕЙ
Старей - КАМНЕЙ, старей - МОРЕЙ"
"И смех мой - ревность всех сердец ! -
КАК ПРОКАЖЕННЫХ БУБЕНЕЦ -
Гремит тебе"
"Жив и здоров!
Громче громов -
КАК ТОПОРОМ -
Радость"
В эту же группу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Они порой ассоциируются с различными помещениями.
"Души в нас как ЗАЛЫ ДЛЯ РЕДКИХ ГОСТЕЙ" .
"В этой грустной душе ты бродил, КАК В НЕЗАПЕРТОМ ДОМЕ"
ж) стихи:
"Стихи растут КАК ЗВЕЗДЫ И КАК РОЗЫ ,
Как КРАСОТА - НЕНУЖНАЯ В СЕМЬЕ"
"Не нужен твой стих -
КАК БАБУШКИН СОН.
- Докучен твой стих -
КАК ДЕДУШКИН ВЗДОХ" .
"Стихи мои - КАК ДОБРОВОЛЬЦЫ -
К тебе стекались под шатёр" .
"Моим стихам, КАК ДРАГОЦЕННЫМ ВИНАМ,
Настанет свой черёд".
2. Предмет сравнения - портретные характеристики человека
"Все дитя КАК БУДТО СТАТУЭТКА
Давних лет". -
" ...вольный и скользкий
Стан КАК ШЕЛКОВЫЙ ЧЕШУЙЧАТЫЙ ХЛЫСТ"
"Укутанного в плащ - прекрасного, КАК СОН -
Я вижу юношу"
"Во всей девчoнке - ни кровиночки . . .
Вся, КАК КОСЫНОЧКА, бела" .
3. Предмет сравнения - части тела человека
"Рука КАК СВИТОК выпала,
Разверстая и слабая..."
"Рука на солнце - КАК МЕРТВЕЦ СПЕЛЁНУТЫЙ"
Портретные сравнения у М.Цветаевой встречаются двух типов: дающие чисто портретные характеристики и описывающие через внешность внутренний мир человека. Сравним:
"Рот КАК КРОВЬ, а глаза зелены" и
"Рот КАК МЁД, в очах доверье
"И чьи глаза, КАК БРИЛИАНТЫ,
На сердце оставляли след".
"Мои глаза, подвижные, КАК ПЛАМЯ"
Сравнения Цветаевой почти совсем не опираются на внешние свойства глаз, а передают на более экспрессивном уровне их способность выражать характер человека, его настроение.
"И вот - промеж лиц - лицо
Горбоносое и ВОЛОСЫ КАК КРЫЛЬЯ".
4. Предмет сравнения - различные предметы обихода
"Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шёл
Со мною по всем путям,
Меня охранял - КАК ШРАМ
. . . на всех путях
Меня настигал КАК ШАХ -
Беглянку. - Назад, на стул!"
"Из-под нахмуренных бровей
Дом - БУДТО ЮНОСТИ МОЕЙ
ДЕНЬ, БУДТО МОЛОДОСТЬ МОЯ
Меня встречает: - Здравствуй, я!"
Здесь дом уже не просто сравнивается с животным, а как бы перевоплощается в саму героиню, а затем - во время, ей родное, то есть абстрагируется и теряет свое вещественное, предметное значение.
"Под куполом - КАК ЦАРЬ В ЧЕРТОГЕ -
Красуется британский флаг" .
"Плащ, прихотливый КАК РУНО"
Шаль - КАК ЩИТ"
"Платье - ШЕЛКОВЫМ ЧЕРНЫМ ПАНЦИРЕМ"
"Плащ - ВОРОНОМ НАД СТАЕЙ ПЕСТРОЙ
Великосветских мотыльков"
-
Очень интересны цветаевские сравнения, в которых предмет отражает состояние лирического героя. Их можно читать и с начала, и с конца, например: "Сад, одинокий, как сама".
5. Предмет сравнения - пейзаж
"В небе, КАК ЗАРЕВО, вешняя зорька.
Волны пасхального звона"
"...замороженный сиреневый куст, как СТОРОЖЕВОЙ ПОСТ".
Природа в изображении М.Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:
"Деревья бросаются в окна -
КАК БРАТЬЯ - ПОЭТЫ - В РЕКУ"
"Два дерева ходят друг к другу...
То, что поменьше тянет руки,
КАК ЖЕНЩИНА, ИЗ ЖИЛ ПОСЛЕДНИХ
Вытянулось... "
Это сравнение удивительно тем, что здесь деревья не только принимают человеческий облик, но и живут человеческой жизнью: "ходят”, "тянут руки", то есть предмет и образ в сравнении располагаются не последовательно, а как бы налагаются друг на друга, и образ полностью замещает предмет.
Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня М.Цветаевой не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает. Сравнения употребляются и с целью создания настроения, усиления эмоциональности образов:
"Голубые, КАК НЕБО, воды
И СЕРЕБРЯНЫХ ДВЕ РУКИ.
Мало лет - и четыре года:
Ты и я - у Москвы-реки"
И лаконично, и красочно: всего в одном предложении так ярко и выразительно даны и небо, и река. Или: "Мох - что зеленый мех!" - переход от чисто звукового подобия к подобию морфологическому и смысловому: подчеркивается удивительная ощутимость мягкости и пушистости мха.
Пейзаж у М.Цветаевой всегда эмоционален и очень личностен:
"СЛОВНО ТЕПЛАЯ СЛЕЗА -
Капля капнула в глаза.
Там, в небесной вышине
Кто-то плачет обо мне"
Здесь дождь - не явление природы, распространяющееся на всех, а очень субъективный образ, касающийся только лирического героя. В сравнении вообще отсутствует слово "дождь", это не дождь, а плач, и ЛГ известна причина плача - о ней.
6. Предмет сравнения - действия и состояния (уход, приход, ожидание и т.п.).
"Чтоб ушел, КАК ВЗДОХ".
"Исчезая, КАК ДЫМ В НЕБЕСАХ,
Уходили они, уходили".
"Движенье, как КАК ДЛИННЫЙ КРИК"
"Не крадущимся перешибленным зверем, -
Нет, каменной ГЛЫБОЮ
Выйду из двери-
Из жизни"
Последнее сравнение - антитеза. В нем два противоположных по смыслу образа создают описание одного действия. Здесь противопоставлены не только сами понятия ("зверь" - "глыба"), но и эпитеты ("крадущийся" - "каменный"). Эта яркая противоположность усиливает неподвижность и статичность действия. А есть, наоборот, сравнения с ощущением порыва, даже полета в движении:
Ах, если бы - двери настежь -
КАК ВЕТЕР к тебе войти!"
"Кошкой выкралась на крыльцо"
"Остер, КАК МОИ ЛЕТА,
Мой шаг, молодой и четкий"
7. Предмет сравнения - внутреннее состояние героев
"Двух станов не боец, а - если гость случайный -
То гость - КАК В ГЛОТКЕ КОСТЬ, гость - КАК В ПОДМЕТКЕ ГВОЗДЬ".
"КАК ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ РУКА -
Твоя душа моей душе близка.
Мы сложены, блаженно и тепло,
Как ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ КРЫЛО"
"Не для тысячи судеб -
Для единой родимся.
Ближе ЧЕМ С ЛАДОНЬЮ ХЛЕБ -
Так с тобою сходимся.
..Ближе, ЧЕМ С ЛАДОНЬЮ ЛОБ
В те часы бессонные".
8. Предмет сравнения - свойства личности героя
"Вы, КАК ВСЕ САМОРОДНЫЕ СЛИТКИ,
Так невольно, так гордо скромны, "
"Если добр и ласков ты, КАК ДЕТИ,
Если мил тебе и луч, и куст..."
"Я закину ключи и псов прогоню с крыльца,
Оттого, что в земной ночи я ВЕРНЕЕ ПСА"
"Сон или смертный грех -
Быть КАК ШЕЛК, КАК ПУХ, КАК МЕХ... "
9. Предмет сравнения животные или растения
Явления животного и растительного мира почти не становятся, за редким исключением, объектом ее внимания. Животные в ее лирических сравнениях чаще интересны с точки зрения их движения или цвета:
" Твой конь, как прежде, ВИХРЕМ скачет"
" И голуби на них - ЧТО ЛАДАН - сизы"
" Я сегодня взяла тюльпан -
КАК РЕБЕНКА ЗА ПОДБОРОДОК"
Здесь сравниваются не только тюльпан с ребенком, но и то, как его взяли, то есть действие, и в то же время отношение к нему (к тюльпану, как к ребенку).
Выводы:
Сравнения в творчестве М.Цветаевой неожиданны, разнообразны по образам, неоднозначны и очень эмоциональны. Они никогда не используются ею ради придания красоты языку или ради заполнения строки подходящей рифмой - они составляют важную часть смысла, содержания стихов - лаконично и выразительно создают образ того, о чем идет речь в стихотворении.
Большинство сравнений М.Цветаевой характеризуют абстрактные понятия: время, эмоции, звуки, стихи и др. Особенностью этой группы сравнений является то, что в лирике они часто сопоставляются с конкретными, реальными предметами. М. Цветаева писала: "Нельзя о невесомостях говорить невесомо. Цель моя - утвердить, дать вещи вес. А для того, чтобы моя "невесомость" (душа, например) весила, нужно нечто из здешнего словаря и обихода, некая мера веса, миру уже ведомая и утвержденная в нем... Поработить видимое для служения незримому - вот жизнь поэта".
М.Цветаева не описывает и не рассказывает, а старается как бы “перевоплотиться” в предмет, который изображает, войти в его форму. Сравнения, характеризующие душу или сердце человека, направлены прежде всего на описание внутреннего мира, чувств и переживаний лирической героини или других героев, выражая к ним отношение лирической героини.
Сравнения, дающие портретные характеристики героя, описывают его с разных сторон. Многие из них отличаются стилевой экспрессивностью и эмоционально окрашенной лексикой. Через внешность часто описывается внутренний мир героя.
Сравнения, употребляемые для описания свойств личности героя, характеризуют и определенные черты характера, и само мироощущение героев, их восприятие жизни. Свойства человека сравниваются с образами животных. Признак в них не указывается, его вытесняет образ - конкретный, четкий и выразительный.
Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках, малочисленны, фрагментарны и с общего переносятся в субъективный, личностный план. Явления природы соотносятся с конкретными людьми. Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает, в результате чего в сравнениях появляется сразу несколько признаков, на основе которых сопоставляются предметы или явления: цвет, звук, запах и др.
Сравнения, предметом которых являются животные и растения, представлены в стихах М.Цветаевой реже всего, они довольно редко становятся объектом ее поэтического внимания, которому предпочтительнее мир чувств и эмоций, внутренние переживания лирической героини, а не окружающий мир.
Свидетельство о публикации №116102207129
Алла, это Ваше определение из памятки для судей, с которым я никогда согласен не был. Не важно происхождение образов, главное для раскрытия, чтобы новый сравнивался со знакомым читателю. И в Вашей статье можно найти примеры противоречившие этому постулату (И чьи глаза, КАК БРИЛИАНТЫ), и у меня:
«Широкой серебрящейся канвой
Зелёно море подрубает Шилка:
Тайга не плещет слева за рекой,» - зарубить такое сравнение согласно Вашему постулату? А в колыбельной Светлане сравнивать божественные звёзды с веснушками от папы с мамой, тоже грех?
Мне кажется, что кто-то не слишком умный этот постулат на ВСМ создал, а Вы, не задумываясь, его к себе переписали.
С уважением, Евгений.
Евгений Хорус 13.07.2020 19:01 Заявить о нарушении