Шуман. Сказочные картинки

  R.Schumann, Op.113. Heft 1.

  На иллюстрации - счастливая пара, народившая 8 детей.
  Клара была блестящей пианисткой и зарабатывала этим денег раза в два более своего мужа композитора. Отец Клары, у которого Шуман брал уроки музыки, вначале сильно противился их браку, именно опасаясь безденежья на композиторском поприще.
  Но карьера юриста, затем филолога (к чему у Шумана были наклонности), и даже мечта стать пианистом - прошли мимо него.
  Более подробно о жизни Р.Шумана можно прочесть по этим ссылкам:
http://vmiremusiki.ru/robert-shuman.html
http://orpheusmusic.ru/publ/robert_shuman/111-1-0-1275

  Когда говорят о Шумане, обычно говорят о нём, как о романтике, увлечённым с юношеских лет поэзией Байрона. Но я бы отметил не романтизм, а изобразительность его музыки. Процитирую один из источников: "Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, выражать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении."
  К этому я бы ещё присоединил важность лица автора в его художественном творении - тезис, который и в отношении поэзии, разделяется не всеми, а уж в отношении музыки - тем более.


  ЖИВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ СИНТЕЗИРОВАННЫЙ ЗВУК?

  Тем-то и объясняется мой интерес к личности автора, который я почувствовал, приступив к озвучиванию "Сказочных картинок" синтезированным на компьютере звуком.
  Разумеется, есть прекрасные исполнители, на альте, - вживую. Самый яркий из них, пожалуй, Юрий Башмет. Посмотрите на иллюстрацию, не правда ли, похож он на Шумана в чём-то внешне.
  Альт, как отдельный, достойный внимания инструмент, выделился между виолончелью и скрипкой и обособился несколько позднее их, и музыкальных произведений для него поэтому написано немного. Но потому к ним и внимание особое.

  Почему именно "Сказочные картинки"? Процитирую ещё: "«Сказочные картинки» (Marchenbilder), op. 113 (1851), — цикл из четырех разнохарактерных пьес, написанный в последний период творчества композитора. Это были годы последнего взлета творческого гения композитора...    
  Шуман посвятил свой цикл «Сказочные картины» немецкому скрипачу и альтисту Йозефу фон Василевскому (1822–1896), который, в свою очередь, после смерти композитора опубликовал в 1858 году его первую биографию.   
  Рекомендуется альтистам и скрипачам — студентам консерваторий, музыкальных колледжей и училищ, учащимся старших классов музыкальных школ и лицеев, а также пианистам для занятий в концертмейстерском классе."
  Вот, вот - как я могу пройти со своими экспериментами мимо того, что всем рекомендуется?

  Почему синтезированный звук? Может ли он добавить ещё что-нибудь к пониманию произведения, прекрасно сыгранного вживую? Да, и я почувствовал это.

  Прежде всего я почувствовал интерес к внутренней гармонии музыкального текста, созданной автором, и присутствующей в нотах, вне зависимости от дальнейших исполнительских интерпретаций. Чистоте этого восприятия способствует незашумлённость звука и безупречная ритмика, достигаемые компьютерными методами.
  "Бесчувственную" ритмику можно было бы назвать "стукатушками", если бы не красота звука, и многочисленные нюансы, этой ритмикой открываемые. И чтобы нюансы эти были хорошо слышны, я совершенно ритмику не изменял, не использовал ускорения и задержки длительности звучания отдельных нот, хотя программа позволяет делать это, и в фортепьянных озвучиваниях я этим пользовался.
  Но на этот раз я ограничился только акцентацией по громкости, позволив себе изменить ритмику только один раз, но зато существенно, организовав фермату на форте, где-то на четверти после начала записи, там, где она в авторском тексте не записана. Ну, вы эту фермату в записи услышите, и сможете её уместность оценить.
  А сама запись, вот она -  http://yadi.sk/d/GBSM_LmXxgnAq *

  Меня не очень беспокоит, что полученный звук альта - не совсем звук альта. Он возможно излишне звенит на высоких частотах и спадает по громкости на долгих звуках, чего не слышно обычно при равномерном движении смычка, но что создаёт выразительное сходство "по придыханию" с человеческим голосом - вы услышите этот эффект в альте соло на паузе фортепьяно во второй половине записи.
  Меня не беспокоит это также и потому, что сценарии развития звука как для альта, так и для фортепьяно можно усовершенствовать, и в плане большего сходства с реальным инструментом, и в плане большей вариабельности звука.   
____
* Уже сделана запись другой пьесы Шумана - Op.113. Heft 3. Вот ссылка на неё - https://yadi.sk/d/mv50BcxazCGDo
  Забавный клип, объясняющий подробно, как создаётся запись, размещён тут - http://youtu.be/lsjbR15WHEQ   

  КАК ЗАПИСЬ СДЕЛАНА

  Левая часть иллюстрации поясняет, как запись делается. Ноты ( показаны два такта третьей строки) с помощью программы Пианола переводятся в мнемонические строки. Мнемоника выбрана понятной и удобной как для компьютера, так и для работающего с ним. Вы можете сами прочесть то, что написано в нотах, и сравнить нотные обозначения с их мнемоническими записями, которые показаны на рисунке прямо над нотами.
  Поскольку нотных строк на нотоносце три - партия альта, партия ф-но правая рука и партия ф-но левая рука, то файлов с мнемоническими записями у нас будет тоже три.
 
  После того, как нотные файлы с мнемоническими записями сделаны, с помощью той же программы Пианола мы получаем три партитуры - три файла с записанными в них частотами и длительностями звучания нот. Вы можете также рассмотреть эти записи и найти в них соответствие исходному нотному тексту.
  В полученные партитуры вносятся указания на аккорды, на громкость звучания нот, на то, нужно ли эхо или нет, и вообще, указания на то, какую ноту как играть. Указаний не так много, поскольку, например, аккордные назначения - или они отменяются, или они переходят на следующую ноту.

  В результате получаются полностью готовые к озвучиванию партитуры, которые и озвучиваются программой Трио, настроенной на восприятие этих файлов.
  На чёрном слайде можно видеть этот же фрагмент в стерео звуке на экране редактора Wave Editor. Звук альта - сверху, он направлен в левый динамик, снизу звук фортепьяно - сумма звука правой и левой руки. Но можно распорядиться звуками и по-другому, и сделать их смешение в некоторых пропорциях.


==================== и самое главное

  Вы можете всё это изучить и начать делать собственные записи самостоятельно. Все программы и пояснения к ним, файлы, упомянутые в этой статье находятся в папке по этому адресу - http://yadi.sk/d/xs7hrvr2mQoRxQ

заходите, смотрите, скачивайте и пробуйте. На все вопросы я готов ответить.
От себя добавлю, что занятие это увлекательнейшее.
Заодно и с классической музыкой познакомитесь.
 
_____
  Сделаю ещё одно замечание. Люди, занимающиеся музыкальным творчеством и использующие синтезаторы, прочитав сказанное выше, обычно спрашивают - зачем же изобретать велосипед? Подобное уже давным-давно сделано в МИДИ формате, и люди успешно пользуются как им, так и разнообразными редакторами музыкальных произведений.
  Моё, однако, убеждение - что это далеко не одно и то же. Мой подход, с одной стороны - более простой, а с другой, используя наглядную форму мнемонической записи нотных строк и оригинальный метод по-периодного синтеза музыкального звука, он позволяет достичь качественных результатов.
  Но ещё более важен исследовательский аспект проекта. СкажИте - где Вы находили алгоритмы, по которым делается звук в фирменных синтезаторах? Не в общих чертах, а конкретно - звук фортепьяно, или звук скрипки, например?
  Эти алгоритмы не публикуются. Оно и понятно - кто будет делиться своими тайнами с конкурентами?
  В моих же исследованиях всё на виду. И на алгоритмы развития музыкального звука Вы можете посмотреть в исходниках программы Трио. А если хотите, то можете придумать и свой алгоритм, дополнить им программу Трио и опробовать его.
  В общем, поймите меня - хочется заниматься именно звуком, изучать его и получать от этого наслаждение, а не привязываться к Qbase и погрязать в программировании VST-плагинов. Эта дорожка настолько натоптана, по ней не то, что слоны, по ней мастодонты прошли, и свернуть с неё в заманчивые и неизведанные степи синтеза музыкального звука практически невозможно. Связавшись с Qbase будешь дудеть в общую дуду.


Рецензии
Прочла с интересом. Нравятся и ваши размышления и исторические экскурсы и выводы. Успехов. Спасибо.

Нина Калашникова 3   06.04.2017 08:18     Заявить о нарушении
Спасибо! Приятно быть на нашем сайте. Я вот побывал со своими записями на сайте профессиональных аранжировщиков, и о, как меня там раскритиковали там за мой непрофессиональный звук ))
Оно и понятно - у нас тоже за стихи тролят, есть такие любители поиздеваться над новичком. Но я-то со своими простенькими экспериментами "впереди планеты всей" оказался, недавно об этом узнал - вот здесь http://www.proza.ru/2017/04/01/260 в дополнении, про это.
Дм.

Маштаков   06.04.2017 17:06   Заявить о нарушении
Я честно попыталась прочесть и вникнуть, но! Это так далеко от меня, от моих познаний и приоритетов, что...
Зато, многое узнала и попыталась понять!
И всё равно, спасибо!
Успехов. Нина.

Нина Калашникова 3   06.04.2017 17:39   Заявить о нарушении
Заинтересовался Вашими работами по электронному синтезу классики. Вы хорошо рассказали о музыке, принципах. Но, результат не впечатлил. Уровень давно почившего Синклера. Ведь есть, по видимому, более качественные программы синтеза звука музыкальных инструментов. Вот их бы использовать. Тогда и труды бы оправдались. Понятно, другое программное обеспечение. А тут получается очень примитивно, на уровне детских игрушек (я прослушал Шумана две вещи на пробу). Перевод звучания натуральных инструментов в электронное звучание (отнюдь не аналогичное натуральным), не внося ни чего личного (авторского), конечно рождает мёртвую музыку, робот в чистом виде. В этом плане мне гораздо ближе цикл " Классика в исполнении рок музыкантов". Поэтому, я так думаю, для таких синтезированных инструментов надо писать свою музыку, а классику не трогать. Многие это могут даже посчитать кощунством. Если я в чём-то показался Вам резок, извините. Но это моя точка зрения. Сплошные похвалы, успеху не способствуют.

Николай 55   11.08.2018 22:10   Заявить о нарушении
«Николай 55», отклик Вам:

Заинтересовалася Вашей авторской работой по стихосложению в твёрдой форме триолета. Вы, Николай, хорошо там у себя (http://www.stihi.ru/2019/02/21/3347) рассказали о своих принципах художественного вИдения процесса адаптирования классики в жизнь ("К художнику сапожник привязался советы мудрые давать"). Результат впечатлил. Особенно колоритен результат на фоне Шумана, улучшенного маштаковским исполнением на синтезаторе до состояния годного чтобы быть удостоенным Вашей, Николай, оценки.
Пришло на ум новое прочтение морали старой басни: "беда коли стихи возьмётся печь сапожник, а сапоги тачать художник"(Re), но нет проблем рецензию испечь - лишь стоит глутамата натрия в неё покласть кило пять-шесть и "выше сапога" польётся речь... поэтому мне стало любопытно - чтож вы сами-то, Николай на рецку не расщедрились?.. зачем в чужую полемику влезли?.. ну я-то ладно, я - как Маштаков выражается - поэтесса (хотя и без блога), мне интересно приличия нарушать...
Вы сами-то кто по основному роду деятельности, Николай?..

Ольга Ленивос   24.03.2019 04:46   Заявить о нарушении
Для: Ольга Ленивос
Ольга, Вы тоже "не в своей рецке" оказались.
Не думаю, что это большой криминал. И потом,
тут ведь нет рецензий, как таковых. Отзывы,
обсуждения, впечатления.
Моя специальность - в области электроники.

Николай 55   24.03.2019 09:54   Заявить о нарушении
Николай, а ведь у меня другие звуки есть - http://youtu.be/ubNmvFydjtk
Не буду говорить о качестве или о похожести, но я объясняю, как эти звуки делаются. Покажите мне место в интернете, где проблемы синтеза музыкального звука компьютерными методами как-либо исследуются. Ничего свежего не найдёте. Всё на уровне аддитивного или субтрактивного синтеза. То есть прошлый век. Звук у меня получается вполне на уровне общераспространённых секвенсоров, и даже лучше, следовательно и практическим целям он вполне соответствует.
А мои практические цели очень простые - нашёл я ноты своего отца и их озвучил - http://youtu.be/SbGa74DTjFI тоже вполне классическая музыка, и почему бы её не озвучить синтезированным звуком, если такая возможность есть? А вот живого инструмента, чтобы сыграть по нотам, у меня как раз нет.
Или почему бы не озвучить чардаш Монти звуками аккордеона - http://yadi.sk/d/MJbRnxkZ3EeRBY найдите в интернете лучшее исполнение.
Так что Ваш призыв "классику не трогать" звучит странно. Тем более это странно в связи с тем, что компьютерные методы синтеза звука развиваются, и возможности этих методов растут. Естественно, и я люблю живую музыку, но вместо с тем замечаю, что и компьютерное звучание классики имеет свою эстетику.
Кстати, раньше были в моде музыкальные автоматы. Современная классика, воспроизводимая компьютерным звуком, это как бы ремейк с новым звучанием и новыми возможностями.

"есть, по видимому, более качественные программы синтеза звука музыкальных инструментов". Вы предполагаете, а я знаю - таких программ нет. Есть семплеры, то есть программы, использующие готовые записи живого звука. А качественных синтезаторов нет.
У семплеров есть свои недостатки, в частности, такое программное обеспечение и оборудование просто дорого. Кроме того семплеры привязаны к уже имеющемуся звуку. Нового звука они не создают.
Уж не говорю о том, что звук не очень-то и изучают. Вы слышали где-нибудь термины возобновляемый обертон, неполный обертон, квазиобертон?
Нигде, а только у меня. Даже толкование такого термина как простой звук и сложный звук Вы нигде не найдёте. Удивительно, но это так.
Между тем музыкальный звук и его восприятие, это большая наука. На стыке физиологии слуха и музыкального искусства. Вот например, люди покопали в этом месте и нашли 19-ти ступенчатый звукоряд - http://unism.narod.ru/arc/2006gs/gs.pdf
Вы знали о нём что-нибудь? Вот-вот, людям всегда кажется, что тем, о чём они мало знают, заниматься не стоит.
))
Николай, огромное спасибо за внимание и дискуссию. Я, будучи на другой страничке нашего сайта, Ваше замечание на этой рецензии пропустил. Захотите ещё пообщаться, заходите сюда - http://www.stihi.ru/2018/08/26/5080 буду Вам рад.
С уважением. Дмитрий.

Нина, спасибо за внимание Вам тоже. Пройдите по моим ссылкам, послушайте.

Маштаков   24.03.2019 11:06   Заявить о нарушении
Привет, Дмитрий.
Я высказал своё суждение на вопрос синтеза музыки. Понятное дело, что оно очень субъективное. Я не специалист в этом деле, простой слушатель.
Прошёл по Вашим ссылкам, послушал. Вызывает уважение стремление "разобраться" со звуком и применить свои познания в реальной музыке. На мой взгляд, пока преобладает чисто механический подход. Поэтому и музыка получается механическая (пока). Прослушал Ваш чардаш Монти. Простой перевод ни чего не дал.Бедность тембра при сохранении родного темпа,диапазона - звучит очень примитивно.Как демонстрация - годится, но как музыка, наверное-нет. Надо как-то адаптировать, мне кажется, под особенности электронного звучания или писать своё с учётом возможностей синтеза.Что я и отмечал выше. Стоит сказать, что даже очень "бедный" звук не является препятствием для создания вполне приличной версии произведения. Это с успехом доказывают рингтоны телефонов, как-то умудряются добиваться гармонии и баланса возможностей.
Желаю Вам удачи в музыкальном увлечении, успехов и достижений.
С уважением.


Николай 55   24.03.2019 16:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.