Почему мой ребенок не любит читать?
"Мы с Олей едем в электричке, она с яблоком и электронной книжкой. Рядом сидит тетя в лохматой шапке.
– А что ваша девочка читает?
– Детские детективы какие-то.
– Надо хорошие детективы читать. «Шерлока Холмса».
Я пожимаю плечами. Моя первоклассница прочитала всего «Шерлока Холмса» еще год назад, а на продолжение старина Конан Дойль как-то не расстарался. И я правда не знаю, что именно из архива «100 детских детективов» она читает. Я физически не успеваю отслеживать. Дочери читают много и с упоением, и, наверное, поэтому у нас с женой периодически спрашивают «как вы приучили детей к книге». Но детей нельзя «приучить» к книге, это же не про кота и лоток.
Детская любовь к чтению – это слабенький огонек. Если вы подбрасываете хорошие дрова (сначала щепочки), он разгорается сам. Если его приходится все время раздувать, видимо, дрова сыроваты. Возьмите интересные и смешные книжки. Начните читать вместе, чтобы ребенку стало интересно. Человек только тогда полюбит читать, когда чтение будет доставлять ему радость. Поэтому смешная история всегда лучше поучительной.
Если в семье не читают родители, не читает и ребенок. Вы вспомните сходу три последние прочитанные книги? Ребенок чаще видит вас с книгой или перед компьютером? Конечно, вам некогда. Мне, кстати, тоже, читаю мало. Но и детям некогда, у них смотрите сколько дел – и школа, и погулять, и «Лего» пособирать, и куклам обед сварить. Вообще многие родители не в курсе, что в сутках 24 часа. «Моя за книжкой и десяти минут не сидит», сетовала мама, у которой дочка после уроков ходит в музыкальную школу, на танцы, а по выходным еще куда-то, не знаю, в кружок «задолбай ребенка». Найдите общее время и вместе почитайте интересную книжку, поговорите о ней. Только обязательно такую, чтобы и вам было интересно.
Читать – это работа для мозга. Если есть выбор между интересным мультиком, планшетом и книгой, ребенок с вероятностью 99,9% на книжку и не посмотрит, потому что ему так проще. Если дома часто включен телевизор или можно играть на планшете сколько угодно… ну вы поняли. Мы ведь тоже выбираем, что попроще – на лифтах ездим, а не по лестницам скачем, например. Ребенок должен немножко накачать читательную мышцу, чтобы книжка могла выдержать конкуренцию с телевизором. А для этого – смотри пункт первый – нужно читать интересные книги.
Я все твержу «интересные книги», а их ведь еще надо найти. Сейчас одну крамольную вещь скажу: не все, что было интересно вам, должно быть интересно вашему ребенку. Книжка, которая «нравится всем», может не нравиться вашему ребенку. Не увлекает его история про Незнайку? Ну и ладно. Что ему сейчас интересно? Машины? Смешарики? Предложите книжку про машины или про смешариков. Практически по всем мультикам выпускают книги или журналы, и большое им за это спасибо. Многие написаны не лучшим языком, взять хотя бы серию книг про феечек, не буду их называть, чтобы никого не обидеть, скажу лишь, что начинаются на «ви», а заканчиваются на «нкс». Но если ребенок их любит, пусть читает. Ничего страшного не случится, если из пяти книг ребенку (о, ужас!) попадется одна плохая. Нет, его вкус не испортится. Мы же жевали в детстве гудрон, и ничего.
Дайте выбрать самому. Лучше всего походить с ребенком в книжный магазин и посмотреть, на что он смотрит. Кому-то по душе книжки с картинками про лошадей. Кто-то хватает энциклопедию явно не по возрасту и половину в ней не поймет, но пускай – нам сейчас важно, чтобы общение с книгой увлекало ребенка, чтобы это был его собственный интерес. Дайте выбрать, не подсказывая. Не подсказывая. И еще раз, для самых активных родителей – не подсказывая. Лучше сами полистайте книжку, которая понравилась вам. А если ребенок так ни к чему руку не протянул, полистайте вместе книгу, на которую он дольше смотрел.
Купив книгу, мы ждем, что ребенок ее тут же с благодарностью и интересом прочитает. Ответ «неинтересно» вызывает досаду и раздражение, зря деньги потратили. А такого нам не надо. Поэтому вместо магазина можно ходить в библиотеку. Сейчас в районных детских библиотеках отличный выбор новых книг (по крайней, мере, в Питере – про регионы не знаю, врать не буду). Я как-то прикинул, что на двоих детей библиотека экономит мне тысяч пятнадцать в месяц, и полюбил ее еще больше – а главное, книжный аппетит детей не ограничен моим кошельком.
Начните с хороших иллюстраций. Ребенок только учится представлять себе то, что написано словами. Пусть ему будет проще: возьмите книжку с картинкой на всю страницу и строчкой внизу. Комиксы какие-нибудь. Красочную детскую энциклопедию, где много картинок и кусочек текста под каждой. «Хорошие» иллюстрации – это, опять же, которые нравятся ребенку, а не вам. Не вызывают у ребенка восторга рисунки Чарушина, и не надо. Мне вот они никогда не нравились. А Сутеева любят все.
Не забывайте про возраст. Ну тяжело ребенку в пять лет читать мелкие или вычурные буквы, даже если он умница и талантище. Вы слышали о том, что для детских книг существуют разные возрастные нормы – размер шрифта, длина строки, интервалы и еще куча всего? Они не с неба упали и не фантазия чиновников, а основаны на особенностях восприятия детей. Если ребенку тяжело читать, прикиньте на глаз, может, просто шрифт маловат или строчки слишком длинные. Сомневаетесь в своей компетенции – загляните в выходные данные книги, там пишут возраст. Если написано «предназначено для чтения взрослыми детям», это означает, что издатель решил не париться с проверкой книги на соответствие возрасту (разумеется, это не значит, что с книжкой что-то не так - просто сэкономили время).
Читайте вместе. Найдите книжку, которая понравится обоим. Дети всегда чувствуют, если вам неинтересно. Можно читать вслух, по очереди, по предложению или по абзацу. Это может стать вашим ежевечерним ритуалом, особенно если в течение дня у вас не хватает времени на общение. Главное, чтобы вам обоим было интересно.
И напоследок – не каждому человеку нравится читать книги. Ну вот не нравится, и все. У каждого свои интересы и наклонности, и способности, в конце концов. Кто-то в три года любит читать, но в двадцать не умеет плавать. А кто-то наоборот. Может, вашему ребенку интереснее танцевать, играть на барабанах или изучать насекомых. Ну и отлично – пусть танцует… а мы невзначай покажем ему книжку про танцы."
Павел Линицкий.
Свидетельство о публикации №116102003930