О Душе
Простое, нехитрое дело.
С душой же одною все странно и сложно:
Познать до конца невозможно.
Бывает, ей хочется ласки, вниманья,
И просит она подаянья.
Но вскоре к свободе летит , к измененьям.
То бродит задумчивой тенью.
От яркого света звезды путеводной –
К таинственной бездне подводной.
Ты думаешь: вот она!
Только коснешься –
С пустыми руками проснешься…
Свидетельство о публикации №116101903546
Познать до конца невозможно".
Вот здесь, можно сказать, что слово "одною" (душой) выделяет её средь других предметов. Что это бывает только с душой всё так и странно, и сложно — и более ни с чем или ни с кем другим.
Но есть и более глубокое отражение употребления этого "количественного" прилагательного здесь. Можно сказать, если не ошибаюсь, стихотворение говорит как бы о понимании "одиночества" души, когда она (душа) находиться в поиске чего-то такого, что понимается... или даже лучше сказать — облекается родственностью к ней,— и не обязательно это отношения двух душ, как например, между мужчиной и женщиной, о чём можно было бы подумать из:
"...хочется ласки, вниманья..."
Здесь имеется ввиду несколько более высшая материя, которая извлекается не только из отношений, общения между двумя личностями, но и толкает пройти дальше:
"Но вскоре к свободе летит , к измененьям".
И это всё более говорит о нахождении той родственности — не только среди душ нам родственных, но даже среди предметов, явлений, когда можно сказать:
- "Вот это моё!"
- "Как будто это создано именно для меня!"— или:
- "Вот это моя тема (то или иное воззрение, та или иная мысль, тот или иной взгляд на вещи), что я и искал(а)",— и именно тогда обретается какое-то понимание, удовлетворение в этой потребности поиска своего.
Но эта дорога — дорога бесконечности!
Дорога познания мира!
Так как всё это: нахождение, понимание и признание в себе одного из элементов души (её грани) сразу же открывает дорогу к другому (другой грани) познания для прохождения всех циклов заново от нахождения до признания. Можно сказать, оттого и возникает и упоминается в окончание то ощущение пустых рук, что и толкает к новому, искать всё заново... И сколь бесконечна душа — столь и бесконечна будет эта дорога познания.
Мне так понравилось это дуальное толкавание этого слова здесь, что порой могут воспринимать как нечто нестойкое в предложении, что я и постарался расписать свой взгляд. Ведь эти два толкования, дополняя друг друга, говорят, что слово находится именно там, где оно и должно находиться по содержанию контекста самого произведения — на своём месте. Так как: первое — говорит, что речь идет более о мире внутреннем (т.е. берётся душа, её внутренний мир из всех прочих предметов, вещей в этом мире; отделяя её от прочего),
а второе — намекает, что нужно что-то ещё помимо души; само собой ничего не происходит и не произойдет, нужен поиск чего-то второго помимо души (т.е. упоминает о состоянии духа, души, когда она только одна без чего-либо; одинокая).
Алексей Кесарь Цыганков 23.10.2016 07:32 Заявить о нарушении
Галина Цыганкова 23.10.2016 07:39 Заявить о нарушении
Без дуальности смысла слова "одною", при восприятии какого-то одного из этих толковании, всё скатывается до отношений между личностями.
Это можно посмотреть...
Сначала возьму 2 вариант, что приводил выше: когда душа берётся из-за отсутствия выбора рядом с ней хоть кого-то, примерно так, как у Высоцкого: "Нет рядом никого, как ни дыши",— но с ожиданием, поиском кого-то... Душа воспроизводиться в поиске какой-то другой личности, души, так как слово "одною" лишь обозначается количественным числительным (душа — одна). И мы понимаем, что здесь говориться о одиночестве, одинокости (без существованием рядом кого-то) и поэтому-то сама душа находится в поиске второй... и в тексте совсем не появляется понятие предметности, чего-то говорящего о не личностных поисках.
Вариант 1. Когда душа берётся как одна из множества разных вещей ли, предметов, явлений, как бы отделяя её, подчёркивания её уникальность. Вот эта-то уникальность отделения от внешнего, кроме одушевлённо личного также ничего не привносит в текст произведения, говорящие о познании предметности мира.
Но вот оба соединённые эти толкования привносят каждое то, чего не хватает другому. Вторая — одушевлённость поиска, первое — сравнение с предметность, так как уникальность отбрасывается сознанием читателя, отступая под влиянием второго толкования, взятым вместе с первым в одну связку. Ведь уникальность только тогда уникальность — когда она единолично воспринимаема.
Т.е. я хочу сказать, что одно слово, правильно поставленное, делает осмысленным весь текст произведения целиком. По сути оно является центральным для правильно понимания. Но, между тем, в названии просто стоит — "О душе",— как классификация определения о каком предмете пойдёт речь в тексте произведения.
Но!.. В тексте, не идёт речь в прямом смысле о душе... Речь идет о том поиске, что душа производит, т.е. — о действии познания, совершаемого ей. Поэтому-то я и предлагаю сменить название: с классификации текста, как определяющего предмет, на классификацию, определяющего само совершаемое действие — "Душой одною..."
Творительный падеж, в котором ставится название — и даёт то ощущение движения, которое и необходимо. Кроме того, как раз названием и обращается внимание на главное слово в тексте, так определяющего само его понимание. Многоточие же говорит, что фраза в названии не закончена, и я думаю, мыслящему читателю не составит труда её продолжить понятием, которое и описывается здесь, а именно: познание мира.
Вот, в принципе, как-то так!
Не знаю, убедил ли я вас, но мне кажется, так будет более ближе к самому смыслу текста.
Алексей.
Алексей Кесарь Цыганков 23.10.2016 14:38 Заявить о нарушении