Город священный

(картина Николая Рериха «Твердыня стен»: http://roerih.ru/rerih/152.php)


Город-загадка, город сокровищ.
Многая лета, Бог людям в помощь.
Добрые люди, красок свеченье.
Город-легенда. Город священный.

В шахматном круге – вечные горы.
Люди не слуги – солнечный город.
Вырублен камень. Место моленья.
Создан руками Будда Майтрейя*.

Время восхода счастье откроет.
Чудо природы – сказочный город.
Разные люди. Нищих не будет –
равные люди в городе Будды.

Только бы стены жить не устали.
Только бы трещин нЕ дали стали.
Только б измены не было цели. --
Город не канет в мир параллельный…


*В Северной Индии, Тибете и Монголии особо почитался Будда Майтрейя — грядущий Будда, который якобы должен явиться на землю и спасти человечество, установив мир и справедливость. Наступление счастливой эры Майтрейи Рерих связывал с циклом легенд о Шамбале, счастливой стране. Она будто бы находится где-то на севере, и ее отблеском является северное сияние. Вместе с тем Шамбала мыслится как эпоха грядущего всеобщего равенства и счастья, которая вот-вот должна наступить на земле.

Предсказание о наступлении эпохи Шамбалы в 1920-е годы волновало все народы Азии. Рерих отмечал, что Сухэ-Батор, герой монгольского национально-освободительного движения, сложил песню о Шамбале. Установление царства Шамбалы якобы будет связано с битвами, которые прославят князя Ригден-Джапо, предводителя войска Шамбалы, и будет сопровождаться приметами, символами, которые Рерих часто использует в картинах серии «Майтрейя» (http://gallery.facets.ru/show.php?id=828).


_____________

Для монографии:

**Экспозиция Горьковского государственного художественного музея содержит одиннадцать произведений Н. К. Рериха, относящихся к разным периодам его творчества. Основную их часть составляет серия «Майтрейя». Когда в 1926 году художник посетил Москву, он оставил эти картины у А.Б. Луначарского в качестве подарка Советскому правительству. От Луначарского серия «Майтрейя» в начале 1930-х годов перешла к А. М. Горькому, который в 1936 году передал ее в Горьковский художественный музей.

***«Рассказать красоту этого многодневного снежного царства невозможно. Такое разнообразие, такая выразительность очертаний, такие фантастические города, такие скалы. При этом поражающе звонкое молчание пустыни. И люди перестают ссориться между собою, и стираются все различия, и все без исключения впитывают красоту горного безлюдья» (Н.К. Рерих).


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.