Стихи Юрия Кублановского
Иосиф Бродский
«Поэзия Юрия Кублановского отличается верностью традициям русского стихосложения, ненавязчиво, с большим чувством меры обновлённой метафоричностью — никогда не эксцентричной, всегда оправданной по сущности; и естественной упругости стиха, часто просящегося к перечитыванию и запоминанию».
Александр Солженицын
Душа-скиталица — она одновременно всюду: ловит ускользающее мгновение, тоскует по тому, что прошло, испытывает будущее. Сколько же счастья и неприкаянности в нашем земном странствии — такие мысли рождаются при чтении новой книги Юрия Кублановского «Неисправные времена». И если формулировать лаконично, главная тема сборника — душа и время.
Как признал сам поэт: «Судьба извилисто мной распорядилась». Он родился в Рыбинске, с детства любил рисовать, а потом как вспышка — открылось литературное дарование. 15-летним вихрастым мальчишкой приехал знакомиться к «трубадуру оттепели» Андрею Вознесенскому. Столичный мэтр подарил юному и отважному гостю из глубинки свою дружбу, которую они пронесли «по жизни» — то сближаясь, то отдаляясь. В своем поэтическом призвании Юрий Кублановский не сомневался. Но, не видя себя в советском литературном истеблишменте, поэт получил образование искусствоведа. Дальше было много «дорог и развилок» — участие в СМОГе, работа экскурсоводом на Соловках и в Ферапонтовом монастыре, духовное окормление у протоиерея Александра Меня, эмиграция, дружба с И. Бродским и Солженицыным...
В 90-е годы, когда в стране происходила «великая криминальная революция», поэт встал в оппозицию ельцинскому режиму и его радетелям — «на меня клепали, что чуть не красный…» — напишет он в стихах.
Это потребовало настоящего мужества и смелости — без всякого двурушничества, столь свойственного творческой интеллигенции, умеющей держать нос по ветру. Подобная твёрдость закономерна. Поэт проделал мировоззренческую эволюцию от русского западничества к почвенничеству. Этой консервативной «траектории» он придерживается и теперь.
В настоящее время Юрий Кублановский стал известен как публицист и участник политических ток-шоу на телевидении, где даёт отповедь либералам. Хочется верить, что для многих эта узнаваемость и медийность может стать трамплином к поэзии «смиренника-аристократа», как его очень метко охарактеризовал критик Павел Басинский.
Юрий Кублановский входил в литературу в 60-е годы ХХ столетия. И его можно смело отнести к поэтам Бронзового века. Сегодня эту концепцию активно разрабатывает и популяризирует богослов и культуролог Александр Щипков. Бронзовым веком он называет поэзию авторов, заявивших о себе в 1953–1990 годы. Этот период — антитеза декадансу Серебряного века и «поэзии Политеха». К представителям Бронзового века Александр Щипков относит позднего Н. Заболоцкого, Охапкина, Иосифа Бродского, Виктора Кривулина, Олега Чухонцева, Ольгу Седакову.
«Это поэты, которых коснулся Христос, — объясняет свою концепцию Щипков. — Они вернули в поэзию религиозную составляющую, которая была потеряна в декадансе и футуризме и почти не ощущалась в советской литературе. В Серебряном веке была оккультная религиозность. А Заболоцкий, прошедший войну и лагерь, стал родоначальником новой искренности, новой сакральности. «Поэты Политеха», будь то Рождественский или Вознесенский, тоже были яркими и одаренными. Но это была публицистическая поэзия, альтернативный официоз. А поэты Бронзового века говорили о горних и не сиюминутных вещах».
Встреча
Б.Михайлову
Когда в мильонной гидре дня
узнаю по биенью сердца
в ответ узнавшего меня
молчальника-единоверца,
ничем ему не покажу,
что рад и верен нашей встрече,
губами только задрожу
да поскорей ссутулю плечи...
Не потому что я боюсь:
вдруг этим что-нибудь нарушу?
А потому что я – вернусь
и обрету родную душу.
Не зря Всевышнего рука
кладёт клеймо на нас убогих:
есть нити, тайные пока,
уже связующие многих.
1976
Петербургская элегия
Елене Шварц
Послушно поземку к Петру
несёт под копыта коня.
На парусном влажном ветру
ты, может быть, встретишь меня.
Державе держать недосуг
летучего змея границ.
И остовы новых фелюг
с корсетами императриц
заманчиво схожи. Прилип
к зелёному кубку с орлом
румяный детина. Полип
чухонской зимы за окном
в Европу оскалился тут,
когда от радений хлыща
старушечьи букли бегут
с подушек, как мыши пища.
… Где возле ростральных стволов
на стрелке пустая скамья
и парусный ветер свинцов
– ты, может быть, встретишь меня.
1979
Далеко за звездами, за толчёным
и падучим прахом миров иных
обитают Хлебников и Кручёных,
и рязанский щеголь с копной льняных.
То бишь там прибежище нищих духом
всех портняжек голого короля,
всех, кому по смерти не стала пухом,
не согрела вовремя мать-земля
под нагромождёнными облаками
в потемневших складках своих лощин.
Да и мы ведь не были слабаками
и годимся мёртвым в товарищи.
И у нас тут, с ними единоверцев,
самоучек и самиздатчиков,
второпях расклеваны печень, сердце
при налете тех же захватчиков.
... Распылится пепел комет по крышам.
И по знаку числившийся тельцом,
и по жизни им не однажды бывший –
приложусь к пространству седым лицом.
1 ноября 1999 г.
Иллюстрация - рисунок Людмилы Зленко
Свидетельство о публикации №116101911014